Засилье в Киеве COVID-19 не мешает городским властям тратить из бюджета крупные суммы на выполнение не самых актуальных задач. 1 апреля 2020 года КК “Киевавтодор” за 110,7 млн гривен заказала у своего “любимого подрядчика” (ООО “Ростдорстрой”) работы по реконструкции Пейзажной аллеи. Реконструкция должна завершиться осенью 2021 года, после чего полюбившееся многим киевлянам место променадов, возможно, изменится до неузнаваемости. Там должен появиться новый сквер, смотровая и детская площадки, велопарковки, художественное освещение и Wi-Fi. Работы должны сопровождаться вырубкой деревьев и кустарников с последующим укреплением склонов и высадкой новых зеленых насаждений. Примечательно, что при недавней корректировке бюджета Киева на 2020 год финансирование снималось с множества важных инфраструктурных проектов, а вот смету реконструкции “Пейзажки” даже увеличили – с 120 до 136 млн гривен.
Как стало известно KV из объявления электронной системы публичных закупок ProZorro, 1 апреля 2020 года КК “Киевавтодор” (*) заключила договор с ООО “Ростдорстрой” (**) на выполнение реконструкции Пейзажной аллеи в Шевченковском районе Киева. Цена договора составила 110,7 млн гривен.
Тендер на проведение реконструкции Пейзажной аллеи КК “Киевавтодор” удалось провести со второго раза. Первые торги, объявленные 28 января 2020 года, не состоялись из-за подачи для участия в них предложения только одной компании.
Во второй закупке конкуренцию ООО “Ростдорстрой” составили ООО “Онур Конструкцион Интернешнл” (***) и ООО “Мостицкий 2”. Самое выгодное по цене предложение было у ООО “Мостицкий 2”, но его отклонили из-за непредоставления копии аналогичного договора, а также соответствующей требованиям заказчика лицензии.
19 марта 2020 года Северный офис Госаудитслужбы объявил о начале мониторинга закупки в связи с выявленными признаками нарушений законодательства в сфере публичных закупок. По результатам мониторинга было выявлено нарушение – в системе Prozorro не опубликованы дополнения №1 и 2 (цена договора и календарный план) к проекту договора, которые являются его неотъемлемой частью.
Впрочем, это не остановило “Киевавтодор” от подписания договора с победителем тендера. Согласно договору, ООО “Ростдорстрой” должно:
-
выкорчевать кустарник на площади 0,05 га и снести 24 дерева;
-
выполнить противооползневые работы: укрепить склон и посадить на нем 27 деревьев;
-
укрепить подпорную стенку гранитными плитами;
-
установить металлическое ограждение с поручнями;
-
обустроить ступени из гранитных плит и тактильной плитки;
-
обустроить габион летнего лектория;
-
обустроить внешние сети систем связи и сигнализации, в том числе видеонаблюдение и публичный Wi-Fi;
-
проложить наружные сети водоснабжения и освещения;
-
обустроить дорожки из ФЭМ-плитки, пиленой гранитной брусчатки;
-
озеленить территорию: высадить около 4,5 тыс. деревьев и кустов, разбить клумбы, посеять газоны;
-
установить малые архитектурные формы: парковочные столбики, болларды, лавочки (121 шт), велопарковки (34 шт), урны (88 шт), манекены для тренировок по боевым искусствам (2 шт);
-
обустроить детскую площадку с ограждением.
Календарный график работ рассчитан на 18 месяцев – до октября 2021 года.
По итогу подрядчик должен гарантировать качество:
-
покрытия из брусчатки, гранитных плит, гранитного бортового камня, боллардов, металлических оцинкованных опор наружного освещения, прожекторов – на 15 лет;
-
направляющих пешеходных ограждений, бетонных и железобетонных бортовых камней, чугунных люков и дождеприемных решеток – на 10 лет;
-
водопропускных труб – на 6 лет;
-
покрытия из ФЭМ – на 5 лет.
За работу в 2020 году подрядчику, согласно договору, собираются заплатить 93,46 млн гривен. В договоре указано, что именно такое финансирование выделено в соответствии с Программой соцэкономразвития Киева на 2018-2020 годы Хотя и с оговоркой, что оно может быть изменено в случае корректировки бюджетного финансирования на указанные работы.
Отметим, изначально в бюджете Киева на 2020 год (решение Киевсовета от 12 декабря 2019 года № 456/8029), сроки реконструкции Пейзажной аллеи были установлены с мая 2019 года по ноябрь 2021 года, а общая стоимость реконструкции определена в 120 млн гривен, из который в текущем году должны были выделить 99,2 млн гривен.
Но 26 марта Киевсовет скорректировал бюджет столицы на 2020 год из-за введения карантина в связи с распространением COVID-19 (решение № 456/8029 от 26 марта 2020 года).
Читайте: Киевсовет оперативно пересмотрел Бюджет-2020 и программу капитальных вложений
На множество инфраструктурных проектов расходы были сокращены, но сумму финансирования реконструкции Пейзажной аллеи на 2020 год оставили без изменений, увеличив при этом ее полную сметную стоимость до 136 млн гривен.
В бюджете Киева на 2019 год деньги на реконструкцию Пейзажной аллеи не предусматривались. Однако КП “Киевский центр развития городской среды“ (*****) в августе 2019 года заключило два договора с ЧП “Макропроект” (******): на разработку проекта реконструкции Пейзажной аллеи (600 тыс. гривен) и рабочей документации к нему (899 тыс. гривен). По условиям сделок, подрядчик должен был разработать документацию к ноябрю 2019 года. Однако отчеты о выполнении этих договоров в системе ProZorro до сих пор не опубликованы.
Читайте: “Киевгорразвитие” собирается провести реконструкцию Пейзажной аллеи
В феврале минувшего года председатель Шевченковской райгосадминистрации (РГА) Олег Гаряга в интервью KV рассказывал о планах по реставрации Пейзажной аллеи. Он заверял, что проектные предложения были обсуждены с посетителями и местными жителями. А вопрос о реставрации и взаимодействии с общественностью координирует один из активистов – архитектор Станислав Демин.
В сентябре 2019 года на то время замглавы КГГА Дмитрий Давтян на своей странице в соцсети опубликовал фото проекта реконструкции Пейзажной аллеи, заявив, что она начнется в 2020 году. По словам Давтяна, проект предусматривает обустройство смотровой площадки, художественного освещения, новых мест для отдыха, велопарковок, детского игрового ландшафта, спортплощадки и нового сквера.
Проект реконструкции Пейзажной аллеи (фото: Фейсбук Дмитрия Давтяна)
Отметим, в марте 2020 года депутат Киевсовета Александр Пабат (внефракционный) заявил, что Департамент транспортной инфраструктуры КГГА отказал ему в предоставлении проектных планов на реконструкцию Пейзажной аллеи. В департаменте обосновали это отсутствием технической возможности, а именно – отсутствием сканера.
Напомним, Пейзажная аллея создана на месте оборонных валов Верхнего города. Она берет начало от смотровой площадки возле Национального музея истории Украины и завершается между зданиями № 36 и 40 по улице Большой Житомирской. Аллея проектировалась как часть комплекса Архитектурно-исторического заповедника “Древний Киев” и была проложена по проекту архитектора Авраама Милецкого в начале 1980-х годов.
В 2009 году на Пейзажной аллее был обустроен детский сквер с лавками и величественными котами. В нем установлены фонтаны в виде слоника, голов зебр, выложена мозаикой 30-метровая кошка-стоножка, лавочки в виде кролика, вороны, кота. Благоустройством этого сквера занимался известный городской скульптор Константин Скритуцкий. Всего на работы, как сообщается в Википедии, было потрачено около 1 млн гривен, причем 15% от суммы собрали жители близлежащих домов, а остальные средства дали спонсоры.
Летом 2018 года после ремонта была открыта лестница с Пейзажной аллеи на Подол в урочище Гончары-Кожемяки. Во время проведения строительных работ возле Музея истории Украины были уничтожены десятки деревьев и зеленых насаждений. Вопросы также вызывала и высокая общая стоимость ремонтных работ. По данным народного депутата VIII созыва Борислава Березы, компания ООО “Стройсервис 2”, которая занималась реконструкцией лестницы, потратила почти в два раза больше денег, чем ранее предполагалось проведенными тендерами.
Читайте: Одна ступенька лестницы с Пейзажной аллеи в Гончары-Кожемяки обошлась киевлянам в 12,5 тыс. долларов
В октябре 2019 года стало известно, что реконструкцией лестницы заинтересовались правоохранительные органы. Нацполиция и Генеральная прокуратура расследуют уголовное производство по факту возможного присвоения бюджетных средств. Они подозревают, что работы были выполнены не в полном объеме, по завышенным ценам и с использованием некачественных материалов.
Читайте: Полиция пытается определить сколько украли на реконструкции “туристической лестницы Кличко”
По данным аналитической системы Youcontrol, ООО ““Ростдорстрой” создано в 2005 году, зарегистрировано в Одессе. Уставный фонд – 5,1 млн гривен, основной вид деятельности – строительство дорог и автострад. Директор – Алексей Андрюшин. Учредитель на 2 апреля 2020 года – коммерческое общество с ограниченной ответственностью “Оттема” (Венгрия). Конечные бенефициарные собственники – одесситы Евгений Коновалов и Юрий Шумахер.
ООО “Ростдорстрой” входит в одноименную группу Юрия Шумахера и Евгения Коновалова. Компании группы занимаются строительством дорог и автострад. Основные активы группы – ООО “Ростдорстрой” и ЧП “Киевдорстрой”.
Юрий Шумахер – депутат Одесского горсовета, член фракции “Доверяй делам”, которая представляет партию мэра Одессы Геннадия Труханова и мэра Харькова Геннадия Кернеса.
ООО “Ростдорстрой” активно участвует в публичных закупках. С 2008 года по их результатам ООО заключило договоров на общую сумму более 17 млрд гривен. От КК “Киевавтодор” ООО за это время получило 13 подрядов общей стоимостью 607 млн гривен (информация Zакупівлі).
Учредителем ЧП “Киевдорстрой” (*******) также выступает венгерская компания “Оттема”. Примечательно, что “Киевдорстрой” с завидной регулярностью получает подряды КК “Киевавтодор” (с 2009 года компании заключили договора на 4 млрд гривен).
Обязанности гендиректора КК “Киевавтодор” с 21 февраля 2020 года временно исполняет экс-руководитель КП “ДЭО по ремонту и содержанию автомобильных дорог и сооружений на них Шевченковского района” Владимир Гузема. Корпорация подчинена Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА, который с 6 февраля 2020 года возглавляет экс-замгендиректора КК “Киевавтодор” Валентин Осипов. Сферу транспорта со 2 марта 2020 года курирует замглавы КГГА Александр Густелев (на фото, справа от Кличко, руководил “Киевавтодором” с 16.03.2015 до 24.02.2020 года).
* Комунальна корпорація “Київавтодор” (Код ЄДРПОУ: 03359026)
** ТОВ “Ростдорстрой” (Код ЄДРПОУ: 33658865)
*** ТОВ “Онур Конструкціон Інтернешнл” (Код ЄДРПОУ: 32851616)
**** ТОВ “Мостицький 2 (Код ЄДРПОУ: 35331394)
***** КП Київський центр розвитку міського середовища” (Код ЄДРПОУ: 40092489)
****** ПП “Макропроект” (Код ЄДРПОУ: 33693674)
******* ПП “Київшляхбуд” (Код ЄДРПОУ: 36156238)
Фото: коллаж KV