Сегодня Верховная Рада (ВР) проголосовала в первом чтении президентский законопроект, предусматривающий вознаграждение обличителям коррупционных преступлений в размере десяти процентов от суммы “коррупционной сделки” или нанесенного государству ущерба.
Об этом KV стало известно из законопроекта Владимира Зеленского №1010 “О внесении изменений в закон Украины” О предотвращении коррупции ” относительно обличителей коррупции”, рассмотренного Радой на утреннем пленарном заседании 13 сентября.
Законопроектом, предлагается дополнить закон Украины “О предотвращении коррупции” статьей 53-7 “Вознаграждение обличителю”, которая предусматривает право обличителя коррупции на вознаграждение за сообщение о коррупционном преступлении.
За поощрение обличителей коррупции высказались 283 народных депутата.
Чтобы дело касалось применения этого закона, устанавливается, что денежный размер коррупционного преступления или нанесенные государству убытки должны в пять тысяч и более раз превышать размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на момент совершения преступления.
Документом предполагается три способа сообщения о возможной коррупции: уполномоченному органу по месту работы обличителя, через СМИ и общественные организации, а также через анонимный канал Национального агентства по противодействию коррупции (НАПК). Законопроект расшифровывает понятие обличителя – это лицо, убежденное в достоверности сообщаемой им информации о возможных фактах коррупции или связанных с ней правонарушений.
В случае окончательного принятия законопроекта (во втором чтении в целом), обличители будут получать 10 % от денежного размера предмета коррупционного преступления или размера причиненного государству ущерба, но не более чем 300 необлагаемых минимумом доходов граждан.
Вознаграждение будет выделяться из средств, поступающих от возмещения ущерба государству, от уплаты санкций, штрафов и т.д. в рамках расследования коррупционных дел.
При этом, не имеет права на вознаграждение человек, который сообщил о преступлении в рамках соглашения в уголовном производстве или является соучастником коррупционного деяния. Либо же – если он действовал в рамках своих служебных обязанностей.
Законодательные изменения также касаются:
-
определения правового статуса обличителей коррупции, их прав и гарантий защиты;
-
обеспечения условий для раскрытия информации о коррупции;
-
порядка раскрытия обличителем коррупции информации;
-
освобождения от ответственности обличителей коррупции;
-
обеспечения государственной защиты обличителей коррупции.
Во время обсуждения законопроекта мнения депутатов разделились. Часть нардепов настаивали, что документ “сырой” и требует существенной доработки ко второму чтению (на это у депутатов есть неделя). Другие нардепы, из числа “Оппозиционной платформы – За жизнь” и группы “За будущее” вообще высказались против, мол, закон об обличителях коррупции грозит стать “законом о стукачах”, учитывая менталитет украинского общества и исторический опыт времен СССР. Сторонники же принятия законопроекта парировали: такие аргументы, считают они, не более чем ширма, чтобы коррупционеры могли бы и дальше спокойно красть.
Читайте: ВР может на неделе рассмотреть пять антикоррупционных законопроектов Зеленского
KV писала, что ВР на этой неделе уже проголосовала несколько важных законопроектов в сфере антикоррупционной борьбы. В частности, изменениями законопроекта №1029 в закон “О предотвращении коррупции” изменена форма правления Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) – с коллегиальной на единоличную, а ее председатель будет назначаться Кабмином на открытом конкурсном отборе. Досрочно уволить его смогут после независимой оценки экспертами, предложенными международными организациями.
KV сообщала, что 10 сентября, парламент в первом чтении принял законодательные изменения, которые коснутся украинской прокуратуры: переименование Генпрокуратуры в Офис генпрокурора, ликвидацию военной прокуратуры и сокращение прокурорского штата.
Также KV писала, что ВР 10 сентября согласилась предоставить Национальному антикоррупционному бюро (НАБУ) и Госбюро расследований (ГРБ) прослушивать и обыскивать народных депутатов.
При этом делать это названные ведомства смогут самостоятельно, без посредничества Службы безопасности Украины (СБУ). А рассматривать дела, которыми занимались раньше НАБУ и Специальная антикоррупционная прокуратура (САП), будет Высший антикоррупционный суд Украины.
ВР также сделала первый шаг к возвращению криминализации незаконного обогащения топ-чиновников.
Отметим, что 5 сентября, начал работу Высший антикоррупционный суд Украины.
Читайте: Перезагрузка НАПК: Рада пошла навстречу инициативам президента Зеленского (видео)
Фото: KP.UA