– Хоть у одного парка есть земля? – спросила я как-то директора коммунального предприятия (бывшего).
– Нет, – вздохнул он. – Всё у нас через буквы “пэ” и “жо”.
За пять лет волонтерской работы на Почайну я стала докой в вопросе паркообразования. Поэтому могу поклясться, что в Киеве сложилась абсолютно порочная практика “строительства” парков, когда местная власть строит их исключительно в ручном режиме, намеренно втягивая в серую зону законодательства.
В результате в любой момент можно “задавить” неугодный парк, не дав проводить работы (проектные, строительные) и отдав часть земли под застройку или же, наоборот, ускорить строительство в “нужном” парке и купить электорат.
Недавно наш парк Почайна обвинили, что он, дескать, начинает строительство без земли.
Но в Киеве вообще нет парков с землей! Ни единого.
Согласно официальной статистике, у нас 143 парка (128 из них в ведении КО “Киевзеленстрой”) – и ни у одного из них нет землеотвода, оформленного в законном порядке и проголосованного Киевсоветом.
О чем говорить, если в знаменитом парке “Наталка”, построенном под патронатом самого мэра Виталия Кличко, нет землеотвода. Откройте Публичную кадастровую карту, посмотрите сами: общая площадь парка примерно 20 га, два участка внутри него (площадью до 7 га), раньше были отведены под застройку, но люди их “отбили”. Однако парковая земля до сих пор не вернулись в город и официально не передана в ведение коммунальному предприятию. На остальной части “Наталки” землеотвода нет вообще, а береговая линия, согласно кадастру, значится, как земли Водного фонда и не может быть передана городу, поскольку это государственная земля!
Нет земли и у парка “Нивки”, где проводит благотворительные мероприятия бывший председатель постоянной комиссии Киевсовета по вопросам экологической политики Константин Яловой (“Единство”). А ведь Константин так любит рассказывать, что за пять лет в Киеве появилось более 400 новых зеленых зон, да и вообще город зазеленел.
Читайте: Киевлян безосновательно убеждают в спасении 800 гектаров зеленых зон
Действительно, в последнюю “пятилетку” в Киеве наблюдается прирост скверов (сейчас их 610). Но статус сквера может получить участок площадью до 2 га. И чаще всего скверы создавались за счет придомовых и межквартальных территорий, которые новыми зелеными зонами назвать крайне сложно. Об увеличении зеленых зон города стоит говорить, когда создаются новые парки, причем не на бумаге.
Капитальный ремонт и реконструкция
Тем не менее, люди хотят видеть парки, и город их строит. Если вы поищете информацию о создании новых парков в ProZorro, то увидите, что повсеместно у нас происходит не строительство парков, а “капитальный ремонт” или же “реконструкция”. Об этом не принято говорить вслух, но все в курсе и давно смирились.
Например, именно сейчас по заказу КО “Киевзеленстрой” заканчивается разработка рабочего проекта “капитального ремонта парка” возле озер Иорданское и Кирилловское. Процедура проектирования этого парка идет с 2017 года.
До ее запуска я присутствовала на заседании рабочей группы в Управлении экологии КГГА (которое тогда возглавлял Андрей Малеваный) вместе с депутатом Людмилой Костенко (“Солидарность”), представителями КО “Киевзеленстрой” и КП “Плесо”. Чиновники долго пытались найти решение земельной проблемы.
Дело в том, что в черту парка попали земли, которые находятся в ведении и того, и другого коммунального предприятия, а землеотвод должен был быть общий – под парк. Однако КО “Киевзеленстрой” не мог забрать себе в ведение земли КП “Плесо”, поскольку ему это не позволяет законодательство. В результате коммунальщики ни до чего не договорились, махнули рукой – и пошли по общепринятому пути проведения капитального ремонта.
Замечу, что в обоснование своих действий они ссылаются на ст. 34 закона “Про регулирование градостроительной деятельности”, которая разрешает проводить реконструкцию, реставрацию или капитальный ремонт объекта строительства на заказ органов местного самоуправления на землях государственной или коммунальной формы собственности в отсутствие документа, который подтверждает право собственности или пользования земельным участком.
Формально к такому обоснованию придраться сложно. По крайней мере, хорошо, что указанная норма закона применяется для строительства коммунального объекта, а не частного ТРЦ (в городе известны случаи, когда используя эту норму закона на коммунальной земле строят частный ТРЦ).
Опыт Почайны
Команда Общественного движения “Почайна” (входит депутат Константин Богатов, “Киевская команда) всегда была уверена в том, что парк возле реки первокрещения киевлян надо строить исключительно “в белую”. Нельзя создать святое место, если по пути переступить через принципы и закон.
Поэтому в ходе создания парка (образован в 2017 году) мы старались сопровождать все процессы (в том числе и проектирование) с точки зрения их законности, а параллельно защищали земли парка от незаконной застройки:
-
в 2017 году отбили незаконное строительств многоэтажки под видом церкви – в зеленой зоне в устье реки;
-
в 2019 году предотвратили попытку загнать под землю 80 метров русла Почайны у ТРЦ “Блокбастер”:
-
весной 2020 года буквально в том же месте возле реки остановили несанкционированную прокладку через парк новой канализационной сети для обеспечения нового жилмассива, строящегося на Подоле.
Проект парка Почайна
Поэтому мы лучше, чем кто-либо понимаем, как важно парку вовремя закрепиться на своей земле! И поэтому мы тщательно изучили проблематику землеотвода киевских “зеленых зон” и в данный момент вместе с экспертами разрабатываем дорожную карту законодательных и административных шагов, чтобы спасти ВСЕ киевские парки.
Проблемы землеотвода
Но вначале разберемся, в чем проблема. Согласно процедуре и практике землеустройства, после того, как границы вашего парка отметили на местности (карте 500-ке), он должен получить согласование в разных городских и государственных структурах: Департаменте градостроительства и архитектуры КГГА, Управлении экологии и природных ресурсов, Агентстве водных ресурсов, после чего уже попадает в Государственный земельный кадастр Украины (ГЗК) – и может быть внесен на Публичную кадастровую карту (еще до полного согласования и принятия Киевсоветом).
Однако в большинстве случаев проекты парковых землеотводов “не добегают” до ГЗК. Парки, которые неугодны местной власти (из-за борьбы с застройщиками) может сбивать на лету, например, Департамент градостроительства и архитектуры КГГА, не давая согласование на создание парка на территории, где проходят электрические и канализационные сети. А тех, кому повезло больше – срезает Государственное агентство водных ресурсов Украины.
Киев, как известно, город многих рек и озер. В Водной стратегии столицы указано около 400 водных объектов: Днепр, 10 малых рек, 129 озер, 102 пруда, 43 искусственных водоема, 26 каналов, 28 ручьев, две протоки и 24 затоки. Неудивительно, что большинство городских парков располагается рядом с водоемами.
Государственное агентство водных ресурсов Украины категорически отказывается согласовывать проекты землеотвода парков, требуя указать границы земель Водного фонда внутри него и ссылаясь на требования ч.3. ст. 59 Земельного кодекса и п.2 ст. 85 Водного кодекса.
Согласно указанным нормам законодательства, земли Водного фонда (сам водоем и его прибрежно-защитные полосы) не могут быть переданы в постоянное пользование городским коммунальным предприятиям, но только государственным. Причем на таких предприятиях должна быть специальная служба по уходу за водными объектами, прибрежно-защитными полосами, гидротехническими сооружениями.
Замечу, что такая служба есть всего у одного коммунального предприятия Киева – КП “Плесо” (которое парками не занимается). У специализированных коммунальных предприятий КО “Киевзеленстрой” и КП “Киевгорразвитие” такой службы нет. И ни одно из этих предприятий не является государственным.
Поэтому, если кто-то вам скажет, что Государственное агентство водных ресурсов Украины согласовало землеотвод киевским коммунальщикам, можете смело передавать документы в НАБУ и привлекать государственных чиновников к ответственности.
А вот сотрудник Государственного земельного кадастра Украины, к которому обратилась за разъяснениями по землеотводу парков (на правах конфиденциальности), совершенно меня огорошил:
– С точки зрения земельного законодательства, землеотвод парков – это незаконная процедура, – отрезал он. – Поэтому мы не можем согласовывать такие землеотводы. Землю отводят под строительство и передают ее юридическим и физическим лицам. Но зачем отводить земельный участок у города и передавать его городскому предприятию, у которого нет субъектности (автономности)? Это нелогично и даже подозрительно, поэтому земли Водного фонда тем более не могут быть отведены.
Альтернативное землеустройство
Если вы все же попытаетесь найти на Публичной кадастровой карте (где отмечены земельные участки под разными объектами городской инфраструктуры) киевские парки, то найдете старые: Мариинский, Хрещатый Яр, Владимирскую горку, Аскольдову могилу, Ботанический сад, Бабий Яр, а также прочие объекты природно-заповедного фонда (ПЗФ): заповедники, ландшафтные парки, национальные природные парки.
Дело в том, что землеустроительная процедура объектов ПЗФ сильно отличается от землеотвода, ведь земельные участки могут не изыматься у первичного землепользователя. Для объекта ПЗФ (например, заказника) просто устанавливаются границы, которые позже выносятся в натуру (если этого добиться, конечно же). При этом внутри общей территории заказника могут быть и земли Водного фонда (для которых тоже устанавливаются собственные границы).
К сожалению, на новые городские парки не распространяется действие закона “Про природно-заповедный фонд Украины”, поскольку они не попадают в него по разным параметрам: парк Почайна, например, находится на промышленно-складской территории. Кроме того, их надо еще во многом создавать / строить, а объект ПЗФ – это или дикая природа, или уже созданное произведение садово-паркового искусства.
Что делать
В первую очередь, власти стоит открыто признать, что земельная проблема есть у всех парков и перестать ее использовать в целях политического давления, бизнес конкуренции или электоральных игр.
После этого провести серию публичных экспертных дискуссий на тему создания простой и прозрачной процедуры землеустройства парков и скверов города. Какой ей быть? Нужен ли паркам землеотвод или необходимо просто установить границы и вынести их в натуру? Но тогда как создавать парк: это стройка, капитальный ремонт или, может, вообще благоустройство?
Решать всем вместе.
А парк Почайна после создания точно станет объектом искусства, и мы введем его в природно-заповедный фонд, как памятку национального значения.
Вариант решения Z:
-
Объединить коммунальные предприятия Киева, занимающиеся уходом за зелеными насаждениями и водными объектами.
-
Разрешить передавать земли Водного фонда (коммунальной формы собственности), находящиеся в границах парков и скверов, в ведение городским предприятиям, имеющим специализированную службу по уходу за водными объектами (внесение изменений в Водный кодекс).
-
Распространить порядок землеустроительной процедуры, предусмотренной для объектов ПЗФ, на городские парки и скверы городов (внесение изменений в Водный и Земельный кодексы, закон “Про землеустройство”).
-
Создать интерактивную карту с указанием всех зеленых зон города, их статуса, стадии землеустройства, создания парка (сквера, объекта ПЗФ), наличия водных объектов, установки границ земель Водного фонда (или ПЗС), инвентаризации зеленых насаждений.