Рада не приняла новый закон о разведке, будет повторное второе чтение

Рада не приняла новый закон о разведке, будет повторное второе чтение

Верховная Рада (ВР) не приняла закон о разведке взамен действующего документа двадцатилетней давности. Предполагалось, что общее руководство разведсообществом будет осуществлять президент, назначая (и увольняя) руководителей разведорганов. Эти органы призваны защищать национальные интересы Украины от внешних угроз, а для этого получают широкие права как за пределами страны, так и на ее территории.

Об этом KV стало известно в ходе внеочередной сессии ВР 21 июля 2020 года. 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Проект закона №2412-д “О разведке” народные депутаты решили не принимать во втором чтении. Вместо этого документ вернули в комитет по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки на подготовку к повторному второму чтению. За это проголосовал 231 нардеп.

Вместе с новым законом о разведке должен был вступить в силу и принятый накануне закон №2414-д “О внесении изменений в Закон Украины “О Службе внешней разведки” о деятельности Службы внешней разведки Украины”, касающийся некоторых правовых аспектов деятельности СВР. 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

По законопроекту, разведка – это организационно-функциональное сочетание определенных разведывательных органов (определенных этим же законом) и деятельности, которую они осуществляют по отдельности или вместе с другими членами разведсообщества – “с целью обеспечения национальной безопасности и обороны Украины”.

Разведка: миссия и задачи

Помимо прочих, функция разведки – выявлять и определять степень внешних угроз нацбезопасности (в т.ч. в киберпространстве), жизни и здоровью ее граждан и госсобственности за пределами Украины (в т.ч. обеспечивать безопасность украинских посольств и содействовать осуществлению контрразведывательного обеспечения иностранных дипломатических учреждений Украины). Их обязанность – принимать меры против таких угроз и нейтрализовать другие внешние угрозы нашей стране, в т.ч. угроз терроризма, транснациональной организованной преступности, контрабанды оружия, подрывной деятельности против Украины.

Разведчики добывают разведывательную информацию – такие сведения и данные, которые не являются общедоступными. Сюда относится, в частности, информация, которую не возможно получить официальным путем, но которая в интересах нацбезопасности и обороны Украине нужна – например, о намерениях и планах иностранных государств.

Основных задач у разведки три:

  • своевременное обеспечение потребителей разведывательной информацией;

  • содействие реализации национальных интересов Украины;

  • противодействие внешним угрозам национальной безопасности Украины в определенных законом сферах.

Потребители же этой информации – президент, председатель ВР, глава и члены профильного парламентского комитета, а также премьер-министр, члены и секретарь СНБО плюс “определенные Президентом Украины другие составляющие сектора безопасности и обороны Украины, которым в установленном законом порядке предоставляется разведывательная информация”.

Разведка: структура

Субъектами разведывательного сообщества являются:

  • координационный орган по вопросам разведки (может создаваться президентом как постоянно действующий вспомогательный орган; его решения, введенные в действие актами президента, будут обязательными для сообщества разведки);

  • разведывательные органы, определенные этим законом;

  • оперативные подразделения Центрального управления Службы безопасности Украины (СБУ), которые занимаются контрразведкой (перечень которых определяет президент);

  • определенные Советом национальной безопасности и обороны (СНБО) другие составляющие сектора безопасности и обороны, которые привлекаются разведорганами к исполнению тех или иных задач и усиления разведпотенциала государства.

Общая координация деятельности этих субъектов возлагается на СНБО. 

Собственно, разведывательными органами, являющимися юридическими лицами публичного права (Положения о них утверждает президент), считаются:

  • Служба внешней разведки (СВР);

  • разведывательный орган министерства обороны;

  • разведорган центрального органа исполнительной власти (ЦОИВ), который реализует государственную политику в сфере охраны государственной границы (т.е. Погранслужбы, входящей в состав министерства внутренних дел (МВД) и подотчетная министру МВД).

Общее руководство осуществляет президент. Непосредственное – назначенные им руководители. Ими могут быть граждане Украины (двойное гражданство не допускается даже у их близких родственников, которые не должны быть гражданами страны-агрессора), которые имеют высшее образование, не судимы (в т.ч. в админпорядке за коррупцию), владеют государственным языком, способны “по своим деловым и моральным качествам, образовательному и профессиональному уровню, состоянию здоровья исполнять соответствующие должностные (служебные) обязанности” и имеют стаж работы в разведывательных структурах.

Организационную структуру разведывательных органов также определяет президент, а граничную численность – Рада (в пределах утвержденной парламентом общей численности Вооруженных сил).

Разведсферы СВР – внешнеполитическая, экономическая, военно-техническая, научно-техническая, информационная, экологическая, кибербезопасность. Внешней разведке посвящен и отдельный закон, и, частично, рассматриваемый. 

Разведорган Минобороны занимается военной сферой, сферой обороны, войскового строительства, военно-технической и кибербезопасности. 

Разведорган ЦОИВ, ответственного за охрану государственной границы, занимается разведкой, касающейся госграницы и охраны суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне. При этом, оргструктура и численность этого органа не входят в состав самого ЦОИВ. 

Никому другому заниматься разведкой, по закону, не положено (запрещено, “кроме проведения разведывательных мероприятий и осуществления специальной разведки другими субъектами разведывательного сообщества в случаях, предусмотренных этим законом”, см. ниже).

Приоритетные задачи перед органами разведки ежегодно ставит президент, учитывая характер внешних угроз и текущей обстановки. Долгосрочное планирование осуществляется на основе Национальной разведывательной программы (она разрабатывается и утверждается в соответствии со ст. 32 закона “О национальной безопасности Украины”).

В своей деятельности разведорганы ведут разведывательные дела – для ее организации, систематизации, документальной фиксации и анализа. Порядок открытия, ведения, закрытия и хранения этих разведывательных дел определяют сами органы разведки.

Разведка: методы

Органам разведки предписано для исполнения задач и осуществления своих функция проводить разведывательные мероприятия как за пределами страны, так и на ее территории – “если они непосредственно связаны с осуществлением разведывательной деятельности за пределами Украины или направлены на добычу разведывательной информации, имеющей источник происхождения за пределами Украины”.

Если такая связь есть, то осуществлять разведывательные мероприятия относительно лиц, мест или предметов, находящихся на территории Украины позволяется только по решению суда, который может позволить снимать информацию с электронных систем без ведома владельцев или пользователей, проникать в публично недоступные места, устанавливать локализацию радиоэлектронных средств, негласно осматривать корреспонденцию и т.п. 

Соответствующие ходатайства органов разведки в автоматизированной системе документооборота суда отображаться не будут, равно как и не будут фиксироваться средствами фиксации во время рассмотрения на закрытых судебных заседаниях. Срок же действия решения суда (его не будут вносить в единый реестр судебных решений ввиду секретности вопроса) по такому ходатайству ограничивается шестью месяцами.

При этом в законопроекте отдельно оговаривается, что разведмероприятия не могут проводиться для решения задач уголовного производства (но если во время проведения разведывательных мероприятий были выявлены признаки преступления, разведорганы сообщают об этом соответствующий орган досудебного следствия – если это не мешает разведке, то сразу, если же ставит под угрозу выполнение задания – по его завершении).

Для того, чтобы успешно достигать поставленных законодателем перед разведсообществом задач, разведывательные органы наделяются рядом полномочий. В соответствии с ними, эти органы могут прибегать к следующему:

– организовывать и проводить разведывательные мероприятия;

– создавать структурные, в том числе территориальные (!), подразделения, а также “заведения и учреждения” (укр. – “заклади, установи”);

– использовать условные наименования;

– открывать и использовать счета в национальной и иностранной валюте в банках и других финучреждениях;

– использовать сотрудников под прикрытием (сотрудник под прикрытием – это такой кадровый сотрудник, который работает без раскрытия информации о его принадлежности к разведоргану);

– создавать, реорганизовывать и ликвидировать структуры прикрытия, использовать и отчуждать средства и имущество, приобретенные в результате их деятельности;

– производить и использовать средства прикрытия;

– осуществлять конфиденциальное сотрудничество с разными лицами;

осуществлять в определенном законодательством порядке контролируемое (под оперативным контролем) перемещение лиц и (или) предметов через государственную границу;

– опрашивать людей (в т.ч. с использованием технических средств регистрации реакций человека);

– использовать по договору служебные помещения, транспорт и другое имущество предприятий, учреждений и организаций вне зависимости от форм собственности, а при согласии отдельных лиц – принадлежащие им жилые и нежилые помещения, транспорт и тд.;

– обрабатывать персональные данные сотрудников разведорганов и кандидатов на службу в них;

– проверять лиц в связи с их назначением на должности в разведорганы или при их привлечении к конфиденциальному сотрудничеству (при этом, обрабатывая персональные данные этих лиц и их близких родственников);

– проверять граждан из числа сотрудников под прикрытием и тех, кто негласно сотрудничает, перед тем как допустить их к конкретной секретной информации, необходимой этим лицам для выполнения возложенных на них разведорганом задач (причем, независимо от того – есть ли у этих лиц допуск к гостайне или нет);

– осуществлять специальную обработку информации из открытых источников, информационных систем, баз данных, реестров, учетов;

– получать доступ (в т.ч. непосредственный) к информационным базам и реестрам органов власти;

– защищать информацию техническими, криптографическими и другими средствами, чтобы обезопасить ее от технических разведок;

– создавать и использовать информационные, информационно-телекоммуникационные системы;

– создавать самим или закупать, программировать, модернизировать, приспосабливать и использовать технические средства разведки, вооружение, боеприпасы, военную и специальную технику и технические спецсредства;

– привлекать к сотрудничеству экспертов;

– иметь ведомственную символику и поощрительные отличия;

– осуществлять другие полномочия, определенные законодательством.

Прикрытие, вербовка, спецзадания

Разведорганы могут использовать специально изготовленные предметы и документы – средства прикрытия, необходимые для разведки при осуществлении возложенных на нее задач. Эти средства прикрытия могут содержать полностью или частично ложные данные или сведения о событиях, явлениях, фактах.

Кроме этого, могут создаваться (за счет бюджетных средств) целые предприятия, учреждения, организации, филиалы и другие структуры прикрытия. Такие структуры могут создаваться и за границей, и на территории Украины. Их документы также могут целиком или не полностью быть недостоверными, но как и в случае с документальными средствами прикрытия подлежат регистрации.

При этом, проект закона предусматривает, что изготовление средств прикрытия, использование средств и имущества структур прикрытия осуществляются в порядке, определенном Кабинетом министров.

Документ регламентирует еще один специфический нюанс деятельности спецслужб – привлечение лиц к конфиденциальному сотрудничеству. К нему можно привлекать совершеннолетних дееспособных лиц. За это они могут получать от разведорганов вознаграждение или “другие поощрения”, а чтобы их привлечение давало лучший результат, органы могут осуществлять их “подготовку, переподготовку и повышение квалификации” (в образовательных учреждениях, которые относятся к сфере управления разведорганов). 

Сведения, полученные такими лицами в результате сотрудничества, не могут быть ими разглашены без разрешения разведывательного органа. 

Отдельная тема – сотрудники под прикрытием. Это не те, о ком речь шла в предыдущем абзаце. Как уже было сказано, это кадровые сотрудники, но то, что они работают на органы разведки не афишируется, об этом может знать ограниченных круг лиц разведоргана. 

“Под прикрытие” разведчики могут назначаться на должности в госорганы, органы местного самоуправления, войсковые формирования, на любые предприятия, учреждения и организации, а также в специально созданные структуры прикрытия. Там они могут работать до тех пор, пока начальство органа разведки не сочтет это наперед излишним, и тогда обязаны уволиться с должности прикрытия. 

Важно: сотрудники под прикрытием и лица, привлеченные к конфиденциальному сотрудничеству, “для выполнения специальных заданий в интересах обеспечения национальной безопасности и обороны” могут находиться в составе террористических или других преступных организаций, транснациональных организованных преступных групп и др. организаций, “которые создают внешние угрозы национальной безопасности Украины”.

Разведка в “особый период”

Проект закона устанавливает особенности разведдеятельности в особый период, во время военного положения, антитеррористической операции или осуществления мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии.

В это время разведка может проводить разведывательные мероприятия относительно лиц, мест и вещей, которые находятся на временно оккупированной территории или территории, где органы госвласти временно не действуют. 

При этом, военной разведке и разведке сил специальных операций не потребуется решение суда для слежки за людьми и объектами на этих неподконтрольных территориях. 

Читайте: Нардепы решили, что Раде ни к чему контролировать Службу внешней разведки

Фото: Zik.ua

КиевVласть

Автор:
Алексей Игнатьев
Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
“Маневр на 3 млрд”: Київрада погодила збільшення статутного капіталу “Спецжитлофонду”
“Маневр на 3 млрд”: Київрада погодила збільшення статутного капіталу “Спецжитлофонду”
09:00 Столична міськрада вирішила поповнити статутний капітал КП “Спецжитлофонд” на 3 млрд гривень за рахунок бюджету Києва. Ці гроші мають піти на формування т.зв.…
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
09:00 Генпрокуратура через суд намагається повернути державі земельну ділянку площею 5,69 га на просп. Академіка Глушкова, 65 (територія НПП “Голосіївський”). У 2022 році право…
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
09:00 У жовтні столичні розпорядники бюджетних коштів назамовляли робіт, товарів та послуг на 4,91 млрд гривень, що майже на півтора мільярди більше цього показника…
Banner
QlU7mDx4