Столичный профсоюз медработников обратился к украинскому правительству с просьбой обратить внимание на угрозу прекращения нормального функционирования многочисленных учреждений здравоохранения Киева из-за внедрения второго этапа реформирования системы здравоохранения Украины. Внедренные правительством новые тарифы на медицинское обслуживание населения в разы ниже реальной рыночной стоимости услуг. В профсоюзе прогнозируют, что данная ситуация приведет к массовым увольнениям работников от 30% до 60%.
Об этом KV стало известно из обращения Киевского городского профсоюза работников охраны здоровья к премьер-министру Денису Шмыгалю от 30 марта 2020 года № 63/1.
“Обращаемся к Вам по вопросу неотложного реагирования на угрозы существования многочисленных учреждений здравоохранения столицы государства, возникающие с внедрением второго этапа реформирования системы здравоохранения Украины! И в первую очередь, связанные с изменением финансирования этих учреждений”, – говорится в сообщении.
Отмечается, что одной из задекларированных правительством стратегических задач медицинской реформы является переход к оплате деятельности поставщиков медицинских услуг на основе конкретных медицинских услуг, что должно способствовать повышению экономической эффективности использования средств, которые они получат по договорам от Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ) по программам медицинских гарантий.
Согласно документу, профсоюз неоднократно обращался к президенту, правительству, профильному комитету и депутатам Верховной Рады, Министерству здравоохранения, НСЗУ по вопросу несоответствия внедренных тарифов на медицинское обслуживание населения по программам медицинских гарантий, утвержденных постановлением Кабинета министров от 5 февраля 2020 № 65 “Некоторые вопросы совершенствования реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2020 году”, реальной рыночной стоимости услуг потребностям отрасли, а также касательно многочисленных нарушений норм закона “О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения” при их исчислении. К сожалению, ни одним органом государственной власти не были приняты надлежащие и достаточные меры реагирования.
Сейчас стоимость тарифов почти на все виды медицинских вмешательств, определенных указанным постановлением № 65, остаются в 2-8 раз ниже, чем существуют в условиях рынка. Так, никакой критики не выдерживает и ценообразования на прием специалиста узкого профиля в 49 гривен, например, кардиолога или эндокринолога, или проведение диагностического обследования в амбулаторных условиях.
Отмечается, что в расчетах тарифов вообще не заложено четкой и понятной составляющей на оплату труда медицинского персонала, операционных расходов учреждений и тому подобное.
“И сегодня, в преддверии внедрения второго этапа медицинской реформы, учреждениям здравоохранения со стороны НСЗУ доведены предельные суммы финансирования по договорам в т.ч. по принципу “глобальный бюджет” на 9 мес. 2020 года. К сожалению, эти показатели по финансированию, в подавляющем большинстве, не только не добавляют оптимизма, а вызывают глубокое беспокойство за будущее состояние здравоохранения, соблюдение трудовых прав медработников и базового права на труд, и также в целом возможности оказания медицинской помощи гражданам”, – говорится в сообщении.
Для примера, профсоюз приводит выборочный перечень учреждений здравоохранения, которые имеют наибольшее недофинансирование на следующие 9 месяцев в 2020 году в виде глобальной ставки к аналогичному периоду в 2019 году:
– КНП “Консультативно-диагностический центр детский Дарницкого района Киева” – 23% (выделено 6,5 млн гривен при необходимости 28,2 млн гривен);
– КНП “Консультативно-диагностический центр Святошинского района Киева” – 38% (выделено 41,5 млн гривен при необходимости 110,1 млн гривен);
– КНП “Детская клиническая больница № 3 Соломенского района города Киева” – 61% (выделено 17,3 млн гривен при необходимости 28,6 млн гривен);
– КНП “Консультативно-диагностический центр” Шевченковского района Киева – 47% (выделено 58 млн гривен при необходимости 124 млн гривен);
– КНП “Консультативно-диагностический центр” Оболонского района Киева – 69% (выделено 46 млн гривен при необходимости 67 млн гривен);
– КНП “Киевский городской психоневрологический диспансер № 5” – 10% (выделено 0,9 млн гривен при необходимости 9 млн гривен);
– КНП “Кожно-венерологический диспансер № 3 Святошинского района” – 50% (выделено 4,8 млн гривен при необходимости 9,7 млн гривен);
– КНП “Киевская городская клиническая больница скорой медицинской помощи” – 78% (выделено 82,8 млн гривен при необходимости 105,1 млн гривен);
– КНП “Киевский городской консультативно-диагностический центр” – 12% (выделено 7,08 млн гривен при необходимости 60 млн гривен).
Таким образом, с 1 апреля 2020 указанные учреждения здравоохранения не смогут обеспечить даже выплату заработной платы работникам в полном объеме, не говоря уже о выплате надбавок, доплат или иных поощрительных, компенсационных, гарантийных выплат, предусмотренных действующим законодательством или действующими коллективными договорам, что значительно ухудшает условия труда и приведет к массовым увольнениям работников от 30% до 60%.
В документе говорится, что данная ситуация также сделает невозможным и дальнейшее обеспечение устойчивой работы этих учреждений, что недопустимо в условиях существующего и прогрессирующего кадрового дефицита в отрасли, чрезмерной нагрузки на персонал в режиме чрезвычайной ситуации, в условиях вспышки острой респираторной болезни COVID-19.
В то же время, при недостаточном уровне укомплектованности штатных должностей в учреждениях здравоохранения, работодатели будут вынуждены увеличивать количество смен для работников, чтобы обеспечить непрерывность оказания медицинской помощи. Как следствие, произойдет увеличение еженедельной и ежемесячной продолжительности рабочего времени сверх установленной законодательством нормы. При этом, в соответствии с требованиями ст. 62 КЗоТ Украины, в приведенном случае применения сверхурочных работ недопустимо, и приведет к нарушению трудовых прав работников.
В связи с этим Профсоюз просит Дениса Шмыгаля:
– внедрить дополнительные механизмы по финансированию учреждений здравоохранения государственной и коммунальной формы собственности с учетом реальной потребности до конца 2020 года;
– пересмотреть тарифы на медицинское обслуживание населения по программам медицинских гарантий, утвержденные постановлением Кабинета министров от 5 февраля 2020 № 65 путем приведения их к рыночным и экономически обоснованным, с определением составляющей доли на оплату труда медицинского персонала;
– определить в тарифах и корректирующих коэффициентах базу компонента оплаты труда медицинских работников в величине, которая составляет не менее 250% средней заработной платы в Украине за июль прошлого года;
– привлечь к программе медицинских гарантий, сформированной за счет средств Государственный бюджет Украины, исключительно государственные и коммунальные учреждения здравоохранения.
Как сообщала KV, 13 апреля Верховная Рада на внеочередном заседании приняла проект изменений в госбюджет-2020. Среди прочего, для борьбы с коронавирусом Кабмин теперь создаст специальный бюджетный фонд, при этом по сравнению с первоначальной версией он будет составлять 64 млрд гривен, а не 120 млрд. В то же время, по словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, в бюджете в полтора раза увеличено финансирование медицины.
Подробнее: Рада поддержала секвестр госбюджета-2020
Напомним, также 13 апреля Верховная Рада приняла законопроект, который позволит временно создавать спецбольницы для борьбы с инфекциями в том числе и с коронавирусной болезнью COVID-19.
Читайте: Коронавирус и медицинская реформа. Коллапс, которого уже почти не избежать
Фото: depositphotos.com