Сегодня Верховная Рада нашла нужное количество голосов за внедрение в уголовное процессуальное право Украины института общественного уголовного преследования коррупционных деяний.
Как стало известно KV, соответствующий Закон (проект № 1165) “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления роли гражданского общества в борьбе с коррупционными преступлениями” сегодня был принят в целом.
Законом предусмотрено, что уголовным производством в форме общественного обвинения является производство, которое начинается следователем, прокурором на основании заявления, сообщения общественного обвинителя по уголовным преступлениям, предусмотренных: ст. 368 УК (принятия предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом), ст. 370 УК (провокация подкупа), и соответствующего заявления указанного лица о проведении уголовного производства в форме общественного обвинения.
Общественным обвинителем является любое физическое или юридическое лицо, которое непосредственно является пострадавшим от уголовного преступления или которому стало известно о совершении в отношении других лиц вышеуказанных уголовных преступлений, и которая подала следователю, прокурору соответствующее заявление. Общественным обвинителем может выступать общественное объединение.
Общественный обвинитель имеет право:
– представлять доказательства следователю, прокурору, следственному судье, суд;
– заявлять отводы и ходатайства;
– обжаловать решения, действия или бездействие следователя, прокурора, следователя судьи, суда;
– знакомиться с материалами, которые
непосредственно касаются совершенного уголовного преступления;
– применять с соблюдением требований настоящего Кодекса технические средства при проведении процессуальных действий, в которых он участвует;
– принимать участие в следственных (розыскных) и других процессуальных действиях;
– требовать составления и утверждения обвинительного акта и обращения с этим обвинительным актом в суд;
– участвовать в судебном производстве;
– поддерживать обвинение в суде наряду с прокурором и независимо от согласия потерпевшего или отказываться от поддержания обвинения.
Кроме того, Законом предлагается:
– дополнить главу УПК “Доказательства и доказывание” нормами относительно заключения специалиста.
– определить, что правила ст. 87 УПК о недопустимости доказательств в соответствующей их части не применяются к доказательствам, полученным с использованием специальных технических средств негласного получения информации и предоставленных общественным обвинителем при представлении им следователю, прокурору заявления, сообщения о совершении уголовного преступления в случаях, предусмотренных УПК.
– исключить из УК положение об уголовной ответственности за контрабанду специальных технических средств негласного получения информации, а также незаконные приобретение, сбыт специальных технических средств получения информации (ст. 359 УК). Незаконное использование таких средств остается угловно наказуемым.
Напомним, предыдущая версия проекта предполагала институт частных обвинителей, а частное уголовное преследование планировалось применять в отношении преступлений, предусмотренных:
статье 364 (злоупотребление властью или служебным положением),
статьей 365 (превышение власти или служебных полномочий работником правоохранительного органа),
статьей 365-2 (злоупотребление полномочиями лицами, предоставляющими публичные услуги),
статьей 366 (служебный подлог),
статье 368 (принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом),
статьей 370 (провокация подкупа).
источник: Закон и Бизнес