Предложенные изменения в законодательство о Высшем антикоррупционном суде должны устранить проблему перегрузки суда делами и проводить судебные разбирательства уголовных производств по коррупционным преступлениям в разумные сроки.
Об этом KV стало известно из законопроекта президента Владимира Зеленского №1025 “О внесении изменения в Закон Украины “Про Высший антикоррупционный суд” (относительно начала работы суда)” от 29 августа 2019 года, который опубликован на сайте Верховной Рады (ВР).
Вносимыми изменениями предлагается изложить в новой редакции пп “х” пп 3 п. 2 раздела VI “Заключительные и переходные положения” закона, согласно которому подсудность Высшего антикоррупционного суда (ВАКС) как суда первой, апелляционной инстанций, следственных судей распространяется на уголовные производства, сведения о которых внесены в Единый реестр досудебных расследований, кроме уголовных производств, досудебное расследование в которых осуществляется или осуществлялось Национальным антикоррупционным бюро Украины (НАБУ) и закончено прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП). Также предусмотрено, что в ВАКС передаются все уголовные производства, досудебное расследование в которых завершено прокурорами САП и судебное разбирательство которых судами первой, апелляционной инстанций не завершено до дня начала работы ВАКС.
Читайте: Рябошапка намерен каждую неделю привлекать к ответственности высокопоставленных чиновников
KV писала, что закон вступил в силу 14 июня 2019 года.
ВАКС будут подсудны уголовные производства в коррупционных преступлениях, подследственных НАБУ, только в том случае, если размер предмета преступления или причиненного ущерба в 500 и более раз превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц (по состоянию на сейчас это 881 тыс. гривен).
13 июня, накануне вступления в силу закона, организация Transparency International Украина призвала исправить положение об апелляции, согласно которому апелляции по делам НАБУ, которые сейчас рассматриваются в судах, будут проходить в судах общей юрисдикции, а не в апелляционной палате ВАКС. Подчеркивается, что такая норма появилась уже в обнародованном тексте закона. Она не была зачитана в сессионном зале перед принятием закона и не обсуждалась на комитете.
Напомним, что собрание судей ВАКС 7 мая определило официальную дату начала работы суда 5 сентября 2019 года – это должно завершить становление системы антикоррупционных органов в Украине.
Однако, проблема состоит в том, что предусмотренный действующим законодательством порядок передачи в ВАКС подсудимых ему производств, которые сейчас рассматриваются другими судами, приведет к поступлениям в ВАКС тысяч уголовных производств, не относящихся к топ-коррупции, производств, в которых всплыли сроки давности и которые расследовались органами досудебного расследования с нарушением правил подследственности.
По состоянию на 17 мая 2019 не менее 3592 уголовных производства должны быть переданы в Суд в соответствии с требованиями закона, 3406 из которых находятся в судах первой инстанции, а 186 уголовных производств – в судах апелляционной инстанции. При этом только в 169 из 3592 уголовных производств досудебное расследование осуществлялось НАБУ, а это по состоянию на 5 сентября 2019 (начало работы суда) только 5% дел, которые должен получить ВАКС.
В соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Украины дела будут рассматриваться в суде коллегиями в составе трех судей, а в апелляционной инстанции – в составе пяти судей (численность судей Суда составляет 38 человек, из которых 12 – судьи Апелляционной палаты Суда).
Таким образом, после передачи упомянутого количества уголовных производств в ВАКС возникнет ситуация с чрезмерной нагрузкой на судей.
Отметим также, представительство ЕС в Украине ранее призвали депутатов прошлого созыва внести изменения в Закон и устранить проблему перезагрузки судей и позволить ВАКС сосредоточиться на делах о топ-коррупцию.
Читайте: Зеленский запускает большую чистку в прокуратуре
Фото: Корреспондент.net