Памятуя о судьбе дебаркадеров, киевские рестораны почти на сотню сократят число открытых террас, большинство из которых функционировало без разрешения.
Этим летом Киев недосчитается около 100 открытых площадок в ресторанах и кафе по сравнению с прошлым годом. Таким прогнозом поделилась с “Комментариями” директор компании “Ресторанный консалтинг” Ольга Насонова.
Сложности с открытием летних террас существовали и ранее. Еще два года назад Леонид Черновецкий ужесточил требования к разрешительной документации на летние площадки, после чего стоимость их ввода в эксплуатацию выросла в несколько раз. Как отмечают эксперты, это привело к тому, что “легализацию” стационарных летних площадок могут себе позволить преимущественно дорогие заведения. При этом многие рестораны, в основном из категории демократичных, предпочитали решать эти вопросы частным порядком. По мнению Ольги Насоновой, “дефицит” свободных мест на свежем воздухе определяется двумя причинами. С одной стороны, у рестораторов просто нет достаточных средств для решения этого вопроса неофициальным путем. С другой стороны, те, кто хочет все сделать по закону, сталкиваются с существенными трудностями бюрократического толка.
Как отмечает Ольга Насонова, большинство столичных ресторанов, из года в год открывающих летние площадки, всех необходимых разрешений в действительности не имеют. “Сложнее всего оформить договор на аренду участка земли, который должен быть отведен под такую площадку, а также получить паспорт ее внешнего вида от главного управления контроля по благоустройству города”, – утверждает эксперт.
Инвестиции в создание места отдыха клиентов на свежем воздухе могут доходить до полумиллиона гривен. Как отмечает руководитель проекта сети “Козырная карта” Сергей Предко, если за ресторатора сделали все – напольное накрытие, озеленение, площадку в парковой зоне и бизнесмену осталось только вынести мебель – это одна цена. “Если же необходимо тянуть все коммунальные сети – электричество, воду и прочее, то объем вложений инвестиций может быть 500-600 тыс. грн. Иногда площадки открываются как встроенные помещения в ресторанах”, – уточняет он.
Кроме единоразовой платы за оформление документов ресторатор также ежемесячно раскошеливается за аренду земли. “Мы просчитывали, что арендная плата за размещение летней площадки на 10 столиков обойдется в 15 тыс. грн. ежемесячно. Но эта сумма не окупается”, – приводит пример Ольга Насонова.
Неудивительно, что заведения экономичного и среднего ценового сегмента стремятся минимизировать свои затраты. Например, они размещают выносные столики на территории, непосредственно прилегающей к точке общепита (на расстоянии одного метра от здания, в котором расположен ресторан). При этом такие площадки никак не огораживаются, и при любой проверке эти столики оперативно убираются.
Как только ресторатор ограждает территорию для летней террасы, к нему сразу же приходят с проверкой из Главного управления контроля за благоустройством Киева и, при отсутствии необходимых документов, выписывают предписание на демонтаж.
Как сообщил “Комментариям” начальник Главного управления контроля за благоустройством Киева Сергей Садовой, в прошлом году за нарушения при установке и эксплуатации летних площадок инспекторами было вручено 957 предписаний и составлено 106 протоколов. Согласно ст. 152 КоАП за такие нарушения предусматривается наложение штрафа на граждан от 20 до 80 необлагаемых минимумов доходов граждан (340-1 360 грн.) и на должностных лиц, граждан – субъектов предпринимательской деятельности – от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (850-1 700 грн.).
Но если прежде, по словам игроков рынка, за 2-5 тыс. грн. им удавалось решать этот вопрос с инспектором “на месте”, не доводя дело до демонтажа, либо демонтируя конструкцию на одну-две недели, теперь же стационарно обустраивать летние площадки на свой страх и риск рестораторы уже не хотят, памятуя о том, как молниеносно прошлой осенью со столичной набережной исчезли все рестораны-дебаркадеры (и их многолетняя деятельность в один момент была прекращена). В итоге, многие заведения сейчас предпочитают вообще не связываться с открытием летних площадок. По самым скромным оценкам экспертов около 10-15% ранее действующих летних террас в 2011 году свою работу не возобновят. Кстати, по данным “Ресторанного консалтинга” из почти 1 500 киевских заведений ресторанного хозяйства летние площадки прошлые годы присутствовали примерно у 900 КаБаРе (кафе, баров, ресторанов).
В профильном же управлении горадминистрации “Комментариям” не смогли подтвердить либо опровергнуть эти прогнозы о “сужении” рынка. “Летние площадки открываются и будут открываться примерно до середины лета. Поэтом пока какие-либо выводы об их количестве делать рано”, – сказал Сергей Садовой.
При этом он привел статистику за 2010 год, согласно которой 77% всех обнаруженных инспекторами профильного Главка площадок и террас не имели какого-либо разрешительного документа. “В 2010 году инспекторами Главного управления контроля за благоустройством и КП “Киевблагоустройство” было обнаружено 479 летних площадок. Из них 112 объектов имели полный или частичный набор разрешительной документации.
Соответственно, 367 летних площадок находились без какого-либо разрешительного документа. Работниками КП “Киевблагоустройство” было демонтировано 36 незаконно установленных летних площадок. По результатам принятых инспекторами Главного управления и КП “Киевблагоустройство” мер, 314 летних площадок предприниматели демонтировали собственными силами”, – подчеркнул Садовой.
По прогнозам Ольги Насоновой, в этом сезоне конкуренция традиционным площадкам при кафе, барах и ресторанах со стороны “малых архитектурных форм” – киосков и небольших магазинчиков с выносными столами и стульями – значительно ослабевает по причине глобального вытеснения самих МАФов.
Если раньше многие продовольственные киоски, в особенности в спальных массивах, в теплое время года параллельно выполняли функцию “генделиков” – общепитов, то теперь таких конкурентов с каждым днем становится все меньше. И это притом, что летняя площадка в кафе или ресторане в теплое время года не просто позволяет увеличить выторг заведения – она, в первую очередь, привлекает к нему клиентов.
Дополнительные посадочные места на свежем воздухе повышают конкурентоспособность заведения и обеспечивают ему дополнительный доход. “Даже в жару посетители предпочитают проводить время на открытых площадках. При этом выторг у тех заведений, у которых открытые террасы отсутствуют, или их негде поставить, снижается, по меньшей мере, вдвое”, – комментирует Ольга Насонова.
В результате, масштабное сокращение открытых площадок общепита приведет к тому, что киевлянам и гостям столицы, чтобы провести летний вечер в кафе или ресторане придется записываться в очередь.