Верховная Рада (ВР) приняла президентский законопроект о референдуме по народной инициативе. Документ, инициированный Владимиром Зеленским, предусматривает, что всеукраинский референдум могут инициировать президент, ВР или граждане. В законе прописана довольно сложная многоуровневая процедура подготовки и проведения референдума. По мнению оппозиции – это сделано специально, чтобы инициативные группы не могли воспользоваться на практике заложенным механизмом. Референдум будет считаться состоявшимся, если в нем приняли участие не менее 50% от зарегистрированных в Госреестре избирателей, а чтобы решение на референдуме считалось принятым, за него должны проголосовать не менее половины участников референдума.
Об этом KV стало известно в ходе пленарного заседания ВР 26 января 2021 года.
Законопроект №3612 “О народовластии через всеукраинский референдум” принят во втором чтении как закон голосами 255 народных депутатов (против – 58, воздержались – 40, не голосовали – 22 из 375 зарегистрированных в зале).
“Слуги народа” дали за законопроект 226 голосов – минимально необходимое количество для принятия решения. Но их подстраховала группа мажоритарщиков “Довира” и некоторые внефракционные. Остальные фракции и группы или голосовали против или воздержались.
Результаты голосования по фракциям:
-
“Слуга народа”: за – 226, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 2 (всего во фракции 246 депутатов);
-
“Оппозиционная платформа – За жизнь”: за – 0, против – 15, воздержались – 7, не голосовали – 13 (всего во фракции 44 депутата);
-
“Европейская солидарность”: за – 0, против – 24, воздержались – 0, не голосовали – 0 (всего во фракции 27 депутатов);
-
ВО “Батькивщина”: за – 0, против – 0, воздержались – 19, не голосовали – 1 (всего во фракции 24 депутата);
-
“За майбутне”: за – 0, против – 0, воздержались – 11, не голосовали – 6 (всего в группе 24 депутата);
-
“Довира”: за – 20, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 0 (всего в группе 20 депутатов);
-
“Голос”: за – 0, против – 17, воздержались – 0, не голосовали – 0 (всего во фракции 20 депутатов);
-
внефракционные: за – 9, против – 2, воздержались – 3, не голосовали – 0 (внефракционных депутатов 18).
Данный законопроект внес в Раду в прошлом году президент Владимир Зеленский, но разработан документ под руководством первого вице-спикера ВР Руслана Стефанчука. В первом чтении документ был принят летом прошлого года.
Еще два других законопроекта тогда не нашли необходимой поддержки: законопроект №2182 “О всеукраинском референдуме” и №3177 “О всеукраинском и местных референдумах по народной инициативе”. Первый из них был инициирован лидером ВО “Батькивщина” Юлией Тимошенко и ее соратником Сергеем Соболевым. Второй отклоненный законопроект – авторства нардепов “Оппозиционной платформы – За жизнь”.
В соответствии с президентским законопроектом, на всеукраинский референдум может быть вынесен только один четко сформулированный вопрос, а ответы на него должны быть сформулированы в императивной форме – “да” или “нет”.
Для проведения всеукраинского референдума по народной инициативе необходимо собрать подписи не менее 3 млн граждан, имеющих право голоса, и это при условии, что подписи собраны не менее чем в двух третях областей (как минимум – 100 тыс. подписей в каждой). На сбор подписей отводится 60 дней.
Назначение референдума по народной инициативе может заблокировать КСУ – по обращению президента или не менее 45 народных депутатов.
Между первым и вторым чтением к законопроекту было подано около полторы тысяч поправок. Из них около трети были учтены профильным комитетом. В основном это процедурные моменты. Хотя оппозиция считает, что эти технические правки призваны усложнить проведение сборов инициативных групп референдума, чтобы заранее нивелировать народную инициативу.
Читайте: Рада предварительно одобрила президентский законопроект о всеукраинском референдуме
В частности, согласно учтенным поправкам ко второму чтению, расширен перечень вопросов, которые не могут выноситься на всеукраинский референдум.
К уже имеющимся в первом чтении:
-
вопросам, которые противоречат Конституции, Общей декларации прав человека или могут привести к нарушению Украиной международных обязательств согласно пакта о гражданских и политических правах, пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод и протоколов к ней;
-
вопросам, направленным на ликвидацию независимости Украины, нарушение суверенитета и территориальной целостности страны, создание угрозы национальной безопасности, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды;
-
вопросам относительно налогов, бюджета, амнистии;
-
вопросам, отнесенным Конституцией и законами к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда, –
добавлены вопросы,
-
“которые отменяют или ограничивают конституционные права и свободы человека и гражданина и гарантии их реализации”.
В первом чтении предполагалось, что результаты народного волеизъявления на всеукраинском референдуме не нуждаются в утверждении каким-либо государственном органом. Ко второму чтению уточнено: кроме вопросов общегосударственного значения. Результаты референдума по таким вопросам будут являться “обязательными для рассмотрения и принятия решения в порядке, определенном Конституцией и законами Украины”.
Если в первом чтении устанавливалось, что решение, принятое на референдуме, может быть изменено только путем референдума же, но не ранее чем через три года со дня его принятия, то в доработанном законопроекте значится более нейтрально: новый референдум по ранее поддержанным вопросам может быть проведен не ранее трех лет после предыдущего по тому же вопросу (то есть, не акцентируется на изменении мнения народа по тому или иному вопросу, а просто на возможности переголосования по нему).
Вместе с тем, добавляется новая статья – о том, что “новый всеукраинский референдум по вопросам, которые ранее не были поддержаны (…), может быть проведен не ранее, чем через один год со дня оглашения результатов” предыдущего референдума по тому же вопросу.
Получается, что “непроходные” вопросы будет легче “продавливать” через всеукраинский референдум, чем отменять уже принятые на референдуме.
Также учтена правка, по которой всеукраинский референдум не может проводится одновременно с в том числе местными выборами (в первой редакции упоминались только очередные и внеочередные общегосударственные выборы, без уточнения – какие именно).
Откорректирована терминология в вопросе о том, что участники референдума участвуют в нем на равных основаниях: если в первом чтении писалось о том, что “Граждане Украины принимают участие во всеукраинском референдуме на равных основаниях”, во втором читаем: “Избиратели принимают участие…”. То же касается и других статей – например, касаемо организации сборов инициативной группы референдума – именно избиратели, а не просто “граждане” могут быть их участниками.
Уточнено также, что военнослужащие в день референдума имеют не просто право на минимум четырехчасовый отпуск для голосования, а для голосования “на обычных участках по референдумов, помещения которых размещены вне границ воинских частей”. Другими словами, – на не-специальных участках, где волеизъявление не могут проконтролировать командиры.
Также уточняется ко второму чтению, что никто не может быть принужден к поддержке или неподдержке инициативы референдума (а не просто к участию/неучастию в нем).
Переписывается и статья, по которой в первом чтении значилось, что “Всеукраинский референдум по народной инициативе провозглашается по требованию не менее трех миллионов граждан Украины, имеющих право голоса, при условии, что подписи относительно назначения всеукраинского референдума собраны не менее чем в двух третях административно-территориальных единиц (АТУ – KV) и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой из них”. Вместо “АТУ” во втором чтении фигурирует слово “областей”. То есть речь идет не о доле подписей в общинах или районах, а именно – в областях. Эти правки по телу текста внес, в основном, вице-спикер Руслан Стефанчук. Но не только он – представители практически всех парламентских политсил.
Кроме того, в этой статье исключается “игра слов”: фраза “Всеукраинский референдум по народной инициативе провозглашается” заменяется такой: “Всеукраинский референдум провозглашается по народной инициативе”.
Более развернуто излагаются и требования к вопросу (вопросам, не более трех одновременно), который выносится на референдум. Указывается, что нельзя вопрос формулировать так, чтобы формулировка вводила избирателя в заблуждение или наводила его на ответ (содержала указку, намек, подстрекательство или иное побуждение к тому или иному варианту ответа).
Интересную правку спикера ВР Дмитрия Разумкова учли относительно того, что процесс всеукраинского референдума, на который вынесен вопрос утраты силы закона или отдельных его положений, отменяется в случае вступления в силу принятого Радой закона о его отмене. Исключение – если “отменяющий закон” вступил в силу в день голосования на референдуме плюс-минус один день. Получается, что теоретически парламент может опередить народ, понимая какое решение примет референдум, чтобы записать себе в актив, а не быть вынужденным идти “на поводу” референдума.
А сроки, обозначенные этим законопроектом, во втором чтении обсчитываются не только в календарных днях, а в некоторых случаях – не только в часах, но и в минутах.
Уже в сессионном зале более чем конституционным большинством депутаты поддержали поправку Разумкова, которую комитет отклонил. А именно: не закладывать ежегодно финансирование на проведение референдумаа вне зависимости от того, намечается ли он, а использовать средства резервного фонда госбюджета в случае проведения референдума.
Еще что касается сроков: сбор подписей под инициативой о проведении всеукраинского референдума по народной инициативе увеличивается с 60 до 90 дней (со дня получения свидетельства о регистрации инициативной группы референдума).
Что интересно, меняется формулировка относительно поддержки избирателем самой инициативы проведения референдума (еще до его назначения). В первом чтении соответствующая статья была изложена так: “Избиратель может поддержать инициативу о проведении всеукраинского референдума по народной инициативе, подав соответствующее заявление в региональное или территориальное представительство Центральной избирательной комиссии (ЦИК), а также в электронном виде средствами автоматизированной информационно-аналитической системы”. На выходе на второе чтение упоминание о ЦИК вырезается, остается только, что “Избиратель может поддержать инициативу (…) подав соответствующее заявление в электронном виде средствами автоматизированной информационно-аналитической системы”.
Оппозиционные фракции, прежде всего ВО “Батькивщина” и “Оппозиционная платформа – За жизнь”, в целом расценили документ как запутанный, не отвечающий интересам родославия и сложным для использования на практике. А в “Европейской солидарности” и “Голосе” заметили, что норма о возможности на референдуме отменять действующие законы – противоречит логике парламентаризма и европейскому опыту. Некоторые депутаты предположили, что принятый закон будет обжалован в Конституционном суде.
Фото: “Крым.реалии”