Президент Зеленский сорвал политический джекпот, но теперь перед ним другой вызов – выдержать давление нового статуса, к которому, похоже, не готов он и его команда. Если в Раде разношерстная группа кандидатов от “Зе” получит серьезное представительство, это в перспективе станет источником проблем. Мощный минус ждет Владимира Зеленского и в регионах, после назначений губернаторов и глав районных администраций. Отойти в сторону и ждать краха страны или формировать конструктивную оппозицию Зеленскому, – выбор за обществом.
Об этом, как стало известно KV, заявил политический эксперт, директор Центра общественно-политического мониторинга “Вектор” Николай Филонов изданию “Украинская правда”.
“Если верить неофициальной статистике, более 70% людей, которые выигрывали крупные суммы в лотерее, впоследствии сталкивались с серьезными жизненными проблемами. До трагической смерти. Огромные деньги, которые неожиданно попадали в руки людей, не готовых к новому статусу, не часто шли им на пользу. Вчерашние владельцы счастливого билета ссорились с родственниками и друзьями, проигрывались в казино, подсаживались на алкоголь и наркотики, попадали в поле зрения преступного мира. И причина этого довольно очевидна Ведь шагая к финансовым высотам, миллионеры и миллиардеры накапливают не только финансовый капитал, но и опыт. Миллионеры постепенно привыкают к своему статусу, привыкают с годами к деньгам, знают, когда можно идти на оправданный риск, а когда следует согласиться с убытками. К примеру Николай Филонов привел биографию президента США Дональда Трампа и посоветовал желающим погуглить ее в части финансовых трудностей, объявления банкротства его коммерческих структур и балансирование на грани личного банкротства. По его мнению, случайный мультимиллионер (победитель лотереи) такого опыта не имеет.
Успех на президентских выборах Владимира Зеленского и уверенное рейтинговое лидерство “Слуги народа” является в значительной степени следствием стечения обстоятельств, что сломало традиционное представление о партийном строительстве, как о длительном и кропотливом процессе. Понятно и то, что большинство избирателей проголосовали не “за” лидера, программу и идеологию, а “против” системных политиков, ни одному из которых не удалось выйти в “плюс” в балансе рейтинга и антирейтинга. Естественно, что почти немедленно выяснилось следующее: отбрасывать старую систему, еще не значит предложить новую, которая будет положительно воспринята избирателями”, – говорит Филонов.
Он отмечает, что “проколы” начали возникать в результате действий и высказываний членов его команды. Это подтверждают мелочи вроде спичрайтерского плагиата и даже более серьезные проблемы с публичным отречением от предвыборных обещаний и общение президента с представителями местного самоуправления в сомнительном стиле 90-х “на районе”. С тыканьем и “чертями”.
“С высокой долей вероятности можно предположить и то, что команда – особенно, если в Раде разношерстная группа кандидатов от “Зе” получит серьезное представительство – будет источником подобных проблем в дальнейшем. Мощный минус ждет Владимира Зеленского и в регионах, после назначений губернаторов и районных администраций. Причем, кого бы туда не назначали, негатив найдется практически на любого кандидата на должность. И если в плоскости публичной политики неоднозначные высказывания “слуг народа” еще можно нивелировать, игнорировать или отрицать, то механизм государственного управления рискует попасть в руки лиц, одновременно далеких от этой сферы и ориентированных на совершенно другие группы влияния, чем те, что сейчас ситуативно формируются вокруг президента”, – считает политический эксперт.
Также Николай Филонов считает, что финансово-промышленные группы и региональные элиты намерены просто приобрести право контроля над ситуацией на определенных территориях. И частично уже реализуют эту стратегию.
“Надежды, что в политической воле Владимира Зеленского такой сценарий недопустим, разбиваются об один уже совершенный факт отсутствия сплоченной команды и трансляции отдельными ее представителями взаимоисключающих месседжей. Возможность нанять на работу чисто технократов, проблему, скорее всего, не решит. У Петра Порошенко также была подконтрольна вертикаль власти, коалиционное большинство, ориентированное на него правительство, прокуратура и СБУ. Чем все закончилось – все мы видели”, – говорит он.
Филонов уверен,что времени на адаптацию у Владимира Зеленского нет. Джекпот уже сорван, вскоре в распоряжении президента будет новая Верховная Рада и, возможно, и Кабмин.
“Но при такой концентрации власти отвечать будет один человек – президент. Не члены его команды, которые могут ляпнуть очередную глупость, а именно он. А что может случиться в Украине, когда интересы власти вступают в противоречие с намерениями улице, мы уже видели. И повторение такого сценария совершенно не исключено. Украина – не “джекпот”, а 43-миллионное население страны настолько политически нестабильное, что, пройдя 2 революции, может отреагировать на малейшее давление или кощунство не только дислайками в соцсетях, но и протестами в оффлайне. Как в этой ситуации действовать людям, которые отстаивают активную жизненную позицию, ведут общественную или политическую деятельность?”, – задается вопросом эксперт.
По его словам, есть несколько вариантов. Первый – включить режим “хаты с краю” и философски-созерцательно наблюдать за амплитудой колебания карточного домика от малейшего движения воздуха. Дождаться его падения, зайти во всем белом и сказать сакраментальное: “А я говорил!”. Второй – встать рядом с командой президента, засучить рукава и пытаться реальными делами отвлекать внимание общества от брусчатки на Институтской, до реальных побед в войне с РФ и достижений в экономике.
“Но для этого нужна нормальная кадровая работа команды президента, которая выйдет за рамки “95 квартала”, шоу-бизнеса, друзей, друзей друзей и знакомых знакомого. Нужны и так называемые “социальные лифты”, понятие, которое настолько успели “затаcкать”, что при его упоминании людей скоро будет трясти, как от слова “реформы”. Но эти социальные лифты должны быть реальными и точно не в формате мнимых конкурсов, с мнимыми участниками и прогнозируемыми победителями, вроде конкурса кандидатов на мажоритарные округа”, – настаивает Филонов. И добавляет, что третий вариант – идти в оппозицию.
“Но и оппозиция эта должна быть ответственной за возможные последствия своих действий. Использование типичной для украинской политики опции “баба Яга против” тождественна групповому перекуру у бензоколонки на АЗС. Как ни странно, и для самого президента наиболее действенный способ удержать ситуацию под контролем и продолжить развиваться заданным курсом – это содействие созданию конструктивной оппозиции. Представители которой могли бы указать на ошибки и ложные изменения вектора развития. Одновременно – предложив поддержку и альтернативные варианты. С оппозицией сильно не повезло предшественнику Владимира Зеленского на должности президента. В этой роли выступали или представители “вчерашнего дня” с соответствующей же токсичностью, или откровенные фрики, в оппозиционность которых не верили и они сами. А при отсутствии оппозиции, к которой следовало бы прислушаться, Петр Порошенко во сплошной “одобрямс” ближайшего окружения уверенно шагал к сокрушительному поражению на выборах. И если кто-то думает, что один Зеленский с партнерами по шоубизнесу, их знакомыми, родственниками или случайными попутчиками, сумеет решительно выбрать другой путь, то вы ошибаетесь. Искушение немедленно потратить весь лотерейный выигрыш слишком большой. Но и общество должно определиться” – резюмировал он.
Фото: из открытых источников