Верховная Рада (ВР) приняла за основу законопроект, который предполагает создание на местах звенья единой государственной системы гражданской защиты. В масштабах государства этим займутся Кабмин и местные госадминистрации, на уровне общин – местные власти. В чрезвычайных случаях они получат право пользоваться транспортом граждан и перевозчиков – если для эвакуации не достанет машин спасателей.
Об этом KV стало известно в ходе очередного пленарного заседания ВР 8 сентября 2021 года.
Законопроект №5608 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам гражданской защиты” поддержало за основу 276 народных депутатов.
Первый автор законопроекта – глава профильного (по вопросам экологической политики и природопользования) комитета ВР Олег Бондаренко.
Законопроект призван уточнить задачи, права и обязанности в сфере гражданской защиты субъектов хозяйствования, граждан и органов власти, а также усовершенствовать организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС).
В Пояснительной записке к законопроекту говорится, что украинское законодательство в области защиты населения и территорий от ЧС требует усовершенствования с учетом мирового опыта, а также отечественного опыта – полученного в условиях вооруженного конфликта на востоке страны и ликвидации последствий ЧС, связанных с взрывами на военных арсеналах в Харьковской, Винницкой и Черниговской областях, а также при других резонансных чрезвычайных ситуациях и событиях.
“На сегодня планировка и застройка территорий местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в подавляющем большинстве случаев осуществляется без эффективных инженерно-технических мероприятий гражданской защиты, а соответствующая градостроительная и проектная документация не подлежит обязательной экспертизе”, – указывают на проблемы коллегам и общественности авторы законопроекта в Пояснительной.
И продолжают: “Имеющиеся защитные сооружения гражданской защиты, построенные в 50 – 60 годах прошлого столетия, сегодня морально и физически устарели, а по своим техническим характеристикам и состоянию готовности могут обеспечить укрытие не более 10% населения. (…) Зато новые жилые массивы, станции метрополитена, сооружения подземного пространства строятся без сооружений и помещений, которые могут использоваться для укрытия населения в условиях чрезвычайных ситуаций, прежде всего военного характера”.
Согласно законопроекту, районными государственными администрациями (РГА), исполнительными органами городских, районных в городах (если таковые имеются), поселковых и сельских советов образуются местные комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, в городских, поселковых и сельских территориальных общинах органами местного самоуправления (ОМС) создаются составные звеньев территориальных подсистем единой государственной системы гражданской защиты (ЕГСГЗ) (укр.: “субланки ланок…”).
К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций (МГА) в сфере гражданской защиты, по предварительно одобренному документу, относятся:
-
создание аварийно-спасательных служб, формирований и специализированных служб гражданской защиты, местной и добровольной пожарной охраны, руководство ими, обеспечение их деятельности и осуществление контроля за готовностью к действиям по назначению;
-
обеспечение заблаговременного накопления и поддержания в постоянной готовности средств индивидуальной защиты населения и формирований гражданской защиты, а также приборов дозиметрического и химического контроля и разведки;
-
утверждение планов комплектования территориальных курсов, учебно-методических центров гражданской защиты.
Аналогично – у ОМС на уровне территориальных общин.
Кроме того, что законопроект согласовывает терминологию, он содержит и новеллы для Кодекса гражданской защиты.
Читайте: Годовая зарплата начальника Управления гражданской защиты КГГА выросла всего на 47 тысяч гривен
Например, граждане Украины в случае ЧС будут обязаны “использовать транспортные средства, находящиеся в их пользовании, для проведения эвакуации (вывоз) членов семьи и другого населения, подлежащего эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации”.
“С целью безотлагательного вывоза населения, подлежащего эвакуации в случае непосредственной угрозы его жизни или здоровью, при условии отсутствия в данное время других транспортных средств, допускается использование транспортных средств граждан с последующим возмещением расходов в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины”, – говорится в другом месте.
При этом, “объемы, виды и типы транспортных средств, которые планируется привлечь в ходе эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации, а также вооруженных конфликтов (из районов возможных боевых действий), определяются органом, принявшим решение о привлечении транспортных средств”.
Отметим, речь в контексте этих новелл идет не только о частных лицах, но и о частных перевозчиках.
Как информировала KV, 12 августа 2021 года Кабинет министров Дениса Шмыгаля внес в ВР законопроект, разграничивающий полномочия МВД (формирующего госполитику в сфере гражданской защиты) и Госслужбы по чрезвычайным ситуациям ГСЧС, (реализующей госполитику в сфере гражданской защиты). О намерениях президента Владимира Зеленского и правящего монобольшинства “Слуги народа” вывести ГСЧС из-под руководства МВД стало известно сразу после отставки министра внутренних дел Арсена Авакова и назначения вместо него главы парламентского правоохранительного комитета Дениса Монастырского. Но идея вывести некогда самостоятельную ГСЧС из-под руководства МВД родилась еще год назад.
Подробнее: Мечты Зеленского сбываются: МВД начинают возвращать к “дореволюционному” состоянию
Фото: “РБК-Украина”