Недавно КО “Институт генерального плана города Киева” объявила о начале обсуждения проекта нового Генерального плана развития Киева и его пригородной зоны до 2040 года. Также “Институт Генплана” поделился подробностями о новой стратегии в отношении так называемого развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
Читайте: Новый Генплан Киева. Для застройщиков, а не для киевлян
Эта стратегия заключается в отказе от строительства многоуровневых транспортных развязок в центральной части города. Такие развязки предполагается возвести в рамках Малой кольцевой дороги (проспект Валерия Лобановского, улица Елены Телиги и т.д.), да и то – лишь на удлинении Железнодорожного шоссе. Исключение – развязка на площади Героев Великой Отечественной войны и предмостная правобережная развязка на “вечно перспективном” Подольском мостовом переходе. Разработчики Генплана предлагают строить многоуровневые развязки на периферии столицы – Харьковской и Дарницкой площадях, проспекте Романа Шухевича, ул. Братиславской, ул. Оноре де Бальзака и т.д.
Здесь возникает вопрос: как столичные власти в условиях дефицита земли собираются делать перекрестки на одноуровневых развязках? Они будут “в одном уровне” асфальтировать по 1-2 га земли? У них есть земля в центре Киева?
Это очень дискуссионный вопрос. Ответ на него должны дать транспортные инженеры, которые могут пользоваться Транспортной моделью Киева и знают, как применять расчеты, сделанные с помощью этой транспортной модели. Лично я считаю, что делать в столице одноуровневые развязки – уже неправильно. Передовые инженеры, ввиду отсутствия земли в мегаполисах, делают выбор в пользу многоуровневых развязок. Они безопаснее, и часто для них нужно меньше земли, чем для одноуровневых. И подчеркну необходимость обеспечения безопасности: одноуровневые развязки в несколько раз опаснее многоуровневых, потому что идет пересечение встречных потоков и т.д. Также не стоит забывать, что на большинстве одноуровневых развязок всегда должны быть светофоры, что снижает пропускную способность в несколько раз. Это будет еще больше пробок. А многоуровневые развязки – это беспрерывный трафик.
Вся история со столичным Генпланом непрозрачна и в интересах застройщиков. Смахивает на эпопею для того, чтобы узаконить недавние землеотводы. Новых идей развития транспорта и мобильности в целом со времен советской власти нет. Вполне возможно, что необоснованный и неаргументированный отказ от многоуровневых развязок – это продолжение схемы по завладению земельными участками, в том числе – в красных линиях в центре Киева. Я бы на месте “Института Генплана” использовал расчеты Транспортной модели столицы: на это были потрачены деньги из столичного бюджета. И эта модель никоим образом никогда не использовалась для обоснования принимаемых, в том числе “Институтом Генплана”, административных решений по утверждению того или иного проекта.
Также крайне “интересными” выглядят предусмотренные проектом Генплана идеи по строительству “дублера” проспекта Голосеевского и развитию сети магистральных улиц новых жилых микрорайонах Киева – Теремках III, Варшавском, Осокорках. Где столичные власти собираются все это строить? В тоннелях? Через детские площадки? Через школьные дворы или межквартальные проезды? Речь о новых улицах может идти только если строить эти улицы в Беличанском лесу или Бучанской зеленой зоне – когда эти пригороды станут Киевом.
В ситуации со строительством дорог в Киеве земельный вопрос становится особо актуальным. На моей памяти за неполные двадцать лет в столице было инициировано как минимум 4 аудита земельных участков. Ни один из этих аудитов не был завершен, результатов таких аудитов нет. О каком новом Генплане и развитии дорожно-транспортной инфраструктуры можно говорить, если столичные власти не имеют понятия о земельном фонде, у них нет информации об участках, которые не отягощены конфликтными ситуациями, судебными разбирательствами и т.д? Поэтому все эти инициативы выглядят не серьезно.
Я думаю, что новый состав депутатского корпуса разнесет этот проект Генплана. Придут новые люди с новыми идеями. Поэтому я прогнозирую, что вскоре после начала работы нового созыва Киевсовета будет принято решение переделать проект Генплана, на что снова придется выделять средства из бюджета Киева.
Читайте: Не надо прятаться за светофор. Земли нет
Станислав Гвоздиков, глава общественной организации “Развитие инфраструктуры”