В Верховной Раде (ВР) принят за основу и в целом законопроект парламентской рабочей группы (“компромиссный”) о восстановлении ответственности за декларирование лицами, облеченными полномочиями государственной власти, заведомо недостоверной информации за неправдивые декларации. Нарушителей за решетку сажать не будут, но ограничить свободу смогут, и штрафы установили немалые.
Об этом KV стало известно в ходе пленарного заседания ВР 4 декабря 2020 года.
За основу 287 народных депутатов, а в целом – 289.
Результаты голосования за №4460-д во втором чтении по фракциям:
-
“Слуга народа”: за – 195, против – 0, воздержались – 4, не голосовали – 3 (всего во фракции 246 депутатов);
-
“Оппозиционная платформа – За жизнь”: за – 15, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 14 (всего во фракции 44 депутата);
-
“Европейская солидарность”: за – 19, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 3 (всего во фракции 27 депутатов);
-
ВО “Батькивщина”: за – 11, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 0 (всего во фракции 24 депутата);
-
“За майбутне”: за – 9, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 7 (всего в группе 24 депутата);
-
“Довира”: за – 17, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 1 (всего в группе 20 депутатов);
-
“Голос”: за – 17, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 1 (всего во фракции 20 депутатов);
-
внефракционные: за – 10, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 1 (внефракционных депутатов 18).
По компромиссному проекту закона, предлагается внести изменения в 1726 статью Кодекса Украины об административных правонарушениях, которые позволяют накладывать административные взыскания по этой статье в случае, когда сведения в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, будут отличаться от достоверных на сумму от 100 до 500 прожиточных минимумов (ПМ) для трудоспособных лиц (сейчас – от 100 до 250 ПМ).
Для трудоспособных лиц с 1 января 2021 года ПМ устанавливается в размере 2270 гривен. Таким образом, квалификация составит от 227 тыс. гривен до 1 млн 135 тыс. гривен. Это – минимальный масштаб возможных злоупотреблений.
Предлагается исключить из Уголовного кодекса Украины 3661 статью (декларирование недостоверной информации), при этом дополнить новой, – установив уголовную ответственность в случае, если задекларированные сведения отличаются от достоверных на сумму от 500 до 4000 ПМ (то есть от 1 млн 135 тыс. гривен до 9 млн 80 тыс. гривен) – тогда штраф от 2500 до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ). НМДГ сейчас составляет 17 гривен. Таким образом штраф в данном случае – от 42 тыс. 500 гривен до 51 тыс. гривен. Альтернативна – общественные работы от 150 до 240 часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
А если сведения в декларации будут отличаться от достоверных на сумму более 4000 ПМ, т.е. более 9 млн 80 тыс. гривен, – штраф от 3000 до 5000 НМДГ (от 51 тыс. гривен до 85 тыс. гривен) или общественные работы от 150 до 240 часов, или ограничение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
За умышленное непредставление декларации предлагается “уголовка” в виде штрафа от 2500 до 3000 НМДГ – от 42 тыс. 500 гривен до 51 тыс. гривен (или общественные работы от 150 до 240 часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет).
Кроме того, изменения предлагается внести и в Уголовный процессуальный кодекс. А именно: уголовные производства, о которых речь выше, будут подсудны Высшему антикоррупционному суду, а досудебное расследование будет поручено детективам Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ).
Напомним, 27 октября КСУ обнародовал решение, которым признал неконституционными полномочия Национального агентства по противодействию коррупции (НАПК) по контролю и проверке деклараций, открытому круглосуточному доступу к реестру деклараций, проведению мониторинга образа жизни, а также ряд положений закона “О предотвращении коррупции”.
Отменить это решение и прекратить полномочия судей КСУ президент Владимир Зеленский хотел через ВР, но голосов за внесенный им в Раду законопроект, по имеющимся данным, у “Слуги народа” не хватает. Об этом свидетельствует и список “слуг народа”, демонстративно подписавшихся под “альтернативым” законопроектом №4304 от 2 ноября 2020 года “О возобновлении действия отдельных положений Закона Украины “О предотвращении коррупции” и Уголовного кодекса Украины”, инициированного главой ВР Дмитрием Разумковым и 123 депутатами Рады из разных фракций, в т.ч. “Слуги народа”. В этом законопроекте предлагается вернуть действие спорных норм, касающихся уголовной ответственности за лживые декларации и полномочий НАПК, но не затрагивается вопрос полномочий судей КСУ.
В Раде “конституционным кризисом” занималась специально созданная рабочая группа. Она в закрытом режиме рассмотрела три блока вопросов: восстановление статьи (Уголовного кодекса – KV), касающейся ответственности за представление заведомо недостоверных деклараций, восстановления электронного декларирования с учетом тех позиций, которые высказаны в мотивировочной части решения КСУ и усовершенствования законопроекта о КСУ.
А президент Владимир Зеленский тем временем обратился к Венецианской комиссии с просьбой провести оценку ситуации, вызванной решением КСУ. Зеленский попросил в письме к председателю комиссии Джанни Букиккио дать заключение о состоянии антикоррупционного законодательства Украины после решения КСУ.
Читайте: Зеленский намекнул, что разгонит Раду, если та не распустит КСУ
Фото: “НГУ”