Верховная Рада (ВР) согласилась с доводами генерального прокурора Руслана Рябошапки о привлечении к уголовной ответственности, задержании и аресте нардепа Ярослава Дубневича (на фото). Если бы не депутаты из фракции “Голос”, голосов для принятия такого решения в монобольшинстве “Слуги народа” не хватило бы.
Об этом KV стало известно в ходе пленарного заседания ВР 31 октября.
Парламентарии 332 голосами дали согласие на привлечение народного депутата Ярослава Дубневича (округ 120, Львовская обл., группа “За будущее”) к уголовной ответственности (собственно, это и есть решение о “снятии неприкосновенности”).
Затем 241 голосом парламент дал согласие на задержание Дубневича, а 229 голосами – на его арест (за это голосовали фракции “Слуга народа” и “Голос”, при этом, результативное голосование стало возможным именно благодаря “Голосу”).
В начале рассмотрения вопроса Ярослава Дубневича генпрокурор Руслан Рябошапка сообщил депутатам, что Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) собрало материалы для сообщения нардепу о подозрении в совершении уголовных преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 191 Уголовного Кодекса (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением). По версии следствия, эти деяния повлекли убытки в размере 93 млн 277 тыс. гривен.
Рябошапка сказал, что Дубневич, будучи народным депутатом VIII созыва (фракция “Блок Петра Порошенко”) и находясь на посту председателя комитета Рады по вопросам транспорта, влиял на заключение “Укрзализныцей” договора о поставках стрелочной продукции через фирмы-”прокладки”, к которым он имеет отношение, а не напрямую от производителя (являющегося единственным в стране производителем такого рода продукции).
“Меня обвиняют, что я будто бы давал незаконные указания на комитете по поводу деятельности “Укрзализныци”. Эти утверждения абсурдны. А кроме того, обращу внимание на вывод регламентного комитета – там сказано, что представление не содержит подтверждения того, что были указания о плане контролируемой закупки и я влиял на организацию открытых торгов, отсутствует информация о причастности к схемам закупки посредниками и завладении деньгами. Доказательства отсутствуют и не предоставлены. Выводы убедительно свидетельствуют об отсутствии конкретных фактических данных. Это политический популизм, который не делает чести генпрокурору. Четыре раза были такие представления против меня в генпрокуратуру – трижды возвращал их Луценко, один раз уже Рябошапка, а теперь он же подает такой же текст. Предыдущий проект представления, идентичный нынешнему, и это свидетельствует о политической подоплеке. Я не совершал того, в чем меня обвиняют”, – сказал Дубневич и изложил свою версию того, в каком контексте происходили диалоги на транспортном комитете Рады прошлого созыва, на которые прокуроры опираются в своих обвинениях.
“Я утверждаю, что ничего, в чем меня обвиняют, не совершал. Я докажу свою невиновность в судебном порядке”, – сказал Дубневич.
“За первое постановление (о снятии неприкосновенности – KV) я сам буду голосовать. По второй и третьей (о привлечении к уголовной ответственности и об аресте – KV) вам определяться, голосуйте по совести”, – заключил народный депутат, обращаясь к залу.
В то же время, председатель регламентного комитета Сергей Кальченко (“Слуга народа”) особо подчеркнул, что утверждения Дубневича, мол, комитет в своих выводах написал об отсутствии доказательств в отношении него, являются вырванными из контекста документа и принадлежат, на самом деле, самому Дубневичу, будучи цитатой его пояснений.
“Одиннадцатая страница, третий абзац снизу, тут сказано, цитирую, в пояснениях народного депутата Дубневича Ярослава Васильевича сказано… и далее, что, по его мнению, все представленные в представлении утверждения не обоснованы. Это не позиция комитета, это цитата Дубневича. А комитет считает представления генпрокурора законными и обоснованными”, – сказал Кальченко.
Во время обсуждения вопроса представители парламентской оппозиции заявили, что они не поддержат представление генпрокурора (“Европейская солидарность” с оговоркой, мол за снятие неприкосновенности голосовать будем, а за привлечение к уголовной ответственности и арест – нет).
В партии “Голос” подчеркнули, что Рада – не суд и не прокуратура, а соответствующие представления генпрокуратуры – не приговор, а возможность для расследования.
Андрей Мотовиловец (“Слуга народа”) с парламентской трибуны заявил, что является свидетелем политической коррупции нардепа Ярослава Дубневича, приведя пример своей бывшей работы в министерстве инфраструктуры. “Бизнес должен быть отдельно. Прошу дать право генпрокурору выполнить свои полномочия”, – сказал Мотовиловец. На это Дубневич ответил, что это он боролся с коррупцией в министерстве, будучи главой транспортного комитета, и потому его невзлюбили в Мининфраструктуры.
А в депутатской группе “За будущее”, к которой принадлежит Дубневич, заявили, что особенно депутатов-мажоритарщиков можно легко обвинить в лоббизме, поскольку на своих округах они в курсе положения дел в разных сферах на разных предприятиях. “Это месть за то, что наша группа не поддержала судебную псевдореформу. Это показательный расстрел, чтобы сделать всех послушными перед нужными голосованиями”, – сказал Виктор Бондарь.
В итоге, Рада дала согласие на привлечение к уголовной ответственности нардепа Дубневича, а также на его задержание и арест как возможную меру пресечения.
Как информировала KV вчера, регламентный комитет Рады после длительного обсуждения признал законными представления генпрокурора Руслана Рябошапки в ВР “О предоставлении согласия на привлечение к уголовной ответственности народного депутата Украины Дубневича Ярослава Васильевича”, “О предоставлении согласия на задержание народного депутата Украины Дубневича Ярослава Васильевича” и “О даче согласия на избрание в отношении народного депутата Украины Дубневича Ярослава Васильевича меры пресечения в виде содержания под стражей (ареста)”.
KV сообщала, что 11 сентября с.г. президент Владимир Зеленский подписал закон “О внесении изменений в статью 80 Конституции Украины относительно неприкосновенности народных депутатов Украины”, принятый Радой 3 сентября.
Согласно закону, статья 80 Конституции Украины изложена в новой редакции, которая не содержит положений о том, что народным депутатам Украины гарантируется депутатская неприкосновенность и они не могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы без согласия Верховной Рады.
В то же время, народные депутаты Украины, как и раньше, не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету.
Закон вступит в силу с 1 января 2020 года.
В то же время, 4 октября с.г. парламент принял закон, которым были изменены некоторые положения уголовного процессуального законодательства по предложению президента Зеленского, но самую резонансную норму – о возможности задерживать, обыскивать, прослушивать народных депутатов с санкции генпрокурора без согласия Рады – народные избранники тогда отклонили.
Читайте: Рада под аплодисменты нардепов не разрешила их прослушивать
Фото: Zik.ua