В небольшом сквере в бывшем пролетарском районе киевской Дарницы, недалеко от одноименного вокзала, стоит экспрессивный многофигурный монумент. По легенде, под ним – могила экипажа красного бронепоезда “Таращанец”, подорвавшего себя в конце августа 1919 года, чтобы не сдаваться наступавшей на Киев Белой армии. Через 97 лет их прах могут потревожить: памятник уже больше года, как попал в список объектов, подлежащих декоммунизации.
Наряду с пресловутым монументом Щорсу, “таращанцы” в центре одноименного парка, пожалуй, – последний памятник коммунистической эпохи, еще не снесенный в соответствии с тем самым списком “имени Вятровича”. И единственный, под которым могут оказаться кости жертв революции. Они же – ее забытые герои. Они – же борцы против украинской армии и украинского национального дела в те бурные годы войны всех против всех…
К слову, имел ли место на самом деле их “подвиг”, если советская власть, столь чувствительная и хваткая на подобные истории, вспомнила о экипаже погибшего бронепоезда только через полвека после 1919 года? Причем, одним памятником в окраинном сквере и ограничилась: никаких там повестей в школьном курсе литературы, героических од от классиков советской поэзии, улиц или заводов, названных именами “таращанцев”. Более того, даже имена их так и остались не особо известны, в то время, как списки рабочих, погибших при восстании на заводе “Арсенал”, тщательно разыскивались по архивам – и были “разобраны” для переименования добрых пары десятков улиц Киева.
Может, что-то не совсем “то” было в той забытой истории, что о ней решили вспомнить только в разгар скучной брежневской эпохи, когда об “идеалах Октября” уже никто всерьез не думал, и “пиар революции” скатился до анекдотического уровня популяризации в ”Неуловимых мстителях” и “Белом солнце пустыни”?
Поставили “неизвестной семерке” погибшего экипажа монумент – и снова о них забыли. Да и сейчас архивы КГБ, усиленно вроде бы как рассекречиваемые на очередном витке нашей истории, хранят об этом молчание. Правда, рассекречивают-то ведь в этих архивах только то, что нужно очередной эпохе: о белых и красных, как одинаковых врагах украинского дела, сейчас предпочитают просто не вспоминать.
В литературе не найти никаких подробностей о том, что происходило шесть дней подряд в августе далекого 1919 года на подъездных путях к Дарницкому железнодорожному узлу, когда бронепоезд, якобы, в одиночку сдерживал целую армию Деникина. Так что есть только памятник 1974 года, авторства известного скульптора Валентина Знобы.
И памятник этот, действительно, – один из лучших в Киеве, поставленных в честь жертв/героев кровавых событий столетней давности. Мрачный и немного вычурный, он как бы не вписывается в идиллическую атмосферу окружающего его сквера-парка. В нем нет давящей монументальности и однообразного гранитного пафоса сталинской поры, нет казенной стертости бесчисленных “советских воинов” и банальности карикатурных Ильичей, украсивших каждый перекресток бывшей “одной шестой” в ту же брежневскую пору.
Читайте: С Украинского дома в Киеве демонтируют коммунистический барельеф (видео)
“Напряженность” памятника, скорее, от советских 1920-х, периода “цветения ста цветов”, когда другой великий скульптор – Иван Кавалеридзе – игрался с кубизмом и экспрессионизмом, когда революционные события 1917-20 годов были таким самым “вчера”, как события Майдана для нынешней Украины.
Театральность поз, болезненная трагичность фигур – нечто причтевое есть в этом памятнике. И если бы не буденновка на голове центрального персонажа, ничего не говорило бы о том, что памятник подлежит беспощадной декоммунизации, а его бронза – утилизации в неизвестном направлении.
Пока о “таращанцах”, похоже, призабыли. Все внимание уже пару месяцев приковано к Щорсу. Вот что делает миф! Щорс, прославленный Довженко, юным Кравчуком и песней группы “Манго-Манго”, мешает жить активным декоммунизаторам так, что “аж кушать не могу”, да и противники сносов стянули все силы исключительно на защиту красного командарма (с небольшим и невнятным отвлечением на барельефы Украинского дома).
О безымянных героях 1919-го, сгоревших, в прямом смысле, в огне революции за свои идеалы, не помнит никто. Как-то не нужны они, когда “рулит” в политической и околополитической жизни миф, и значение имеют лишь знаковые фигуры и символы. И только вопрос “Зачем?” висит в воздухе, застывая над былым рабочим поселком при Дарницком вокзале, давно уже ставшим обычным столичным районом, и над грустной семифигурной композицией в маленьком парке…
Читайте: В Киеве начали декоммунизацию моста Патона (фото)
Так искренна ли вся эта канитель вокруг еще оставшихся памятников коммунистической поры? Где музей, куда они могли давно “уехать” на цивилизованную “пенсию”? Похоже, никто его создавать не собирается – как, к слову, и открывать монументы героям/жертвам новой революции – героям Майдана.
Чиновникам все это не нужно, если нет возможности получить на этом “гешефт”. Озабоченным активистам все это нужно только потому, чтобы о них не забыли. “Воинам фейсбука” по обе стороны виртуального фронта все это также нужно исключительно для защиты собственной картины мира и оплевывания противоположной стороны.
Разумного подхода не наблюдается, об объективной оценке исторической значимости декоммунизированных персонажей речи нет и, похоже, не будет. Даже материальной оценки этих памятников нет. Хотя, казалось бы, уж ней-то должны быть заинтересованы те же чиновники: надо же, столько бронзы может пропасть.
Но бюрократы не “чешутся” – ведь от перевоза памятника в какой-нибудь парк на окраину у них не будет “отката”, и своим равнодушием поневоле отдают ситуацию в руки “активных патриотов”, уволакивающих по ночам ценные скульптуры в неизвестном направлении. Наверное, те лучше знают, где можно реализовать снятый с постаментов металл…
Читайте: Демонтаж герба на щите Родины-мать может привести к разрушению скульптуры
Что же делать? Призывы не выполнять закон, равно как и ссылки на неукоснительное его исполнение (тут хочется сказать: “чтоб другие законы у нас исполнялись так ретиво, как этот”), в ситуации со сносом монументов коммунистической эпохи лишь прикрывают необъективность тех, кто ломает памятники и словесные “копья” вокруг них.
Исполнять закон нужно, но исполнять его разумно и вдумчиво. Так, как это произошло в Восточной Европе, свои монументы уже давно снявшей, и о теме забывшей. (Недавнее “обострение” у поляков, взявшихся уже за памятники советским солдатам, явно временное и конъюнктурное: польский премьер явно таким образом лишний раз мстит России за погибшего над ее территорий брата).
А у нас реальный общественный контроль над сносом монументов отсутствует. И если на проблему “забили” правоохранительные органы, и если власти по всей стране в этом вопросе “шатаются” от обыкновенного саботажа со сносом каждого завалящего Ильича до банального попустительства самозваным “борцам со злом”, то где же пресловутая “общественность, разбуженная Майданом?” Где “простые люди”, которые – все до единого, как утверждают противники сносов – хотят “как было раньше”?
Никого, кроме городских сумасшедших с обеих сторон, не видно, и только леса вокруг Щорса все выше и гуще.
А может, обывателю действительно все равно, и он готов принять любую власть и любые памятники? Похоже, что так оно и есть. Но если так (что более чем печально, как мы понимаем), тогда дело – за той небольшой частью общества, которая демонстрирует реальную активность всех цветов политического спектра. Сейчас эта общественно-активная часть разделена на три части, которые можно назвать “активно пророссийской” (“ватной”), “европейско-либеральной” и “национал-патриотической”.
Читайте: Московский проспект переименовали в проспект Степана Бандеры
Причем, первые два сегмента, как ни парадоксально, зачастую едины во мнении о необходимости приостановить процессы сноса и переименований, “отдышаться” и подумать, какие ошибки уже допущены, и как их исправить. Только если первые хотят однозначной остановки процесса и, желательно, еще и поворачивания его вспять, то вторые говорят лишь о том, что нужно “включать мозги”, резонно указывая на европейский опыт взвешенного подхода к таким исторически чувствительным вопросам.
Но ни те, ни другие не готовы ложиться под бульдозер и тормозить строительный кран, который пригоняют на место сноса очередного памятника или заклеванные национал-патриотами чиновники, или сами эти национал-патриоты. Последние сейчас имеют в демонстрации своей активности явное преимущество, да и “сверху” им, похоже, дан карт-бланш – не в последнюю очередь, потому, чтобы не отвлекались на борьбу со злоупотреблениями власти, а боролись с молчаливыми памятниками.
Так что тем, кто хочет введения процесса декоммунизации в контролируемые рамки, следует понять: побеждает тот, кто готов проявить настоящую активность в защите своего мнения. Если ты исповедуешь некий подход – будь готов за него бороться на практике, а не только на клавиатуре ноутбука.
Иначе мы рискуем в какой-то исторической перспективе остаться вообще без памятников: очень вероятно, что какая-нибудь очередная власть решит, что все мало-мальски политизированные монументы вообще не нужны, так как разделяют общество – и, оставив на пьедесталах лишь пару-тройку деятелей культуры, и то самых аполитичных, поспособствует избавлению от монументов всех былых идеологий.
Хотя, может, именно такая власть нам и будет нужна.
Читайте: “Альфа” СБУ начала декоммунизацию своего здания на Большой Васильковской
Павел Ковалев, редактор КиевVласти