До конца 2019 года на столичные улицы должны выехать 55 новых низкопольных троллейбусов “Богдан” длиной 18,5 метров. КП “Киевпастранс” заплатит за них 603,9 млн гривен давним бизнес-партнерами действующего президента Петра Порошенко (на фото слева) – ДП АСЗ 1 “АО “АК Богдан Моторс”. Условия конкурса были прописаны практически “под копирку” с техзадания на закупку троллейбусов в 2017 году, когда победу одержала эта же компания. Примечательно, что конкурировать с ДП АСЗ 1 “АО “АК Богдан Моторс” допустили лишь одного участника, который в очередной раз вежливо уступил победу фирме партнеров гаранта. На жалобу недопущенного к участию в тендере ООО “БКМ-Украина” в Антимонопольном комитете решили не реагировать.
Как KV стало известно из объявления электронной системы публичных закупок ProZorro, 11 февраля 2019 года КП “Киевпастранс” (*) по результатам торгов, проведенных в ноябре 2018 года, заключил договор с ДП АСЗ 1 “АО “АК Богдан Моторс” (**) на поставку 55 низкопольных (100%) троллейбусов длиной 18,5 метров.
Стоимость соглашения составила 603,9 млн гривен.
Согласно техническим требованиям, изложенным в дополнении к договору, троллейбусы должны поставить новые, не позже 2018-2019 года выпуска, желтого цвета по следующим критериям:
– пассажировместимость – 170 человек, мест для сидения – 50, плюс место для колесных кресел;
– тип двигателя – асинхронный, мощность – 2х125 кВт;
– максимальная скорость – 60 км/час, возможность автономного хода – не менее 1 км;
– тормозная система – пневматическая, с разделением на контуры с ABS;
– кондиционер предусмотрен только в кабине водителя;
– температура воздуха в салоне во время 25-градусного мороза должны быть не менее +10+16 градусов.
Работоспособность каркаса кузова троллейбусов и их антикоррозийное покрытие должны составить не менее 10 лет.
Троллейбусы должны быть поставлены до конца декабря 2019 года. В цену договора включен список запчастей и инструментов на сумму 3,6 млн гривен. Также подрядчик обязан обеспечить создание в Киеве представительства продавца для гарантийного обслуживания троллейбусов и обучить водителей.
Стоимость одного троллейбуса выходит в размере 10,98 млн гривен.
Отметим, что тендер должны были провести по двум лотам. Первый лот на закупку 25 троллейбусов длиной не менее 11,9 метров с низким уровнем пола 100% отменили в связи с сокращением расходов на проведение закупки товаров, работ и услуг. Свои предложения для участия в аукционе кроме ДП АСЗ 1 “АО “АК Богдан Моторс” подали также ООО “Совместное украинско-немецкое предприятие “Электротранс”, ООО “Эталон-лизинг” и ООО “БКМ-Украина”. Согласно решению тендерного комитета, к аукциону допустили лишь две компании – ДП АСЗ 1 “АО “АК Богдан Моторс” и ООО “Эталон-лизинг”.
Что касается второго лота на закупку 55 троллейбусов длиной 18,5 метров, то конкуренцию победителю, ДП АСЗ 1 “АО “АК Богдан Моторс”, пытались составить две компании – ООО “БКМ-Украина” (***) и ООО “МАЗтранссервис” (****).
Тендерное предложение ООО “БКМ-Украина”, которое планировало принять участие в торгах, в “Киевпастрансе” отклонили, поскольку оно не соответствовало условиям тендерной документации: в уставе отсутствовала отметка государственного регистратора; не указаны конкретная марка, тип, модель троллейбусов, которые предлагались для закупки; а также несколько других замечаний к техусловиям.
15 декабря прошлого года ООО “БКМ-Украина” обратилось с жалобой в Антимонопольный комитет (АМКУ). Предприятие указало, что в перечне документов был предоставлен устав предприятия, заверенный нотариусом, и содержал отметку государственного регистратора. Также в жалобе указано, что не указанные марка, тип и модель троллейбусов является несущественной формальной ошибкой, которые не могут повлиять на суть предложения (в спецификации указано, что предприятие готово поставить троллейбусы длиной не менее 18,5 метров с низким уровнем пола (100 %)).
“В соответствии с вышеизложенным, становится очевидно, что КП “Киевпастранс” нарушил требования закона “О публичных закупках”, что привело к безосновательному отклонению тендерного предложения и дисквалификацию ООО “БКМ-Украина”, – сказано в тексте жалобы. В связи с этим предприятие попросило АМКУ обязать заказчика – КП “Киевпастранс” – отменить принятое решение.
Однако АМКУ 19 декабря 2018 года решил оставить жалобу ООО “БКМ-Украина” без рассмотрения, сославшись на то, что предприятие за подачу жалобы заплатило 5 тыс. гривен (обжалование процедуры закупки), в то время как плата должна была составить 15 тыс. гривен (обжалование процедуры закупки работ) (ст. 18 ЗУ “О публичных закупках”, постановление КМУ от 23.03.2016 № 291 “Об установлении размера платы за подачу жалобы”).
Таким образом, в торгах приняли участие лишь две компании – ДП АСЗ 1 “АО “АК Богдан Моторс” и ООО “МАЗтранссервис”. Предложение последнего было на 7 млн гривен дороже, чем у победителя.
Согласно данным аналитической системы Youcontrol, компания ДП АСЗ 1 “АО “АК Богдан Моторс” создана в 1997 году в Луцке. Директор предприятия – Дмитрий Писаный. Учредителем компании является ЧАО “Автомобильная компания “Богдан Моторс”, Киев (*****) (до августа 2018 года – ПАО “Автомобильная компания “Богдан Моторс”). Владельцами пакетов акций ЧАО “Автомобильная компания “Богдан Моторс” являются ПАО “ЗНВКИФ “Богдан-Капитал” , ПАО “ЗНВКИФ “Бриз”, которым до 2016 года руководил Олег Свинарчук (ставший в 2014 году Гладковским), ООО “Хюндай Мотор Украина” и ООО “Мега Авто Логистик”.
Олег Гладковский (Свинарчук), как известно, является давним бизнес-партнером Петра Порошенко, а ныне первым замом секретаря СНБО. Гладковский владеет акциями “Автомобильная компания “Богдан Моторс”, о чем указал в своей декларации за 2017 год. Это не единственная компания, на которую имеют корпоративные права Гладковский с Порошенко. К примеру, оба они – владельцы кипрской оффшорной компании Ri-System Limited. Третий ее собственник – нардеп от БПП “Солидарность”, экс-депутат Киевсовета Игорь Кононенко – также давний бизнес-партнер действующего президента. В 1993 году Кононенко на правах партнера начал трудовую деятельность в новосозданном бизнесе – концерне “Укрпроминвест”, который изначально возглавлял сам Петр Порошенко, а затем, его отец – Алексей Порошенко. Следующие двадцать лет Кононенко работал в “Укрпроминвесте”, объединявшем разнообразные бизнесы семьи Порошенко.
Отметим также, что, по данным Youcontrol, ЧАО “Автомобильная компания “Богдан Моторс” находится по адресу ул. Электриков, 29 А. По этому же адресу также расположен ряд офисов известных компаний, в том числе ДП АСЗ № 2 АО “АК “Богдан Моторс”, офис партии “Блок Петра Порошенко “Солидарность”. В этом же помещении зарегистрирован и Благотворительный фонд Игоря Кононенко.
По данным Zакупівлі, с 2009 года ДП АСЗ 1 “АО “АК Богдан Моторс” заключила договоров с бюджетными учреждениями на более чем 2,3 млрд гривен (без учета нынешнего договора). Самым крупным заказчиком компании является КП “Киевпастранс”.
Отметим, что техническое задание нынешнего тендера написано практически “под копирку” техзадания на закупку троллейбусов КП “Киевпастранс” в 2017 году. Так, в конце июля 2017 года КП “Киевпастранс” закупило за 1 млрд гривен у ДП АСЗ 1 “ПАО “АК “Богдан Моторс” 80 троллейбусов и 100 автобусов. При этом 80 троллейбусов были оснащены запчастями российского АО “Псковский электромашиностроительный завод”, который работает на российский военный комплекс.
А в июле 2018 года КК “Киевавтодор” “затарилась” у корпорации действующего президента снегоуборочной техникой на 22 млн гривен. Напомним, КК “Киевавтодор” заключила договор с ООО “Укравтозапчасть” на закупку 44 снегоуборочных тракторов. KV выяснила, что это предприятие связано с ООО “Центрально-Европейская кондитерская компания”, бенефициаром которой является Петр Порошенко. Второй участник торгов, который, похоже, подыграл ООО “Укравтозапчасть”, также связан с владельцем корпорации “Рошен”. Примечательно, что закупленные трактора оказались дороже, чем в рознице у дилеров.
Читайте: “Киевавтодор” отоварился снегоуборочной техникой у компании, связанной с Порошенко
И это не единственные случаи, когда столичные власти способствуют обогащению собственника корпорации “Богдан” и “Рошен”. Весной 2018 года Департамент земельных ресурсов Киевской горгосадминистрации (КГГА) предпринял попытку узаконить объект недвижимости площадью более 1000 кв. м, непонятно каким образом построенный на земле КП “Киевпастранс” возле ст. метро “Дарница” в Днепровском районе столицы. Речь идет, в том числе, о магазине “Рошен” на ул. Попудренко, 1, за открытием которого может стоять экс-депутат ВР от Партии регионов.
Читайте: Подчиненные Кличко хотят наделить землей владельцев незаконно построенного магазина “Рошен”
Что касается обновления общественного транспорта, то КП “Киевпастранс, очевидно, использует в том числе и кредитные деньги. В апреле 2018 года KV писала, что Киевсовет разрешил КП “Киевпастранс” взять кредит на обновление общественного транспорта у Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) на 50 млн евро.
Согласно решению Киевсовета, КП “Киевпастранс” займет кредит у ЕИБ для обновления подвижного состава, а также на закупку оборудования для реконструкции фуникулера. КГГА в свою очередь должна будет при формировании проекта бюджета Киева на 2019 год и последующие бюджетные периоды предусматривать деньги для “Киевпастранса” на погашение основной суммы займа. В пояснительной записке к решению отмечалось, что КП “Киевпастранс”, кроме прочего должен приобрести 17 современных трамвайных вагонов и 112 вместительных низкопольных автобусов.
Читайте: В 2018 году “Киевпастранс” залезет в долги ради закупки общественного транспорта
Отметим, что КП “Киевпастранс” с 31 августа 2016 руководит Дмитрий Левченко (на фото справа). Все вопросы транспорта в Киеве с 29 сентября 2017 года курирует сын харьковского олигарха, замглавы Киевской горгосадминистрации (КГГА) Дмитрий Давтян.
Фото: коллаж KV
* КП “Київпастранс” (Код ЄДРПОУ: 31725604)
** ДП АСЗ 1 “АО “АК Богдан Моторс” (Код ЄДРПОУ: 21752230)
*** ТОВ БКМ-Україна (Код ЄДРПОУ: 41361608)
**** ТОВ МАЗтранссервіс (Код ЄДРПОУ: 35428907)
***** ПАТ “Автомобільна компанія “Богдан Моторс” (Код ЄДРПОУ: 05808592)