Закон “О всеукраинском референдуме” был опубликован в официальном издании Верховной Рады (ВР) – газете “Голос Украины”. Его положения вступили в силу на следующий день после опубликования, за исключением норм, касающихся электронного голосования. Также не сразу заработают положения относительно отмены на референдуме законов – отсрочка до конца года нужна, чтобы заполнить пробел о народной законодательной инициативе.
Об этом KV стало известно из публикации закона №1135-IX “О всеукраинском референдуме” в газете “Голос Украины”.
“Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования”, – говорится в заключительных и переходных положениях упомянутого документа. Он был опубликован в “Голосе Украины” в субботу, 10 апреля 2021 года. Соответственно, в воскресенье, 11 апреля документ вступил в законную силу.
Законопроект №3612 был внесен в ВР президентом Владимиром Зеленским 9 июня 2020 года и обозначен как неотложный. Разрабатывался документ рабочей группой под руководством первого вице-спикера Рады Руслана Стефанчука.
В первом чтении (за основу) документ был принят 18 июня 2020 года, во втором его проголосовали (в целом как закон) 26 января 2021 года. 17 февраля с.г. его подписал спикер Дмитрий Разумков. Президент Зеленский, однако, поставил свою подпись под законом не сразу – 8 апреля (Стефанчук такую задержку объяснял необходимостью тщательно изучить текст юристам Офиса президента). Теперь, после публикации в официальной прессе, закон вступил в силу.
В то же время, некоторые его положения будут введены в действие не сразу.
В заключительных и переходных положениях сказано, что нормы по организации и проведению электронного голосования “вступают в силу со дня вступления в силу закона о применении инновационных технологий по электронному (машинному) голосованию”. Такой законопроект пока не наработан.
Также пока не вводятся в действие нормы об обязанности инициативной группы референдума передавать в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) подписные электронные данные – до того дня, пока ЦИК не примет решение о введении в эксплуатацию необходимой для этого автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы.
Еще одна отсрочка, и тоже касаемо ЦИК, – относительно выполнения полномочий территориальными и региональными представительствами Центризбиркома. Пока Комиссия не приняла решения о начале работы таких ее региональных и территориальных представительств. До начала их работы прописанные в законе их полномочия по финансовому и материально-техническому обеспечению окружных и участковых комиссий по референдума будут осуществлять окружкомы, которые образуются и регистрируются как юридические лица.
Наконец, положения этого закона о подготовке, организации и проведению всеукраинского референдума, предметом которого является утрата силы каким-либо законом (или его отдельными положениями) “вступают в силу со дня вступления в силу закона о народной законодательной инициативе, но не позднее 1 января 2022 года”.
Напомним, согласно закону о всеукраинском референдуме, его могут инициировать президент, ВР или граждане. Если всеукраинский референдум инициируют граждане, им будет нужно для этого собрать 3 млн подписей избирателей. Чтобы всеукраинский референдум состоялся, в нем должны принять участие не менее 50% от зарегистрированных в Госреестре избирателей. Чтобы решение на референдуме считалось принятым, за него должны проголосовать не менее половины всех, кто пришел на голосование в день референдума. Кроме того, до начала референдума, вопрос, который выносится на всенародной обсуждение, должен быть признан Конституционным судом (КСУ) как соответствующий Основному закону.
Как информировала KV, в марте 2021 года рабочая группа под началом первого вице-спикера ВР Руслана Стефанчука предложила общественности проект закона о местном референдуме. Документ вывешен на сайте ВР для общественного обсуждения.
Согласно законопроекту, чтобы провести такой референдум по инициативе территориальной общины, инициативная группа должна будет сначала собрать подписи не менее 10% избирателей этой общины.
Референдум состоится, если в нем примут участие не менее половины избирателей общины, а решение будет приниматься простым большинством от числа проголосовавших.
На местный референдум можно будет вынести вопросы о досрочном прекращении полномочий местных советов и их голов – решения референдума по таким вопросам будут вступать в силу автоматически. Право инициировать референдум о полномочиях местной власти получат и местные советы с головами, но тогда нельзя будет ограничиться вопросом о полномочиях только совета без головы, и наоборот.
В части организации и проведения голосования на местном референдуме законопроект дублирует с незначительными нюансами нормы избирательного законодательства. А нормы, предваряющие процесс референдума, содержат ряд технических уловок, позволяющих свести на нет усилия инициативных групп.
Подробнее: Проект закона о местном референдуме: благие намерения и хитрые уловки
Фото: “Укринформ”