Верховная Рада (ВР) приняла в первом чтении законопроект, по которому “телефонным террористам” грозит до восьми лет за решеткой, если они заведомо лживо сообщают о минировании объектов критической инфраструктуры. К тому же, предложено не просто лишать свободы, но и конфисковывать имущество.
Об этом KV стало известно в ходе пленарного заседания ВР 4 ноября 2020 года.
Законопроект №3911 “О внесении изменений в статью 259 Уголовного кодекса Украины относительно усиления ответственности за заведомо ложное сообщение об угрозе безопасности граждан” был принят за основу 235 голосами народных депутатов. Причем, в основном – фракций “Слуга народа” и ВО “Батькивщина” (“Голос” и “Европейская солидарность” не поддержали проект закона, остальные группы и фракции дали мизер голосов).
Сейчас ст. 259 Уголовного кодекса (“Заведомо ложное сообщение об угрозе безопасности граждан, уничтожения или повреждения объектов собственности”) предусматривает, что заведомо ложное сообщение о подготовке взрыва, поджога или иных действий, угрожающих гибелью людей или другими тяжкими последствиями, наказывается лишением свободы на срок от 2 до 6 лет. А то же деяние, если оно повлекло тяжкие последствия или совершенное повторно, наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
Проектом закона предлагается изложить в новой редакции эту статью Кодекса: во-первых, добавить возможность конфискации имущества, во-вторых – добавить, что “если объектами заведомо ложного сообщения стали критически важные объекты инфраструктуры или здания или сооружения, обеспечивающие деятельность органов государственной власти или учреждения здравоохранения или учреждения образования, или если оно повлекло тяжкие последствия или совершено повторно –
наказывается лишением свободы на срок от 4 до 8 лет с конфискацией имущества или без таковой”.
Статья УК снабжается также примечанием, согласно которому термин “критически важные объекты инфраструктуры” употребляется в значении, определенном законом “Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины”.
Представляя законопроект, замминистра внутренних дел Антон Геращенко сказал: “Некоторые граждане позволяют себе сообщать в полицию о фальшивом заминировании. Прежде всего это касается крупных объектов критической инфраструктуры. Поступают телефонные заявления о минировании вокзалов, станций метрополитена, аэровокзалов. Тысячи людей получают нервный стресс, не успевают по своим делам на работу или домой. Сейчас законодательство очень мягко по отношению к таким лицам. Суды выносят условные сроки или штрафы, и лица, которые позволяют себе вгонять в стресс тысячи наших сограждан, не получают реального наказания”.
Поэтому, сказал Геращенко, должно быть от 4 до 8 лет лишения свободы за такие преступления: “Этот шаг продиктован тем, чтобы судьи (которые у нас очень хорошие бывают) наказывали реальными сроками лишения свободы. Чтобы другим было неповадно. Прошу поддержать в первом чтении. Потому что в стресс вгоняют избирателей всех партий”.
Читайте: Две станции метро в центре Киева закрыты из-за сообщения о минировании
Однако, судя по результатам голосования в первом чтении, представители далеко не всех парламентских партий согласились с замминистра. Прозвучала критика, мол, наказание слишком сурово, конфискация не оправдана, и что нынешних санкций вполне достаточно, и что Главное научно-экспертное управление (ГНЭУ) Рады рекомендовало отправить документ на доработку.
В своем экспертном выводе ГНЭУ указано, что “применение конфискации имущества как вида уголовного наказания может считаться оправданным только тогда, когда виновное лицо в связи с совершением им уголовного преступления получает определенную материальную выгоду для себя или других лиц за счет чужого имущества” и делает обобщающий вывод: “по результатам рассмотрения в первом чтении законопроект целесообразно вернуть субъекту права законодательной инициативы на доработку”.
Но авторы законопроекта считают, что предлагаемые меры оправданы, поскольку, как сказано в Пояснительной записке, “количество заведомо ложных сообщений об угрозе безопасности граждан, уничтожения или повреждения объектов собственности за последнее время приобрела угрожающий масштаб”.
Читайте: Киевский железнодорожный вокзал снова заминировали
По ходу обсуждения возникла перепалка между двумя нардепами – Гео Лерос, внефракционный народный депутат, исключенный из фракции “Слуга народа”, рассуждая о необходимости неотвратимости наказания “телефонных террористов”, упомянул коллегу Николая Тищенко.
“Проблема не в том, что надо ужесточать наказания за это преступление. Проблема в том, что нет необратимости (наказание – *KV). Я вам хочу напомнить, как помощник народного депутата Николая Тищенко заминировал Александровскую больницу. И этот помощник не понес никакого наказания”, – сказал Лерос.
Используя право реплики, Тищенко парировал: “Каждый в этой стране имеет право досудебного следствия. Если такого нет, то это только говорит о том, что это политические инсинуации, которыми занимается господин Лерос. Это во-первых. Во-вторых: ни один из моих помощников народного депутата не имеет никакого уголовного вообще основания, никакого криминального опыта, никакой уголовной статьи”.
Читайте: Нардеп Тищенко отрицает, что его помощники “минировали” Александровскую больницу в Киеве
Добавим: на этом же пленарном заседании Рада приняла за основу Законопроект №3576 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за незаконную добычу полезных ископаемых”, которым предлагается дополнить Уголовный кодекс нормами об усилении ответственности за незаконную добычу полезных ископаемых местного значения, вводится ответственность за их незаконную добычу в крупном размере и особо крупном размере, а также увеличиваются штрафы по сравнению с действующими нормами. Законопроектом предусмотрена ответственность не только для физических, но и для юридических лиц.
Читайте: ВР одобрила усиление уголовной ответственности за незаконную добычу песка
Фото: “РБК-Украина”