Нет “человейникам”. Как рынок покупателя повлиял на проекты ЖК

Нет “человейникам”. Как рынок покупателя повлиял на проекты ЖК

Девелоперы для успешной конкуренции все больше ориентируются на потребности конкретной целевой аудитории своих жилых объектов. Речь не только о четырех “китах” успешного проекта – локации, комфорте, безопасности, сервисе. Речь о стиле жизни будущих резидентов, а это диктует внимание к цельности концепций, малейшим деталям объектов. Что уже сегодня внедряют столичные и региональные застройщики, без каких еще недавно “новинок” сегодняшние  ЖК уже неконкурентны, – узнавала KV.

Михаил Полозюк, руководитель отдела продаж ЖК Montreal House

Нет “человейникам”. Как рынок покупателя повлиял на проекты ЖКТрендом на сегодняшний день является личная свобода и независимость. Проявляется это во всех жизненных аспектах и в организации жилого помещения особенно. В приоритете для современного инвестора концептуальное жилье, индивидуальные планировки, светлое функциональное пространство, которое можно обустроить под индивидуальные потребности и, конечно, совершенный уровень комфорта. 

Наши жилые комплексы имеют свою философию – ЖК Montreal House подойдет для динамичных людей, которые живут в одном ритме со столицей, в курсе всех основных событий и привыкли быть в центре киевской жизни. ЖК Illinsky House – для людей, влюбленных в историю и культуру Киева, которых восхищает особая неповторимая атмосфера Подола. В обоих проектах максимально учтены все составляющие комфортного проживания – от продуманной входной группы до смотровых террас на верхних уровнях. Панорамное остекление зрительно увеличивает помещение и обеспечивает максимальное естественное освещение. А планировку инвесторы могут сделать на свой вкус – при покупке обсуждается расположение стен и помещений в квартире.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Наличие паркинга и зарядок для электрокаров, использование натуральных экологичных материалов в строительстве, полная безопасность на территории, консьерж-сервис, который возьмет на себя решение бытовых вопросов – наиболее актуальные тренды, которые будут реализованы в рамках проектов ЖК Montreal House и ЖК Illinsky House.

Также, используемые нами энергоэффективные стеклопакеты в алюминиевом профиле, минимизируют термообмен квартиры и окружающей среды. В свою очередь, горизонтальная разводка отопления и регулирование потребления тепла максимально оптимизирует затраты жителей на обогрев квартир в холодное время года.

Что касается архитектурных решений, то в ЖК Montreal House будет реализован круговой подъезд к центральному входу в дом, двухсветное пространство и высота потолков основного лобби более 9 метров. Что касается отделки фасада – это керамогранит, натуральный камень и элементы из металла. Каскадная этажность зданий и открытые террасы на крышах откроют жителям уникальные виды центра города.

ЖК Illinsky House будет выполнен в стиле современной классики – низкоэтажная застройка, отделка фасадов натуральным камнем, декоративным кирпичом и керамогранитом в сдержанных тонах. Это позволит вписать комплекс в архитектуру местности и достойно подчеркнуть существующие постройки, которым не один десяток, а то и не одна сотня лет.

Читайте: Осенью “первичка” подорожает на 5% и больше, – прогноз девелоперов

Бронислав Чумак, директор по маркетингу DIM Group

Нет “человейникам”. Как рынок покупателя повлиял на проекты ЖКБольшинство девелоперов, а если быть точнее – отделы маркетинга девелоперских компаний гонятся за так называемыми “трендами”, словно они – волшебная пилюля в охоте на лидов и клиентов.

Ключевой тренд в проектах комплексов DIM Group – человекоориентированность (с англ. human oriented). Потому что покупают и в дальнейшем живут в наших домах – люди.

И все эти тренды бесполезны, если они не  несут ценности для людей, которые будут жить в наших домах. Основная цель, которую мы преследуем при разработке концепции, а в последующем и проекта – создать дом, где ощущение дома жильцы будут испытывать, едва ли перешагнув на территорию комплекса. Уютные зеленые зоны для отдыха и прогулок на свежем воздухе (ЖК “Автограф”, “Новый Автограф”, “Метрополис”, Park Lake City, Lucky Land), комнаты для хранения колясок и вело/электро транспорта (во всех без исключения комплексах), детские сады и начальные школы для самых маленьких наших жильцов (“Метрополис” и Park Lake City), лобби отельного образца с зонами ожидания и Wi-Fi (во всех без исключения комплексах), автономное отопление, сервисы бытовых услуг и маркеты продуктовых и непродовольственных товаров (во всех без исключения комплексах). Беспокоясь о самых маленьких жильцах и их мамах, мы проектируем зоны с 0 высотностью и пеленальные столики в зонах гостевых санузлов, для любителей 4-лапых – лапомойки, чтобы любимцы шли в квартиру чистыми. Организовываем внутреннее пространство по принципу “двор без машин” и делаем территории наших комплексов закрытыми и охраняемыми 24/7, чтобы автовладельцы были спокойны за свои автомобили, а родители со спокойной душой выпускали детей во двор и многое другое. Ну а если быть честным – в девелопменте современных пространств для жизни необходимо создавать и задавать тренды, а не следовать им!

Читайте: Рынок покупателя: какие финансовые инструменты лояльности предлагают сегодня застройщики жилья


Юрий Уланов, руководитель отдела продаж ЖК Tourbillon 

Нет “человейникам”. Как рынок покупателя повлиял на проекты ЖКПереход рынка от застройщика к покупателю – вот главный тренд на рынке жилищного строительства последних лет. И именно он задает все остальные тенденции в разработке и реализации проектов ЖК.

Конкуренция среди застройщиков очень высокая. Строить и продавать типовые квадратные метры и забывать о проекте, как только будет продана реализована квартира, – это вчерашний день. Девелоперы, даже в эконом-сегменте, отходят от проектов безликой типовой застройки и стремятся создать интересный продукт, который будет востребованным на рынке, позволит выделиться среди конкурентов и при этом с конкурентоспособной ценой.

Меняются общие принципы и подход к разработке и реализации проектов ЖК в целом. И это касается всех этапов работы над проектом.

Трендами при разработке концепции жилых комплексов можно считать переход от точечной застройки к комплексному освоению территории, реновация и ревитализация промышленных территорий. Сегодня мультифункциональные комплексы являются одним из самых востребованных форматов в мегаполисах. Развитие mixed-use комплексов – реализация данного тренда на более высоком уровне. Именно концепцию многофункционального пространств мы реализуем в проекте Tourbillon. Комплекс “для жизни, отдыха и работы” включает объекты разного функционального назначения:

– жилье – 2 крайние башни, офисы – средняя башня;

– ритейл и сервисные службы, спортивно-оздоровительный комплекс, паркинг, детский сад – в 6 уровневом стилобате;

– обустроенный ладшафтный парк с детской территория, спортивной площадкой и workout, зонами отдыха и релакса.

Смешение пространств позволяет создать большой общественный кластер, максимально адаптированный к интересам разных групп инвесторов и реализующий все их потребности на одной площадке.

Трендом в проектировании ЖК я считаю переход к 3D-моделированию. Даже на начальной стадии строительства, мы со 100% уверенностью можем говорить о всех деталях комплекса. Проектирование Tourbillon реализовано в Autodesk Revit. Данное программное обеспечение автоматизированного проектирования дает возможность создать трехмерную масштабируемую интеллектуальную модель – всего здания, любого фрагмента или помещения, участка территории или объекта инфраструктуры. Получить его детализированный чертеж и спецификацию. На основе полученных данных уже реализован архитектурный макет комплекса. Это не абстрактная модель, а уменьшенная копия будущего ЖК с выдержанным масштабом и пропорциями. А также созданы реалистичные визуализации и “живые” виртуальные туры. Поэтому наши специалисты с высокой точностью могут предоставить всю информацию по будущему ЖК.

Дизайнерское оформление входных групп и мест общего пользования по авторским проектам уже не новый, но все еще актуальный тренд. Центральное место в архитектурной композиции Tourbillon занимают атриумные лобби. Двухсветные вестибюли с антресолью-фойе площадью по 260 м2 в жилых башнях, и 500 м2 – в офисной. Пространство лобби объединяет несколько функциональных зон, плавно сменяющих друг друга, что позволит комфортно соседствовать разным интересам и потребностям жильцов дома.

Использование инновационных строительных материалов и технологий – тренд вне времени. Все большей популярности набирают энергоэффективные и eco-friendly направления.

Использование модульной системы остекления (элемент-фасад) – принципиально новое решение для фасадного остекления жилых зданий в Украине. Увеличенные оконные проемы делают внешний вид комплекса более легким, а зеркальное отражение в стеклах элементов окружающей среды гармонично вписывает его в структуру города. Модуль элементного фасада представляет собой сборную конструкцию, вертикальные габариты которой определяются высотой этажа – 3 метра, а горизонтальные составляют 1,5-1,8 метров. Алюминиевые системы – легкие, но очень прочные конструкции с максимальными теплоизоляционными свойствами и самым высоким классом герметичности. Важное преимущество системы – предварительная сборка модулей на производстве, что обеспечивает высокое качество конструкции, позволяет ускорить монтаж и избежать зависимости от погодных условий. В сочетании с двухкамерными стеклопакетами из закаленного 10 мм стекла с мультифункциональным и энергосберегающим напылением панорамные фасады обеспечат потрясающие видовые характеристики и необходимый уровень инсоляции, существенно снизят затраты на освещение, отопление и кондиционирование помещений.

Обслуживание фасадов будет проводиться специализированными системами BMU, которые перемещаются по рельсам и позволят своевременно, безопасно и экономично производить мойку фасадов, а также профилактические и ремонтные работы.

Для сохранения целостной архитектурной концепции проектом предусмотрены специальные ниши под установку систем кондиционирования. Просторные габаритные размеры – высота 3,0 м., ширина – 1,2-1,4 м. и глубина до 0,7м, позволяют вместить необходимое количество моноблочных и/или сплит-систем. В качестве заграждающего покрытия на всю высоту ниши будет использован достаточно новый, но уже хорошо зарекомендовавший себя материал – “негорючий текстильный фасад”, что позволит увеличить пропускную способность воздуха в несколько раз, а также избежать возможной акустической нагрузки (дребезжания металлических решеток).

Автономное отопление крышной котельной с использованием индивидуальных тепловых пунктов в каждой квартире, позволит не только избежать потерь при подаче тепла к дому, но и рационально потреблять энергоресурсы внутри комплекса.

Еще одним эко-трендом последних лет можно назвать зарядные станции для электрокаров на территории комплекса. Чтобы удовлетворить растущие потребности киевлян в Tourbillon 20% паркомест будет оборудовано под обслуживание электромашин.

Объединение систем безопасности, инженерных коммуникаций, паркингов и дворового пространства в единую сеть Wi-Fi еще один тренд современных ЖК. В ближайших планах – поиск партнеров по разработке и внедрению автоматизированных систем управления комплексом. Планируется, что резиденты Tourbillon получат возможность управлять системами ЖК с помощью программного обеспечения смартфона: использовать его для идентификации при входе на территорию комплекса и заезде в паркинг, контролировать работу инженерных систем и коммуникаций, связываться с управляющей компанией и общаться с соседями, принимать гостей.

Основным трендом в организации придомового пространства является его многофункциональность. При этом оно должно быть одинаково удобным для разностороннего использования – проживания и ведения бизнеса, развлечений и отдыха, дружелюбное для детей и интересное взрослым, максимально адаптированное к потребностям разных людей и реализующее все составляющие комфортного существования на единой территории. Очень важным моментом является грамотное зонирование территории по возрастам, интересам, характеру использования. Современный стиль жизни диктует новые требования к окружающему пространству – над проектами “дворов для людей” работают дизайнеры, при этом учитываются особенность ландшафта и требования окружающей городской среды. Дворы становятся местом активного и спокойного отдыха, занятий спортом и коммуникации жильцов. На придомовых пространствах также активно используются современные технологии – Wi-Fi зонах, скамейки с usb-портами, системы контроля доступа и видеонаблюдения.

Придомовая территория Tourbillon представляет собой многоуровневое пространство разделенное на частную и общедоступную зоны: благоустроенная крыша стилобата предназначена исключительно для жильцов и собственно придомовая территория – общественный ландшафтный парк около 2 га, которые соединяются между собой панорамными лифтами. План развития придомового пространства предполагает “двор без машин”, детскую игровую зону в 1000м2, спортивную площадку c мультифункциональным покрытием и workout. Двор также украсят несколько декоративных водоемов и арт-объектов. Два нижних уровня стилобата отведены под торгово-сервисную галерею, которая дополнит развитую инфраструктуру Соломенского района.

Территория комплекса будет охраняемой и исключительно пешеходной. К входным группам офисной и коммерческой части организованы подъездные пути. Комплекс TOURBILLON самодостаточен – это настоящий “город в городе”.

В Tourbillon будет использована концепция “всесезонного” озеленения – будут высажены хвойные вечнозеленые деревья и кустарники, что также является трендом в ландшафтном проектировании. Для высадки будут закуплены деревья-крупномеры, чтобы парк был полностью готов к приему даже своих первых жителей.

Фишкой Tourbillon из разряда wow-трендов, украшением комплекса и города станет уникальный арт-объект – децимальные часы во всю высоту фасада второй башни.

На стадии пост-продажного обслуживания также наметились свои особенности. Сегодня девелоперы делают ставку на партнерские отношения со своими инвесторами. После завершения строительства жилой комплекс остается в орбите интересов девелопера. Для управление и технической эксплуатации ЖК, поддержания и развития концепции, создания комфортной среды обитания застройщики все чаще привлекают специализированные управляющие компании, собственные или наемные. 

Читайте: Акции на жилье в Киеве: мифы и реальность


Юрий Кватерчук, генеральный директор BD Holding


Нет “человейникам”. Как рынок покупателя повлиял на проекты ЖКЕсли мы говорим о самых актуальных трендах, я бы описал это как гонку проектов пригорода и столицы. Столичные ЖК могут похвастаться инфраструктурой, транспортной доступностью, но они остаются конкурентными с пригородом, особенно в эконом-классе, в связи с разницей цены. И наверное, такая гонка будет усиливаться, потому, что инвестор хотел бы платить меньше за ЖК в пригороде, но совсем не чувствовать себя ущемленным в удобстве использования инфраструктуры.

Другими словами, девелоперы в пригороде продолжат развивать и вкладывать финансы в окружение своих жк, транспорт, дороги и соц инфраструктуру. Киев, же наоборот пока может себе позволить эту статью бюджета тратить на “фишки”.


Как я сказал выше, BD Holding не является исключением – мы продолжаем развивать социальную инфраструктуру, учувствовать в строительстве дорог, тротуаров, освещения улиц, парков и прочее. Всё то, что поможет жителям наших ЖК – не думать о том, что за необходимыми им важными услугами придется ехать в Киев.


Существуют общие тренды – жить в близости к природе – и проект “Эхо Парк” изначально отвечает этому требованию – это проект в лесу рядом с озером.

Инклюзивная среда? Тренд. В “Европейке” уже несколько лет пространство и архитектура строятся по этому принципу. Хотя эти требования государство только  стало внедрять с новыми строительными нормами. Мы продолжаем это делать.


Если говорить конкретнее о внедряемых трендах, мы смело можем говорить, что тут мы “законодатели”. “Европейка” – это низко этажная застройка с яркими стильными фасадами и открытыми балконами. Это без бордюрное пространство и дворы без машин. Остановки с кондиционерами и wi-fi. Хочу обратить внимание, что это эконом- класс? и девелопер идет сознательно на уменьшение рентабельности за счет улучшения условий для жителей.


Например, в проекте “Эхо Парк” концепция предполагает дома, которые “вписаны” в природу. Материалы и цвета фасадов подобраны таким образом, чтобы максимально гармонично сочетать архитектуру и лес. Также немаловажным является сочетание материалов поверхностей во дворе. Камень, ФЭМ, резиновые и деревянные тротуары.  Всё это тот вектор, куда двигается рынок.


Читайте: Берега-берега. Киевские девелоперы не готовы отказаться от застройки Левобережья

Марина Кравченко, коммерческий директор компании Edelburg Development

Нет “человейникам”. Как рынок покупателя повлиял на проекты ЖКНи для кого не секрет, что сейчас рынок покупателя, именно он толкает застройщиков конкурировать даже в сегменте комфорт-класса не “голыми” квадратными метрами, а концепцией и качеством своего продукта. Уже никого не удивишь типовым проектом со стандартными фасадами и планировками, скудной инфраструктурой без благоустройства. Да, естественно, жилье бизнес-сегмента отличается, в первую очередь, локацией, качеством строительных материалов и отделки. Но это не значит, что в комфорт-сегменте жилье хуже. Это отнюдь не так. Важно понимать запросы и ожидания покупателя. Поэтому даже в комфорт-классе, а мы сейчас готовим к запуску новый проект, мы обращаем внимание на инфраструктуру комплекса, тщательно прорабатываем планировочные и энергоэффективные решения – все это must-have любого уважающего свой продукт девелопера и покупателя. Также нужно обязательно благоустроить прилегающую территорию, спроектировать детские и спортивные площадки, продумать наполнение коммерческих помещений.

Мы не работаем “под копирку”. Нельзя сказать, что у нас идентичные планировки или наполнение комплексов. Еще до этапа проектирования мы утверждаем концепцию, которая определит ценность ЖК. Мы точно знаем, для кого строим, кто наш покупатель и чего он хочет. К примеру, Edelweiss House мы называем “семейным”. Этот комплекс расположен возле Ботанического сада, где можно гулять с детьми, выходить на пробежку. В нем будет 474 квартиры и столько же кладовых комнат – келлеров. Мы понимаем, что жилая площадь в квартире должна такой и оставаться, а не быть местом для хранения разных вещей, которые не нужны в повседневной жизни. Также у наших будущих резидентов не возникнет трудностей с парковкой – в стилобатной части комплекса будет вместительный паркинг на 625 машиномест.

ЖК Edeldorf – совершенно другой. Его месторасположение – эпицентр деловой активности со множеством бизнес-центров и офисов. Акцент в проекте сделан на лаунж-зоне, местах для проведения деловых переговоров и встреч. Мы понимаем, что будущие резиденты здесь – активная деловая аудитория. Обычно это молодые люди, которые еще не успели обзавестись детьми. Поэтому в этом комплексе предлагаем микс коммерции, апартаментов и квартир для людей, привыкших жить в ритме столицы. Для нас важно, чтобы каждый наш проект был самодостаточным, интересным и продуманным до мелочей, поэтому мы стараемся создавать свои фишки.

Есть процент покупателей, которые всегда просят что-то нестандартное, например, объединить несколько квартир. Поэтому еще на стадии проектирования комплексов мы продумываем варианты возможных объединений и перепланировок. Иногда делаем на этаже зеркальные квартиры с какими-нибудь различиями. Ведь кому-то комфортно иметь кухню-гостиную, а кто-то предпочитает разграничивать эти зоны.

В тренде коммерческая недвижимость в составе ЖК. Прежде всего, это комфорт жильцов комплекса. Как застройщику, так и покупателю интересно, чтобы у дома был супермаркет, фитнес-клуб, магазины, аптеки, отделения банков, салоны красоты. Концепция “город в городе” работает даже если это комплекс на 400 квартир. Без таких объектов мы не решаемся выводить новые проекты на рынок. Главная задача – научиться разграничивать поток, ведь у владельцев квартир вопрос безопасности и комфорта на первом месте. Никто не хочет покупать жилье в комплексе, где в итоге по территории будет гулять весь район. Поэтому все наши ЖК имеют закрытую территорию, а в отдельные помещения – доступ по карточной системе.

Необходимо развиваться, предлагать качественный продукт, внедрять современные технологии и следить за мировыми тенденциями. Например, одним из новых востребованных форматов в скором времени будут апартаменты. Есть перспективы у квартир с ремонтом и в классе “комфорт”. У покупателя попросту нет времени им заниматься, он хочет въехать в готовую квартиру. Мы также будем делать квартиры “под ключ” с несколькими типами ремонта, включая мебель и технику. Постараемся предложить нетривиальный, интересный продукт за разумные деньги.

Читайте: Паевое участие по-киевски: умное ПО, долги и перспективы


Татьяна Маркова, директор Департамента продаж и маркетинга ЧАО “ХК “Киевгорстрой”

Нет “человейникам”. Как рынок покупателя повлиял на проекты ЖКСегодня порядка 70% всех реализуемых на рынке недвижимости проектов приходится на жилую недвижимость, где доминируют жилые комплексы комфорт-класса, доля которых продолжает расти и достигает уже порядка 40% (прогноз на ближайшее будущее – не менее 50% доли рынка).

Среди актуальных трендов рынка новостроек – формирование индивидуальности ЖК, создание в каждом из них – комфортной среды проживания, улучшенного жизненного пространства.

При проектировании нового жилья сегодня преобладают функциональность, эстетика и экономичность.

Столичные застройщики осваивают под жилые комплексы все новые земельные участки, которые, кстати сказать, уже в большом дефиците, поэтому в сферу их интересов попадает все больше заброшенных промышленных зон, на которых не было размещено вредного производства, и которые безболезненно можно перепрофилировать под жилищное строительство, что жизненно важно для дальнейшего развития Киева.

Покупая квартиру не просто в новостройке, а в новом жилищном комплексе (в Холдинговой компании “Киевгорстрой” таких минимум пятнадцать – это ЖК “Урловский-1” и “Урловский-2”, ЖК “Свитло Парк” и ЖК “Абрикосовый”, ЖК “Французский квартал” и ЖК на ул. Каховской, 60, ЖК “Воссоединения” и ЖК “Радужный”, жилые комплексы “Манхеттен Сити”, “Миракс”, “Медовый-1” и “Медовый-2”, “Отрада”, “Рыбальский”, “Итальянский квартал” и “Новомостицко-Замковецкий”), покупатель приобретает возможность жить в дружественной среде с подобными ему по уровню доходов, статусу и социальной ориентированости соседями. Кроме дружественного, а главное, безопасного окружения, он приобретает, как правило, более удобное по месторасположению место, часто с зеленой зоной поблизости, с более развитой транспортной, социальной и торговой инфраструктурой. Кстати, в связи с этим, в последнее время все большую роль играет и внутренняя инфраструктура самого ЖК, его концептуальность и самобытная атмосфера.

Все эти тренды “ХК “Киевгорстрой” активно использует в своих проектах. Кроме того, в последнее время особенное внимание Компания уделяется повышению энергоэффективности новых проектов.

Рост тарифов на отопление побуждает украинцев обращать внимание на энергосбережение при покупке жилья в новостройке, поэтому в “ХК “Киевгорстрой” все дома утепляют, используя при этом новые технологии.

Для утепления домов в “Киевгорстрое” используют минеральную вату для обшивки фасадов, качественные стеклопакеты с 3-5-камерным профилем, качественный кирпич не менее 250 мм, навесные вентилируемые фасады.

Используются также более эффективные типы теплоизоляции, применяется ячеистые цементно-песчаные блоки, устанавливаются индивидуальные котельные с высоким КПД, тепловые насосы, приборы поквартирного регулирования температуры.

По словам президента компании Игоря Кушнира, все это помогает экономить не менее 40% тепла в доме.

“Что касается мероприятий с использованием альтернативных источников энергии: уже готовимся устанавливать солнечные батареи на крышах в новых домах. В частности, в ЖК “Mirax”, в доме на Лейпцигской, в ЖК “На Лумумбы” и др. Эффект пока оценить сложно, дома в процессе возведения, но уверен, он будет значительным и жители по достоинству оценят применение такой технологии. Также в новых домах будут подзарядки для электромобилей”, – рассказал президент “Киевгорстроя”.

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Татьяна Шульга
Рекомендуємо до перегляду
Друга спроба: метро на Виноградар за майже 14 млрд гривень домовились будувати до травня 2027 року
Друга спроба: метро на Виноградар за майже 14 млрд гривень домовились будувати до травня 2027 року
09:00 Днями перспектива завершення будівництва метро на Виноградар ще трішки віддалилася від мешканців цього житлового масиву, хоча їм і не звикати. КП “Київський метрополітен”…
“Башта на кону”: Київрада ризикує пам'ятником архітектури заради житлової багатоповерхівки
“Башта на кону”: Київрада ризикує пам’ятником архітектури заради житлової багатоповерхівки
09:00 Столичні депутати погодили поновлення договору оренди земельної ділянки на вул. Старонаводницькій, 2-А, завдяки чому ТОВ “ЖК Старонаводницький” зможе будувати там 24-поверховий будинок з…
Київрада “зарезервувала” для підлеглих Непопа понад 13 млрд гривень на закупівлю “пільгового” житла
Київрада “зарезервувала” для підлеглих Непопа понад 13 млрд гривень на закупівлю “пільгового” житла
09:00 Столична міськрада затвердила цільову програму забезпечення житлом громадян, які потребують поліпшення житлових умов, на 2025-2027 роки. На її реалізацію передбачено більш ніж вдвічі…
Banner
QlU7mDx4