В уплотняющей, незаконной застройке столицы виновно руководство Киевской горгосадминистрации (КГГА), позволившее градостроительному департаменту устраниться от процесса разработки Детальных планов территорий (ДПТ). В 2014 году профильный департамент КГГА начал массово разрешать “инвесторам” заказывать ДПТ у частных фирм, не утверждая и не согласовывая техзадания на разработку градостроительной документации. После утверждения таких ДПТ городскими депутатами те, кто “заказывал и оплачивал музыку”, ликуют и зарабатывают, а простые киевляне страдают от уплотняющей застройки. И все потому, что в КГГА и в Киевсовете уже давно перестали обращать внимание на действующий Генплан развития Киева и прочие нормативы и СНиПы.
КиевVласть сообщала, что в середине июля Киевсовет утвердил несколько скандальных ДПТ, разработчиками которых, по заказу застройщиков, выступили частные фирмы. Речь, в частности, идет о регулировании застройки в пределах некоторых улиц Голосеевского, Оболонского и Днепровского районов.
На последнем заседании столичного горсовета 28 июня секретарю Киевсовета Владимиру Прокопиву и главе градостроительно-земельной комиссии Киевсовета Александра Мищенко не удалось получить 61 голос за утверждение “банально незаконных” ДПТ “Рыбальского острова”, “Совских прудов” и “Никольской Слободки” авторства ООО “Терра Проджект”.
Читайте: Плесень в помощь: Киевсовет со скрипом утвердил один ДПТ из четырех
Впрочем, это не означает, что конфликт исчерпан. В сентябре попытки ублажить заинтересованных застройщиков, конечно же, продолжатся. Поводом вернуться к уже дважды отвергнутым депутатами ДПТ, наверняка, послужат всякие формальные и мелкие изменения в эти документы, не меняющие их сути.
Процесс явно активизировался. По информации KV, утверждения горсоветом ждут десятки ДПТ, сотворенных за деньги девелоперов. Они все хотят поскорее создать в Киеве новые стройплощадки. А без утвержденного для определенной территории ДПТ или зонинг, начать строительство им уже второй год запрещает закон “О регулировании градостроительной деятельности”.
Ненужный департамент
Напомним, Департамент градостроительства и архитектуры КГГА (ранее Главархитектура, – KV) – это орган, на который в столице возложена функция контроля над соблюдением градостроительного законодательства, Генплана развития Киева и прочих строительных норм и стандартов.
Соответственно, именно тотальная безнаказанность за игнорирование профильными чиновниками КГГА своих обязанностей позволяет строительным бонзам на протяжении многих лет хаотично застраивать столицу, ущемляя интересы простых киевлян.
Если бы руководство КГГА и Киевсовета – и нынешнее, и предыдущие – интересовали вопросы комфорта горожан и цивилизованного развития города, вся необходимая градостроительная документация второго уровня (ДПТ и зонинги, – KV) уже давно была бы заказана градостроительным департаментом КГГА, разработана и профинансирована из горбюджета по техзаданиям, не противоречащим Генплану и интересам жителей, и утверждена.
И в этом случае, конкретным застройщикам с их бизнес-интересами пришлось бы вписываться в понятную и обоснованную градостроительную политику. Но в Киеве все делается совсем не так.
КиевVласть уже информировала, что проблема массового появления незаконных ДПТ, вероятно, связана с тем, что застройщикам позволили заказывать на свое усмотрение ДПТ у частных фирм, которые, в отсутствии всякого регулирования со стороны КГГА, отстаивают в таких проектах лишь бизнес-интересы заказчиков. Кто платит, тот и заказывает музыку.
Читайте: Фирма Андрея Ваврыша монополизировала в Киеве производство антинародных ДПТ
Отметим, официальный ответ на журналистский запрос KV и. о. директора Департамента градостроительства и архитектуры КГГА Александра Свистунова полностью подтвердил такое положение дел.
“Разработка проектов ДПТ в период с 2013-го по первый квартал 2016 года осуществлялась и осуществляется за деньги инвесторов, что не запрещено законодательством. Департамент не задействован в финансовых расчетах между инвестором и разработчиком. Вопрос определения разработчика проекта градостроительной документации возлагается на инвестора. Подписание технических заданий на разработку ДПТ не предусмотрено СНиП Б.1.1-14:2012”, – сообщил КиевVласть Свистунов.
Из его ответа также следует, что за последние 3,5 года (до июля 2016 года, – KV) Киевсовет утвердил всего 10 ДПТ: в 2013 году – 2 ДПТ, в 2014 году – ни одного, в 2015 году – 7 ДПТ, и до июля 2016 года – 1 ДПТ (застройка Быковнянского леса).
Получается, зная заранее о том, что ДПТ необходимы для того, чтобы “Киев продолжал строиться”, столичное руководство сознательно не финансировало их разработку из горбюджета (по соответствующим программам деньги на разработку ДПТ предполагалось выделить уже давно, – KV), а ждало, когда их себе “наштампуют” сами застройщики.
Читайте: В Киеве почти не финансируют разработку градостроительной документации из горбюджета
Департамент градостроительства и архитектуры КГГА также информировал KV, что по состоянию на 16.06.2016 года, в Киеве было заключены 77 договоров на разработку проектов ДПТ, заказанных у фирм-проектировщиков именно частными компаниями, а не профильным департаментом КГГА. Из них:
-
31% ДПТ заказан “инвесторами” у коммунальных институтов и госпредприятий;
-
9% ДПТ – у госорганизаций совместно с частными агентствами;
-
60% – исключительно у частных фирм. Только два таких договора были заключены в 2013 году, остальные – в 2014-2016 гг.
При этом, разработку наибольшего количества ДПТ, по данным профильного департамента, девелоперы-застройщики заказали у ООО “Терра Проджект”- 22 ДПТ, и у ООО “Производственно-техническое агентство” – 12 ДПТ. У ООО “Институт городского гражданского проектирования”, были, к слову, заказаны только 2 ДПТ.
Некоторые из таких ДПТ , как отмечалось, уже утверждены Киевсоветом, некоторые – находятся на стадии общественного обсуждения и согласования профильной комиссии горсовета. То есть, скандалов предстоит еще много.
Как известно, именно опираясь на требования ДПТ, застройщики получают в Департаменте градостроительства и архитектуры КГГА градостроительные условия и ограничения на проектирования своего строительства. Увы, эти документы от народа КГГА традиционно скрывает. Хотя, именно на основании этих “тайных условий и ограничений” Государственная архитектурно-строительная инспекция (ГАСИ) дает старт в городе любой “безумной” стройке.
При этом, в высоких кабинетах КГГА и Киевсовета потом разводят руками. Дескать, “мы разрешения на начало этого строительства не давали – не наша компетенция”.
Еще раз отметим – больше всего градостроительной документации (ДПТ) застройщики заказывали, не согласовывая техзадания с профильным департаментом КГГА, в 2014-2015 годах. Эта же тенденция, как мы видим из ответа Свистунова, продолжается и сейчас.
По информации и.о. директора градостроительного департамента КГГА, столичные ДПТ в произвольных, выгодных застройщику границах, заказываются, минуя его ведомство, к примеру, такими “засветившимися” в строительных скандалах, а иногда и являющимися фигурантами уголовных дел “инвесторами”, как:
-
ООО “Конкорд-ДМ Плюс”;
-
ООО “Строительный межотраслевой альянс”;
-
ООО “Строительная компания “ГЕОС”;
-
ООО “Бурный поток”;
-
ООО “ДБК-4”;
-
ООО “Корса” и пр.
Что будет после утверждения этих ДПТ горсоветом, догадаться не сложно.
Плоды градостроительного безумия
Как уже не раз писала KV, по итогам такой градостроительной политики городского руководства киевляне имеют себе на голову “законные” уплотняющие стройки: впритык к жилым домам, за счет детских и спортивных площадок на своих придомовых территориях, на месте дорожных развязок, скверов и парков, на магистральных водо- и теплопроводных сетях и пр.
Подобных случаев в Киеве за последние годы описано так много, что приводить соответствующие ссылки просто не имеет смысла. Та грань, которая отделяет обсуждение и общение между участниками конфликта (застройщик и власть – жители микрорайона) от кровавых разборок, в Киеве давно пройдена.
Номинально, перед рассмотрением проектов ДПТ на заседании профильной комиссии Киевсовета их должны утвердить на общественных слушаниях жители микрорайона. Но махинации при проведении таких общественных слушаний уже стали в Киеве “притчей во языцех”: нарушения и обман при объявлении слушаний, фальсификации итоговых протоколов, игнорирование разработчиками градостроительной документации и профильным департаментом КГГА зафиксированных замечаний и предложений к проектам ДПТ давно стали нормой.
Что касается самой градостроительной документации (ДПТ и новомодные зонинги), то везде наблюдаются несоответствия действующим Генплану развития Киева до 2020 года, историко-культурному опорному плану, СНиПам, санитарным нормам, экологическим стандартам и пр.
Читайте: Кличко и Спасибко решили уплотнить Печерск и План зонирования центра Киева никуда не годится
Главным критерием, позволяющим вынести любой, априори незаконный, ДПТ на утверждение Киевсовета, сегодня является лишь позитивный вывод градостроительно-земельной комиссии, которую, напомним, возглавляет представитель фракции “Солидарность” Александр Мищенко. Большинство членов комиссии – его коллеги по фракции.
О том, что члены этой комиссии по роду своей деятельности плотно общаются с застройщиками, упоминать даже нет смысла. И к ответственности их особо не привлечешь – это же не обличенные властью и ответственностью чиновники, а номинальное сборище дилетантов, заседающих без зарплаты и на общественных началах.
В итоге, в сессионном зале остальных депутатов вынуждают голосовать за ДПТ, которые априори незаконны (разрабатывались с нарушением соответствующей методики, т.к. игнорируют положения действующего Генплана –KV) и потому обязательно приведут к конфликтам местных жителей со строителями. А в большинстве случаев и вовсе – выльются в судебные процессы, инициируемые местными активистами.
То есть, в 9 случаях из 10 утверждением скандального ДПТ не будет доволен и сам девелопер, которому предстоит потом 2-3 года находиться в состоянии постоянной войны с противниками незаконного строительства, тратя на это дополнительные финансовые ресурсы.
Кроме того, как уже не раз писала КиевVласть, такая политика делает и вскоре может окончательно превратить столицу в весьма не комфортный для проживания и неинтересный для инвестирования город.
На местах, предназначенных Генпланом под дорожные развязки, в Киеве давно настроили массу ТРЦ, навечно законсервировав транспортные проблемы микрорайонов. А на местах парков, скверов и промзон активно строят жилые высотки, жильцам которых вскоре будет попросту негде работать. Ведь о создании новых рабочих мест, нормативах численности населения на квадратных километр и прочих “мелочах” городская власть совсем не беспокоится.
Более того, Виталий Кличко и его команда даже, похоже, гордятся тем, что так активно развивают кластер строительства жилья. Но уплотнять до бесконечности город, границы которого расширять никто не собирается, не получится.
После того, как будет построен последний объект коммерческой недвижимости в Киеве, иностранные инвестиции, 90% которых составляют спрятанные в оффшорах деньги отечественных бонз, явно перестанут подпитывать экономику города. Земли для создания объектов приложения рабочей силы в столице очень скоро может просто не остаться. А местный бизнес покинет город из-за непомерно растущей стоимости аренды земли и земельного налога.
Иными словами, на то, что существует Генплан развития города, а в Украине действуют определенные строительные нормативы, ограничивающие аппетиты застройщиков, в Киеве уже давно никто не обращает внимания. Таким способом города стоят только в странах третьего мира, да и то не во всех. Такое позволяют только временщики, дети и внуки которых, явно, собираются жить где-нибудь в “загнивающих” Европе или США.
Картину полного градостроительного безумия киевской власти довершают публичные высказывания Александра Мищенко о том, что, дескать, вот поутверждаем все ДПТ и зонинги, а потом “слепим” из них новый Генплан развития Киева.
Читайте: Генплан Киева: старательные наследники “злочинных папередников”
По законодательству же все наоборот: зонинг и ДПТ разрабатываются на основе Генплана. Но руководство КГГА и Киевсовета очень своеобразно понимает слова “реформы” и “децентрализация”. Минрегионстрой, похоже, все устраивает, а правоохранительные органы в этой теме или не “в зуб ногой”, или “проплачены”, чтобы заниматься исключительно борьбой с Путиным и его приспешниками.
Отметим, полный градостроительный беспредел окончательно стал в столице привычным явлением именно после прихода на Крещатик, 36, Виталия Кличко и его команды.
Винить в том, что происходит, бизнесменов-застройщиков – глупо. Социальная ответственность бизнеса, по большому счету, миф. По своей природе бизнесмены “заточены” лишь на увеличение прибыли. При этом, они, естественно, вынуждены подстраиваться под требования власти. Они и рады были бы работать цивилизованно – покупать или арендовать у города земельный участок с уже четко определенным назначением и ограничениями, и больше никому не носить взяток – но им никто такой возможности не дает.
Таким образом, существующую систему взаимоотношений со строительным бизнесом выстроило именно руководство КГГА и Киевсовета – по всей видимости, чтобы зарабатывать на этом дивиденды, бессовестно обогащаясь на процессе уничтожения города.
Еще раз отметим, что застройщики начали сами себе “рисовать” ДПТ в 2013 году. Напомним, в КГГА Александра Попова за данную сферу отвечал одессит Михаил Кучук. Все происходило с благословения директора градостроительного департамента КГГА – главного архитектора Киева Сергея Целовальника, который, как утверждают источники в КГГА и столичные застройщики, пока не ушел на пенсию в октябре 2015 года, делал все, что ему говорил его заместитель,“смотрящий от Левочкина” (экс-глава АП Виктора Януковича, –KV) Андрей Ваврыш.
Читайте: Архитектурная мафия Киева лепит очередную отмазку
Но угрожающих оборотов процесс разработки столичных ДПТ под интересы застройщиков набрал именно в 2014-2015 годах, когда после “Революции Достоинства” на смену Кучуку в КГГА пришел Павел Рябикин. Вопросами градостроительства и строительства в городе Рябикин заведовал с июля 2014 года по сентябрь 2015 года. Целовальник в этот период, как и ранее, пребывал в состоянии “беззаботного свадебного генерала”, а непосредственно схемы Рябикину до своего увольнения в августе 2015 года “рисовал” тот же “незаменимый” Андрей Ваврыш.
Вероятно, Рябикин и Ваврыш тогда и решили, что, позволив застройщикам продолжать нарушать Генплан развития Киева путем утверждения незаконных ДПТ, можно еще и дополнительно заработать – направить их за заказами в “правильные” фирмы. По оценкам экспертов, разработка проекта ДПТ для участка в 40-50 га ориентировочно обходится заказчику в 1 млн гривен.
Читайте: Павел Рябикин: как коррупционный шлейф помешал соратнику Кличко стать министром инфраструктуры
О том, что ООО “Терра проджект” тесно связано с Ваврышем через через учредителей ряда связанных структрур – Вячеслава Бондарчука, Людмилу Ивасюк и Дмитрия Овсия – КиевVласть уже подробно писала. По данным источников КиевVласть в среде застройщиков, практически такая же история и с ООО “Производственно-техническое агентство”.
Этим ООО, кстати, ранее руководил соавтор проекта нового Генплана Киева-2025 “им. Черновецкого” Евгений Лишанский. Напомним, проект этого скандального Генплана разрабатывался при непосредственном участии Андрея Ваврыша. Сейчас Лишанский возглавляет ООО “Институт городского проектирования” – фирму, которая тоже откусила от пирога “коммерческих” столичных ДПТ.
При этом, источники КиевVласть в КГГА и АП утверждают, что, став простым советником мэра Киева, Рябикин продолжает негласно курировать схему разработки-утверждения столичных ДПТ и прочие градостроительные вопросы. И выступает при этом Рябикин, якобы, в первую очередь, защитником интересов одиозного экс-главы Госуправления делами времен Президента Кучмы Игоря Бакая, который давным-давно окопался в России и даже успел там поработать на “Российских железных дорогах”. Источники называют Павла Рябикина “кошельком Бакая” в Киеве.
Напомним, сейчас за все вопросы градостроительства и строительства в Киеве официально отвечает замглавы КГГА Александр Спасибко. Он известен как многолетний руководитель строительных фирм Леонида Юрушева (19 место в рейтинге 200 самых богатых людей Украины 2012 года): ООО “Ярославов Вал”, ООО “Бизнес Центр Студенческий” и ООО “Аквапарк”.
Где в сложившейся системе найти место цивилизованному развитию столицы и соблюдению интересов простых горожан – непонятно.