Верховная Рада (ВР) создала временную следственную комиссию (ВСК) для расследования возможных фактов незаконного и неэффективного использования и распоряжения землями государственной и коммунальной собственности органами государственной и местной власти. Возглавил ВСК Андрей Богданец (фракция “Слуга народа”; на фото).
Об этом KV стало известно в ходе очередного заседания ВР 1 февраля 2022 года.
Проект постановления №6196 “Об образовании Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по расследованию возможных фактов незаконного и неэффективного проведения органами государственной власти, органами местного самоуправления мер по совершенствованию системы управления и дерегуляции земельных отношений (земельной децентрализации) поддержали 187 народных депутата.
Принятым постановлением определены такие задачи ВСК:
-
установления возможных фактов незаконного и неэффективного использования и распоряжения землями государственной и коммунальной собственности;
-
проверка полноты поступлений в бюджеты платы за землю и другие налоги, связанные с пользованием землями сельскохозяйственного назначения;
-
наличие актуальных сведений о границах территорий территориальных общин в объеме, что позволяет разграничить земли территориальных общин.
Срок деятельности ВСК – один год со дня ее образования. Количественный состав – 10 народных депутата. Возглавил ВСК инициатор ее создания Андрей Богданец.
В состав комиссии вошли народные депутаты от фракции “Слуга народа” – Марьян Заблоцкий, Алина Загорайко, Владимир Крейденко, Александр Литвинов, Денис Маслов, Андрей Одарченко, Павел Халимон, а также Олег Кулинич (группа “Довира”) и Олег Мейдич (фракция ВО “Батькивщина”).
Как указывается в пояснительной записке, 27 мая 2021 года в Украине вступил в силу закон №1423-IX “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений”, который в рамках децентрализации передал из госсобственности в коммунальную собственность значительный объем земель.
“Это должно было способствовать развитию местных общин и использования земельных ресурсов для нужд местного населения”, – говорится в пояснительной записке.
Однако, как отмечают авторы постановления, при реализации закона возникли проблемы с границами территорий общин и районов.
“Часто материалы, на основании которых эти границы устанавливались, не позволяют определить на местности, где именно проходят эти границы, и, следовательно, где заканчивается юрисдикция одной общины, и начинается юрисдикция другой”, – указывают авторы.
Из-за этого возникает неопределенность в ряде вопросов:
-
определения бюджета местного самоуправления, в который будет уплачиваться плата за землю;
-
определения органа местного самоуправления, осуществляющего распоряжение землями коммунальной собственности, принимает решение об установлении и изменении целевого назначения земельных участков;
-
разработке комплексных планов пространственного развития территорий территориальных общин и другой градостроительной документации на местном уровне.
Также указывается, что на сегодняшний день в Украине остается практика “теневой аренды” земель сельхозназначения госсобственности, которая пребывает в постоянном пользовании госпредприятий, учреждений и организаций.
“Большое количество земельных участков, которые находятся в постоянном пользовании государственных предприятий, переданы в пользование частным компаниям на основании сомнительных договоров, которые являются мнимыми договорами аренды”, – говорится в документе.
Кроме того, авторы документа указывают, что сейчас наблюдается массовые случаи передачи в аренду земель госсобственности на невыгодных для государства условий, в том числе с арендной платой, размер которой является существенно заниженным в сравнении с рыночной.
Напомним, 28 апреля 2021 года ВР после более чем месячного рассмотрения трех тысяч поправок к изменениям в Земельный кодекс приняла спорный законопроект №2194 (закон №1423-IX) во втором чтении и в целом как закон.
Этот проект закона значительно изменяет систему управления в сфере земельных отношений. Он снимает ограничения на доступ к земельным ресурсам бизнеса, иностранных граждан и юридических лиц, а также отменяет многие разрешительные процедуры и проверки документации. Фактически – открывает возможность иностранцам приобретать украинскую землю. При этом, ее собственники не смогут продать землю без согласия арендатора, который получает первоочередное право на выкуп участка.
Основной же “земельный закон” – №2178-10 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения” был принят ночью 31 марта 2021 года в присутствии президента Владимира Зеленского в сессионном зале.
В конечном варианте закона от изначальной идеи снять мораторий на отчуждение государственных сельскохозяйственных земель отказались – продавать такие земли запрещено. Также до 2024 года действует ограничение – не более 100 га в одни руки и только гражданам Украины. С 2024 года граждане Украины и украинские юрлица смогут владеть по 10 тыс. га сельхозугодий. Но банки смогут через залоги владеть какими угодно площадями украинских черноземов два года, после чего будут должны продать эти земли на торгах.
Читайте: В Украине вступил в силу “земельный закон”
Фото: пленарное заседание ВР