Президент Владимир Зеленский подписал принятый Верховной Радой (ВР) в середине декабря прошлого года закон, которым снижается до 14% ставка налога на добавленную стоимость (НДС) для аграриев, поставляющих некоторые виды сельхозпродукции. Критики считают, что принятый закон “убивает” перерабатывающую отрасль сельского хозяйства.
О подписании документа KV стало известно из сообщения на сайте президента Владимира Зеленского.
Закон №1115-IX “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставки налога на добавленную стоимость по операциям по поставке отдельных видов сельскохозяйственной продукции” предусматривает снижение ставки НДС с 20% до 14% по операциям по поставке и ввозу на территорию Украины некоторых видов сельскохозяйственной продукции, в частности: крупного рогатого скота, свиней, молока цельного, пшеницы и ржи, ячменя, овса, кукурузы, соевых бобов, сахарной свеклы, семян льна, сурепицы или рапса, подсолнечника и других масличных культур.
Закон, по словам его авторов, призван поддержать сельскохозяйственное товаропроизводство в Украине, привлечь инвестиции в отрасль и повысить конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства.
“Также реализация норм закона снизит мотивацию налогоплательщиков к оптимизации налоговых обязательств по НДС по операциям с соответствующей продукцией, уменьшит потери бюджета и будет способствовать детенизации в сфере аграрного производства”, – говорится в Пояснительной записке к законопроекту.
Как отмечают авторы проекта закона, анализ, проведенный Ассоциацией “Украинский клуб аграрного бизнеса”, показывает, что снижение ставки НДС с 20% до 14% не приведет к масштабным искажениям в структуре поступлений/потерь НДС. При этом, перерабатывающие предприятия смогут сэкономить 6% расходов при закупке продукции за счет меньших налоговых обязательств производителя, а для сельхозпроизводителей появится стимул не прибегать к использованию так называемых “скруток” для оптимизации налоговых обязательств по НДС. Это, в свою очередь, позволит получить дополнительные поступления в бюджет.
Закон был принят ВР 17 декабря 2020 года голосами 255 народных депутатов.
Отметим, что перед голосованием мнения нардепов по поводу законопроекта разделились. Артем Ковалев (“Слуга народа”) заявил, что законопроект направлен на лоббирование конкретных интересов конкретной отрасли сельскохозяйственного производства: “Снижение ставки происходит только для определенных категорий сырья, в которой значительно не задействован человеческий потенциал. Например, если мы выращиваем на 1 тыс. гектаров зерновые культуры, то нам нужно 15 – 20 человек, а если мы хотим перерабатывать эту продукцию – нам нужно более 100 человек. Поэтому мы убиваем этим законопроектом нашу перерабатывающую отрасль”.
“Входной НДС будет 20% для аграрных производителей, а выходной – 14%, и 6% крупные агрохолдинги смогут компенсировать путем возмещения НДС, что “вымоет” наши средства. Кроме того, прямые убытки для государства составят 16 млрд гривен – почти 25% нашего “ковидного фонда”. Голосовать за это невозможно”, – добавил нардеп.
Представитель комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Марьян Заблоцкий (“Слуга народа”) сказал на это, что правительственные выводы – противоположны, и, напротив, ожидаются дополнительные поступления в государственный бюджет. Кроме этого, “Государственная налоговая служба тоже просит принять этот закон, потому что он значительно упростит им администрирования НДС и уменьшит количество так называемых “скруток”.
А глава комитета ВР по вопросам аграрной и земельной политики Николай Сольский в ходе представления проекта в сессионном зале в первом чтении говорил, что снижение НДС для аграриев уменьшит налоговую нагрузку на производителей сельхозпродукции, а это позволит уменьшить стоимость сырья на сумму снижения НДС уже для переработчиков такой продукции.
Впрочем, как сообщают в Центре анализа публичных финансов и публичного управления Киевской Школы Экономики, этот закон противоречит принципам сотрудничества с МВФ и не соответствует положениям Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
“Неизвестно также, какие именно компании станут ключевыми бенефициарами этой льготы, как это повлияет на объем налогов, которые они платят в бюджет, и главное – что в результате такой ставки получит все государство”, – указывается в сообщении.
Как отмечают эксперты: “Проект закона противоречит принципам сотрудничества с МВФ. В действующем меморандуме с Фондом Украины обещает: “В течение программного периода мы будем воздерживаться от введения новых освобождений от уплаты налогов или налоговых льгот (за исключением уже принятых освобождений, применяемых для расходов на здравоохранение, связанных с COVID)”.
Отмечается, что принятый Радой документ не соответствует и положениям Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, согласно которому Украина обязуется приблизить свое законодательство с законодательством ЕС, в том числе, в части Директивы ЕС № 2006/112/ЕС от 28.11. 2006 о совместной системе НДС: “В соответствии с ч. 2 ст. 98 указанной Директивы сниженные ставки применяются только для товаров для непосредственного потребления, а не производства (как предусмотрено перечнем товаров, на которые предлагается установить льготную ставку 14%)”.
Читайте: Рада снизила до 14% ставку НДС для аграриев
Фото: Офис президента