Строительство Большой кольцевой автомобильной дороги в Киевской области рискует не начаться. Как выяснилось, значительная часть земли, по которой должна проходить трасса, около 10-ти лет назад были розданы под застройку. Выкупить тысячу таких участков у новых хозяев должен “Укрвавтодор”, но там говорят, что денег у них пока нет. Менять проект с учетом альтернативного расположения – также дорого, да еще и долго. И пока прокуратура Киевщины обжалует “распил” земли в суде, вполне вероятно, что проект строительства вместе с его идеей уйдут в небытие.
Как стало известно KV, 18 ноября в Министерстве инфраструктуры состоялось совещание относительно строительства Большой кольцевой автомобильной дороги (БКАД). На нем присутствовали Министр инфраструктуры Владислав Криклий, первый замглавы КГГА Николай Поворозник, зампредседателя Киевской ОГА Дмитрий Назаренко, генеральный директор коммунальной корпорации “Киевавтодор” Александр Густелев, заместитель директора Департамента транспортной инфраструктуры КГГА Дмитрий Рахматуллин. В частности, там обсудили проблемы, которые не позволяют начать строительство БКАД.
Ушла земля. Броварской кейс
По данным KV, главной такой проблемой является то, что земли дорожного фонда, которые были в основе проекта строительства, утвержденного в 2007 году, розданы главами районных администраций различным физическим и юридическим лицам.
Так, например, в конце октября прокуратура Киевской области обжаловала в суде распоряжение Броварской РГА о передаче физическим лицам 18 га земли, которые находятся в коридоре прохождения БКАД и попадают непосредственно в зону размещения самой автодороги.
Дело в том, что еще в 2007 году Киевской областной государственной администрацией был утвержден протокол согласования генерального направления прохождения БКАД вокруг Киева, согласно которому председателям районных государственных администраций совместно с районными советами необходимо было обеспечить наложение временных ограничений на земельные участки вдоль направления прохождения трассы из расчета 250 метров в обе стороны. Однако, вопреки требованиям, многие РГА согласовывали отводы лакомых земельных участков.
“Прокуратурой в суд направлен иск об отмене вышеуказанного распоряжения райгосадминистрации и государственных актов на землю”, – отметили в пресс-службе прокуратуры.
Как рассказал KV председатель Броварского райсовета Сергей Гришко, раньше землями за границами населенных пунктов распоряжались районные администрации, а не Госгеокадастр, это и стало причиной сложившейся ситуации.
“Данное распоряжение РГА перемещено в архив, туда нужно иметь доступ, поэтому сложно выяснить, кому отдали земли. Эта ситуация с выделением земли происходила в период с 2009 по 2013 год. Я тогда был районным депутатом. Речь идет об отрезке дороги через Рожны, Пуховку и другие села, через Киевское водохранилище к Бородянскому району. Насколько я знаю, это третья очередь строительства”, – говорит он.
По его словам неизвестно, кому и с каким целевым назначением были отданы участки, но вполне вероятно, что на некоторых из них живут люди.
“В 2015 году, когда “Укравтодор” начал искать инвестора, выяснилось, что главы районных администраций понемногу кроили землю, меняли целевое назначение. Может, сейчас там люди дома построили. В тот период главами РГА, если не ошибаюсь, были Николай Диденко, потом покойный Петр Иваненко, Олег Кищук. Когда стал главой Владимир Синько, начали выяснять, но очень тихо. Тогда же, в 2015 году, мы направляли совместно с РГА запрос в Госгеокадастр, хотели выяснить, кому принадлежат земли, ответа не получили. И все знали, что происходило, но умалчивали и делают это по сегодняшний день”, – отметил он.
Как отметил в комментарии KV основатель ООО “Империя дорог” Александр Короленко, который участвовал в проектировании дороги, на территории Броварского района со строительством могут возникнуть проблемы.
“Около 12 лет назад я работал в Центральном институте по проектированию “Укргипродор”, мы занимались кольцевой дорогой вокруг Киева. Есть участки дороги, которые наложены на существующие дороги и с ними проблем никаких быть не может. Мне неизвестно, где и кому выделяла Броварская РГА земли, но в направлении Рожовки, Пуховки как раз предусмотрена дорога на новых участках. Там могут возникнуть серьезные проблемы. Выделенные участки государству придется изымать на платной основе или предоставлять людям альтернативу”, – рассказал он.
Зависли минимум на 5 лет
На упомянутом выше совещании, участники пришли к выводу, что число спорных участков близиться к 1000. Таким образом, чтобы реанимировать проект и проложить дорогу с каждым из владельцев этой тысячи участков необходимо вступить в диалог, провести оценку имущества, которое государство должно выкупить у него, посчитать сумму, заложить ее в бюджет и только потом начать процесс выкупа. Весь этот массив работ может легко занять от трех до пяти лет, а учитывая то, что некоторые владельцы земли не согласятся с предложенной ценой и начнут судиться, – время получения наделов в госсобственность просчитать, вообще не возможно.
На фото: эскизный проект прохождения Большой кольцевой автодороги по территории Киевской области
Не определен и круг органов, которые могли бы взять на себя бремя выкупа. В частности собирать массив земли может “Укравтодор”. Присоединиться к нему может и “Киевавтодор”, а также Киевгоргосадминистрация. Однако, для этого Киеву и его автодорожному ведомству нужно стать участником проекта строительства, о чем зампредседателя КГГА Николай Паровозник обещал подумать.
Как рассказал KV глава общественной организации “Развитие инфраструктуры” Станислав Гвоздиков, история с оспариванием распоряжений РГА может затянуться на неопределенное время.
“Это правильно, что прокуратура оспаривает выделение земли. Но таких участков было роздано очень много. Сейчас проект строительства находится на экспертизе, он готов на 90%. После этого станет известно, какие именно участки являются спорными. Но вся эта тяжба с судами и выяснениями может затянуть начало строительства навсегда. Люди построили там дома, это станет вечной историей. А земли как раз раздавали вдоль узких двухполосных дорог, там дома в нескольких метрах от нее построены. Нереально будет расширить эту дорогу до шести полос, никто не будет разрушать дома. Лучше будет, если по проекту отступят на 10-15 километров дальше и проложат там дорогу. Просто будет не 20-ти, а 30-35-ти километровая зона”, – отметил он.
Он также отметил, что утвержденный в 2007 году проект строительства уже невозможно будет реализовать.
“Продолжать педалировать этот проект в той редакции, которую утвердили 10 лет назад, вообще нет смысла. Его невозможно будет реализовать. Но можно тырить деньги, регулярно зарабатывая на проектировании и перепроектировании”, – говорит он.
Глобальный долгострой
Напомним, как ранее писала KV, 31 октября между Государственным агентством автомобильных дорог Украины и китайской компанией Poly Changda Engineering Co. Ltd был подписан Меморандум о сотрудничестве в рамках реализации Первой очереди строительства Большой кольцевой автомобильной дороги вокруг Киева (БКАД) “Транспортное сообщение между М-05 Киев-Одесса и М-06 Киев-Чоп”. К строительству планируют приступить в следующем году.
Еще ранее, в 2011 году, проект строительства Большой круговой автомобильной был заморожен. Вернуться к его реализации в правительстве обещали в 2016 году.
Читайте: Большая кольцевая дорога вокруг Киева стала “стройкой будущего”
После обещанного разблокирования строительства неоднократно обсуждался проект большой кольцевой на расстоянии 27-43 км от столицы. В “Укравтодоре” озвучивали и стоимость данного проекта – более 10 млрд долларов, которые планировалось раздобыть у зарубежных инвесторов.
Главной проблемой развития проекта являлось большое количество частных земельных участков. При этом, вопросы с частными землями, по которым пройдет дорога, оставался все также не решенным. Как и утверждение проекта строительства. В некоторых районах области власти готовы были предоставить государству участки для большой кольцевой дороги. Но распоряжения по этому поводу так и не были приняты.
Читайте: Большая кольцевая вокруг Киева: ни земли, ни денег, ни проекта
В экспертной среде, кроме коррупции вокруг купли-продажи земли и проектирования, ничего не видели. Ведь отсутствие земли делает такой проект неликвидным, а инвестор, который захочет вложиться в это дело, рассчитывает на какую-то отдачу в виде земли под развитие частной инфраструктуры (кафе, рестораны, техобслуживание). Если земли для этого нет – то и смысла инвестировать в такое строительство тоже нет.
Но в ноябре 2018 года в Киевской облгосадминистрации (КОГА) заявили о возобновлении работы по строительству Большой кольцевой автомобильной дороги. Тогда обещали, что в результате столичный регион получит 214 км нового дорожного полотна, 50 путепроводов, 35 транспортных развязок с 4-6 полосами движения.
Читайте: Операция реанимация: в КОГА снова взялись за строительство кольцевой дороги вокруг Киева
Фото: коллаж KV