“Искусство это не десерт, это не развлечение, это очень сложная задачка со звездочкой, которую очень сложно решать,” – Елена Ретинская, галерист, арт-дилер

“Искусство это не десерт, это не развлечение, это очень сложная задачка со звездочкой, которую очень сложно решать,” - Елена Ретинская, галерист, арт-дилер

В конце ноября 2019 года Киев увидел открытие нового храма искусств — картинной галереи  Елены Ретинской. Первой художницей, которая представила свои работы в галерее стала сестра Елены Анна Коновалова. О своих впечатлениях, видении современного искусства, а также самой выставке сестры поделились с нашим журналистом.

– Лена, откуда взялась идея открыть галерею?

– Я всю жизнь фанатично относилась к истории. С искусством я была связана с детства, так как моя сестра художник и она с детства рисовала. Я была окутана этой атмосферой. Но, как обычно, люди не замечают то, что их окружает, пока в лоб с этим не сталкиваются. Я не искусствовед и у меня нет образования в направлении искусства. Я такой самородок, можно сказать. В один момент я познакомилась с художником. Тогда еще не было профессии арт-дилера, был персональный менеджер. Когда мы начали с ним работать, я окунулась в эту сферу,  начала углубляться, учиться. В искусстве нет такой точки, что ты знаешь все.

Материал подготовлен в рамках Проекта “Юн-Пресс-KV

Даже если вы видите искусствоведов, критиков, физически они знать все не могут. Они могут выбрать какое-то направление и идти по нему, либо поверхностно знать все. В этот момент у меня наступило становление, каким направлением я хочу заниматься.

В определенный момент, создалась компания RetinАrt, сначала мы занимались строительными объектами, я поняла, что людям это интересно. И я добавила себе еще один блок и начала читать лекции.

В какой-то момент я поняла, что хочу свое детище.  Я даже представляла каким оно должно быть, какие художники, какая должна быть презентация, какие я хотела бы поднимать темы. Доходило до масштабов работ.  Я ходила по разным галереям, смотрела как у них устроено. В каждой галерее есть свои правила, условия.

– Хотят ли художники выставляться в галерее?

– Конечно, художники очень хотят выставляться, но в основном, художники, это такие горделивые люди, которые думают, что за ними нужно ходить. Сами они, им тяжело перейти вот этот барьер, по крайней мере, это мое мнение.

Галерея дает известность. Все моменты, кроме транспортировки, проходят через галерею. Реклама, пригласительные, ивент оплачивает галерея. У галереи есть комиссия от розничной цены.

Художник проходит тернистый путь, чтобы попасть в галерею. Не каждой галереи подходят работы, у каждой галереи есть свой определенный статус, своя определенная дорога, по которой они идут. И они не могут, если они занимаются современным искусством, потом уйти в классику, например.

– Насколько популярно искусство в Украине сейчас?

– Сейчас популярно искусство. Я считаю, что причиной этому есть путешествия. Сейчас люди начали намного больше путешествовать, они стали обращать внимание на архитектуру, на предметы искусства, на людей, которые были с этим связаны, исторические деятели, я имею ввиду. Они приезжают в Украину и их это сподвигает посмотреть, а что же в Украине. Больше скажу, украинское искусство, оно безумно популярное в Китае.

– Сколько может продаваться одна картина?

– По-разному. Когда приходит ко мне художник, у него там сразу доллары в глазах светятся и ему кажется, что все продадут. Бывает, что большинство в первый же день продается. Бывает такое, что ты годами не можешь продать. Тут зависит от подготовки клиентов, какой портрет клиента на эту работу.

– А насчет лекций, что это за лекции?

– В основном, это для компаний. Я читаю лекции для компаний. Искусство это не десерт, это не развлечение, это очень сложная задачка со звездочкой, которую очень сложно решать. Искусство заставляет думать человека, проецировать на себя. Мои лекции только о современном искусстве, я в основном, начинаю с 20 века и до сегодняшнего дня. Я  рассказываю о предметах искусства, что хотел донести художник и почему это искусство. Это дает новые знания для людей, уже путешествуя по миру, они имеют определенную базу знаний. Я учу людей, как коммуницировать с картиной.

– Как ты узнаешь, что хотел сказать художник картиной?

Если говорить о современных художниках, то это коммуникация с самим художником. Я обсуждаю с художником его идею, что он хотел донести, как ему тяжело было доносить ее или не тяжело. Потом я начинаю смотреть в разных источниках информацию, больше об этом узнавать. И ты уже смотришь на картину по-другому. У тебя есть виденье художника, но любой галерист и арт-дилер немного добавляет от себя. Потому что он уже смотрит с призмы своего профессионализма, опыта, он имеет право об этом говорить и проецировать это на свои мозги. Я рассматриваю детали и понимаю, что каждая мозаичка, она несет какую-то свою определенную цель.

– А если говорить о старых художниках?

– Если говорить о старых художниках, там мне очень нравиться символизм. И у старых художников он так неплохо показан в работах. Понятно, что я читаю описание работы, искусствоведов, которые идут по этому направлению. Потому что есть определенные люди, которые занимаются только Леонардо да Винчи, они узнают всю историю, все копают, это очень интересно. Свои какие-то источники нахожу, и у меня уже есть свое мнение. Важны знания, насмотренность. У меня спрашивали, как понять, что это мыльный пузырь, а это искусство.  Только насмотренность, опыт и знания дают человеку понимания шедевр это или не шедевр.

– Часто приходят люди в галерею посмотреть? Какая у них реакция?

– Да. Разная реакция есть. Для меня самое главное, чтобы она вообще была. Даже если негативная реакция, это очень круто. Я всем своим художникам говорю, что никогда не переживайте, если работа не нравится. Потому что, у меня был один посетитель, который пришел, очень громко возмущался, но это говорит об эмоции, работа вызвала у него эмоцию. Хуже всего, когда у человека нет эмоции. То есть, у него полное равнодушие. Вот это плохо, это значит, что работа плохая. Если у вас вызывает работа раздражение, если она вас бесит, значит, она крутая. Если брать Анну Коновалову, каждая работа это как фильм. В ней есть сюжет и есть концовка. Это я рассказываю уже как рассказ, как фильм.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Анна Коновалова начала свою творческую деятельность буквально 5  лет назад. Хотя, любовь к искусству, как признается сама Анна у нее проявлялась еще с детства: “С самого рождения я любила ручки, карандаши, все это вместе.”

“Я рисовала на партах в школе, в тетрадках в контрольных работах. Меня за это наказывали очень сильно,” – рассказывает художница.

Родители не поддерживали стремления дочери к рисованию. Когда девушка  захотела поступить в художественную школу, они ей отказали.

“Это было и из-за финансовых возможностей и из-за того, что это не было перспективно для меня,” – рассказывает Анна. “Уже в осознанном возрасте я решила попробовать себя, сестра меня поддержала, подталкивала. Самый сильный скачек произошел на выставке в Киеве в М17. Там проходила выставка и я познакомилась с одним художником и просто впечатлилась от его работ. Я подумала, почему бы мне так не попробовать.

На холстах не писала никогда, и в один момент решила заказать холст метр на метр. Он мне казался катастрофически здоровенным, я боялась даже его испортить где-то. Но потом я поняла, что это очень интересно, мне нравится. Почувствовала выброс какой-то энергии своей. И мне захотелось этим поделиться с другими людьми.”

– На какую тему была твоя первая картина?

– Первая картина, это была пара девушка с парнем. Мне хотелось показать людям о чувствах, хотелось не словами показать, а красками. Показать, как это для меня, то, что люди испытывают, эмоции. Это как аура своего рода. Мне захотелось потеками показать, то что они могут обрызгать и других людей, зарядить вот этой энергетикой. Эти люди светятся изнутри и они не боятся выражаться.

– Как рождается идея для картины?

– По разному, бывает сон приснился, я хочу вот это вот воплотить. Бывает, я зарисовываю просто какие-то фрагменты, которые должны быть. Вот этот листик, эскиз, он обыгрывается другими красками. Я стараюсь картины прорабатывать в очень хорошем настроении, потому что, когда у меня плохое настроение, у меня ничего не получается. И если у меня есть хорошее настроение, я могу встать в 2 часа начать писать и закончить в 2 часа ночи. Грубо говоря, это уже когда вымыл кисти. Кажется, взял кисти, краски, есть техника, которой человек учится, и дальше ничего не нужно.  Это сложно, на самом деле, это колоссальный труд.

– Сколько времени занимает написание одной картины?

– Если это акрил, то я могу за один день написать. Если это большая объемная работа в нескольких техниках, если масло еще использовать, то это зависит, сколько масло будет сохнуть.

– Что означает “техники”?

– Работа “Дали”, я изначально использовала один оттенок, один цвет. Потом мне пришлось перерисовывать. Техника получилась сложная, долгая. В два этапа я могу написать работу. Сначала я наношу масло, а потом лак. В работе “Балерина” был эскиз только балерины. Что будет дальше, непонятно было. Важно составить композицию изначально.

– Какая картина писалась дольше всего?

– Наверное, “Беседа”. Она писалась 4 дня, по полдня. Я когда смотрю на работу, меняю какие-то детали. Я стараюсь, чтобы мои работы могли висеть и в офисе, и в доме, и в ресторане каком-нибудь. Чтобы людям было приятно на них смотреть.

– У каждой картины есть своя проблематика, верно?

– Очень много каких-то социальных моментов. В работе “Беседа”, например, хотелось, чтоб люди научились контактировать безсознательно. Потому что многие из нас, людей, оценивают, подставляют под какие-то рамки. И акцентируя вот эти моменты, уже относятся к людям по-разному. Я считаю, что социальный статус не важен, если человек может быть внутренне развит и интересен. Мы должны учиться легкости в общении у детей, легкости в принятии решений.

Работа “Под защитой”, женщина – альбинос, афроамериканка, которая родилась в нигерийской семье, и вот она такая родилась. Нужно принять человека, не важно, может вера, внешность человека отличается от норм, потому что люди привыкли, так правильно, так красиво. На самом деле каждый сам решает, что для него красиво. И людей нельзя судить внешне, это первое, что хотелось подчеркнуть. В работе я подчеркнула, что эти два человека, они разные по цвету кожи, но у них есть такие же руки, ноги, тело одинаковое. Только мальчик и девочка, но тело у них одинаковое. И хотелось, чтобы люди все-таки понимали всю эту историю, то, что альбиносов убивают, уничтожают, ради наживы, так скажем. И мне хотелось, чтобы люди задумались, что среди нас это есть, это ни какие-то сказки.

Художник сейчас настолько умеет правильно показать что-то такое протестующее и люди на это обратят внимание. Возможно, для кого-то искусство и станет вот тем камешком, который  достанет там где-то в глубинку и человек задумается, на самом деле, нужно помогать другим людям, нужно задуматься о природе, о каких-то катаклизмах, о глобальном потеплении, о пластике. Потому что сейчас художники используют не только краски, они используют и пластик тот же. Когда один из художников просто переплавлял пластик и получал определенные цвета, накладывал на холст и получались необычные картины.

– Есть ли какие-то правила у современного искусства?

– Мне нравится то, что у современного искусства нет правил. Можно совершенно не уметь рисовать, можно с газет вырезать разные статьи, какие-то аппликации приклеивать, друг с другом сочетать несочетаемое и показать миру. И если хотя бы один человек вам скажет, что ему это нравится и это искусство, то вправе считать, что это искусство. Искусство, как Лена говорит часто, оно никому ничего не должно. Вы или принимаете то, что вы видите, или нет. Невозможно заставить человека что-то полюбить, пока он сам к этому не придет. Возможно, ему что-то понравится, его что-то зацепит.

– Все ли могут понимать искусство?

– Нужно изучать. Еще очень важны галеристы, когда приходишь в галерею, чувствуешь себя как в библиотеке в школе. Когда тебе начнут сейчас рассказывать лекции, тебя не могут оставить в покое, и ты не можешь насладиться или подумать просто. Тебе начинают что-то навязывать или рассказывать. Очень важно найти такие галереи, где можно отдохнуть. Вот эти новые краски, они должны влиться в жизнь человека и до чего-то достучаться. Мы сами себя развиваем.

– Много ли в Киеве вот таких галерей?

– Галерей, на самом деле, очень много. Они есть, их много и большинство этих галерей коммерческие. Большинство делают акцент на иностранцах, потому что у нас в Украине мало покупают искусство. Большинство –  это иностранцы, которые приехали, туристы, для них 1-2 тысячи долларов не много. А для наших людей сложно приобрести какие-то работы. Поэтому большинство художников работает за рубеж.

– В какие страны уже уехали твои работы?

– В Америку, в Швейцарию. Это частные коллекции. Современное искусство сейчас модно. Уже с кольцом никто не приходит или с бриллиантами под елкой. Сейчас дарят картины. И это сейчас очень модно, и в Америке, и в Англии, везде.

– Ориентируются ли современные художники на предыдущие поколения?

Это какая-то база, это как книжку, когда азбуку начинаешь изучать, все таки, ты должен понимать из чего корни идут. Ты должен это все знать. Но все-таки, свой стиль ты ищешь сам. Ты должен что-то сделать самостоятельно, удивить. Сейчас удивить, на самом деле, сложно. Потому что  кажется, что все уже делали. И современное искусство говорит людям задуматься о простых вещах. У меня есть работа про время. Сейчас люди настолько увлечены бизнесом, очень много бизнесменов, больше, мне кажется, чем было из-за того, что есть Интернет, люди могут развиваться как-то. “Время” про то, что люди очень большую ценность придают деньгам. Они забывают о том, что есть семья, о том, что есть дети вокруг, что есть мир вокруг, путешествовать можно, развиваться. С семьей пить чай, как в работе “Беседа”. Хотелось и эту тему затронуть, то, что люди должны общаться в реальном мире, а не в виртуальном.  Галерея отвлекает человека от телефона, он смотрит, он может задуматься о чем-то, он начинает общаться. Галерея дает вот эту возможность, в этом плюс галереи.

– Какая роль арт-дилера в жизни художника?

– Раньше я не думала о том, что арт-дилер нужен. Но сейчас я понимаю, что художник должен заниматься своим делом. Потому что если он будет распыляться, это как строить дом, когда ты и кирпич кладешь, и дизайн сам придумываешь. Это очень сложно и, практически, идеального результата добиться невозможно. Если есть арт-дилер, художнику легче реализовываться, потому что он создает продукт и он должен двигаться. Он не должен стоять на чердаке, потому что не продали. У арт-дилера должны быть связи с людьми, которые интересуются искусством и он продвигает твой продукт.

– Где можно найти арт-дилера?

– Фейсбук достаточно распространенная сеть, в которой можно найти арт-дилера. Вопрос, подходит ли он вам, вы должны быть совместимы, вы можете договориться, вы можете общаться нормально. Должно быть все прописано четко, чтобы не было конфликта.

Елена Ретинская, галерист, арт-дилер

– Сколько еще будет длиться выставка Анны Коноваловой?

– Выставка Анны Коноваловой уже закончилась. У нас сейчас каникулы и 29 января презентация нового художника. Это Павел Васильченко, у него псевдоним Пауло. Он сейчас живет в Италии, это украинец. Он выставляется в Италии и достаточно знаменит там. Я обожаю его работы, очень интересные и яркие. Выставка будет длиться 3 недели.

– Есть ли работы, которые жалко продавать?

– Нет, я вообще считаю, что работы жалеть нельзя ни в коем случае ни художнику, а арт-дилеру тем более, потому что любой арт-дилер в первую очередь коммерсант, нельзя жалеть прощаться с работой. С работами необходимо прощаться, если молодой художник, то я вообще советую дарить работы. Побольше дарить, потому что о вас все равно узнают. Это всегда возможности. Художник, который не знаменит, ему нужно дарить, это однозначно.

И в завершении разговора Лена добавляет: “Нужно любить то, чем ты занимаешься. И тогда у тебя будет успех.”

Прийти на свидание с искусством можно по адресу Киев, ул. Пироговского 19/8.

Материал подготовлен в рамках Проекта “Юн-Пресс-KV

КиевVласть

Автор:
Валерия Самошина
Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
09:00 Нещодавно столична міськрада ухвалила програму управління об’єктами комунальної власності, розраховану на період 2025-2027 років. Усього на її реалізацію планується витратити 251,3 млн гривень,…
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
09:00 В листопаді бюджетні замовники селища Баришівка на Броварщині уклали договорів на кругленьку суму – понад 26 млн гривень. Найбільше грошей спрямували на облаштування…
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
09:00 Столична влада ухвалила бюджет Києва на 2025 рік та внесла зміни до Програми економічного та соціального розвитку (ПЕСР) в частині видатків на наступний…
Banner
QlU7mDx4