Почему КГГА переплатила за вагоны метрополитена

Почему КГГА переплатила за вагоны метрополитена

В начале 2012 года киевские власти объявили о начале масштабной модернизации подвижных составов столичного метрополитена, в рамках которой хотели обновить около 200 вагонов. Тендер на модернизацию первой партии в 95 вагонов выиграл Крюковский вагоностроительный завод, хотя его предложение стоимостью 1,07 миллиарда гривен было лишь третьим по цене. А теперь КВСЗ получит от КГГА уже второй миллиард на модернизацию вагонов метро, хотя покупка новых обошлась бы на 500 миллионов дешевле.

В начале 2012 года киевские власти объявили о начале масштабной модернизации подвижных составов столичного метрополитена, в рамках которой хотели обновить около 200 вагонов.

По большей части это стало возможно благодаря средствам, полученным от правительства Японии в обмен на украинскую квоту загрязнения воздуха по Киотскому протоколу. Эти деньги должны были покрыть более половины всех затрат.

Согласно подписанному договору, независимо от того, кто выполнял работы, специальное энергосберегающее оборудование для вагонов должно было поставляться японской компанией Itochu..

Странная конкуренция

Тендер на модернизацию первой партии в 95 вагонов выиграл Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ), хотя его предложение стоимостью 1,07 миллиарда гривен было лишь третьим по цене.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook 

Кроме КВСЗ, участие в конкурсе принимали не имеющая ничего общего с машиностроением фирма-прокладка “Ваго-рев”, компания “Метробудкомплект”, подконтрольная бывшему “регионалу” Юрию Иванющенко, и поставщик оборудования Itochu.

Японцам выиграть было сложно, ведь 35% оценки, согласно конкурсной документации, зависело от того, являлась ли компания украинской. “Ваго-рев” проигрывал с предложением меньшим, чем у КВСЗ, на 0,01%.

По информации “Наших грошей”, лучшим оказался результат “Метробудкомплекта” – 0,95 млрд грн, но через месяц компания заявила об ошибках в расчетах и снялась с конкурса. Таким образом, подряд достался Крюковскому заводу.

Его акциями владеют четыре офшора: австрийский ОВ “Капитал Менеджмент ГмбХ” – 25%, британский “Трансбилдинг Сервис Лимитед” – 19%, а так же эстонские AS SkinestFinants и OsauhingDelantina – по 25%.

По данным реестров юридических лиц перечисленных стран, единственный учредитель первой компании – российский бизнесмен Станислав Гамзалов. Остальные три прямо или опосредованно принадлежат главе набсовета завода Владимиру Приходько и членам его семьи.

Второй миллиард

По условиям соглашения, модернизация вагонов метрополитена за счет киотских денег должна была закончиться еще в 2013 году. Им же предполагалось, что исполнитель заказа обязан сначала выполнить обновление одного состава и лишь после того, как японцы подтвердят и сертифицируют его качество, продолжить работу.

Выполнение тестового образца на Крюковском заводе затянулось, поэтому последние вагоны метрополитен получил всего месяц назад. На этом киотские деньги должны были закончиться, но “помогли” события в Крыму и на Донбассе.

Дело в том, что модернизация метрополитена была далеко не единственным проектом по энергосбережению, реализующимся за счет Японии. В общей сложности их насчитывалось более 500 и некоторые реализовались на территории Крыма, Луганской и Донецкой областей.

После аннексии полуострова Россией и начала войны на Востоке проекты остановились, а деньги, которые не успели потратить, “зависли” почти на полгода. Япония пригрозила забрать средства назад, и новое правительство нашло им другое применение – решили продолжить модернизацию вагонов столичного метрополитена.

2 декабря департамент транспортной инфраструктуры Киевской горгосадминистрации объявил открытый конкурс на обновление еще 50 вагонов предположительной стоимостью 1,02 миллиарда гривен. Цена выросла почти вдвое из-за инфляции.

Почему КГГА переплатила за вагоны метрополитенаВ тот же день заместитель председателя КГГА Игорь Никонов заявил, что победитель уже определен.

“С Крюковским вагоностроительным заводом планируется в январе подписать договор на модернизацию еще 50-60 вагонов, которые будут поставляться до конца года”, – сообщил Никонов.

На заявление отреагировал и. о. главы “Укрзализныци” Максим Бланк, который опубликовал сообщение в Фейсбуке с претензией к заместителю и советнику мера Киева по транспортным вопросам Александру Каве.

Почему КГГА переплатила за вагоны метрополитена“Александр Кава, а как же публичный тендер? Или если за киотские деньги, то можно? У “Укрзализныци” тоже есть заводы, которые могли бы поучаствовать”, – написал Бланк.

Тендер для галочки

В Украине есть всего несколько предприятий, которые могли бы модернизировать вагоны для метрополитена. В первую очередь это КВСЗ, который уже занимался подобным заказом, а также четыре ремонтных депо “Укрзализныци”.

Но, по словам Александра Кавы, из-за жестких сроков, установленных японцами, выполнить заказ сможет только Крюковский завод.

Почему КГГА переплатила за вагоны метрополитена“Если это будет другая компания, ей придется сделать тестовый состав, испытать его и только после этого она сможет запустить серийную модернизацию. Сделать это до конца 2015 года у нее не получится”, – сообщил Кава.

Норма с привилегиями для украинских компаний в техзадании конкурса осталась, поэтому победить иностранцам снова будет нереально. И если победителем априори может быть лишь Крюковский завод, зачем объявлять открытый тендер?

“Основная процедура – это открытые торги. Я не вижу никакой проблемы. Если найдутся люди, которые смогут сделать такие вагоны, то почему нет”, – прокомментировала ситуацию ответственная за проведение конкурса начальник отдела транспортной инфраструктуры КГГА Людмила Альперович.

Смогли бы ремонтные депо “Укрзализныци” уложиться в сроки и сумму подряда, INSIDER спросил у Максима Бланка в его Facebook, но он не ответил.

Модернизация с переплатой

Первая партия из 95 модернизированных вагонов обошлась в миллиард гривен – по 10,5 миллиона за вагон. В КГГА, метрополитене и на Крюковском заводе в один голос заявляют, что покупка новых стоила бы в полтора раза дороже. Но на деле все оказалось иначе.

В 2013 году столичные власти получили от Европейского банка реконструкции и развития почти 40 миллионов евро, предназначенных для покупки новых вагонов метро. Исполнителем заказа был выбран российский “Вагонмаш”, который поставил 50 вагонов. Все они были произведены с использованием тех же энергосберегающих технологий, что и при модернизации на КВСЗ.

В перерасчете на прошлогодний курс евро, каждый новый вагон стоил около 8 миллионов гривен – на 2,5 миллиона дешевле, чем обновление старого. Умножив эту сумму на 95, получаем почти 250 млн грн переплаты.

Кроме того, срок эксплуатации модернизированного вагона 20 лет, а нового – 30 и более.

Со второй партией дела, судя по всему, будут обстоять так же. Разница лишь в том, что из-за подорожания валюты количество обновляемых вагонов пришлось уменьшить. Теперь за миллиард гривен модернизируют лишь 50 вагонов. Сумма переплаты останется прежней – 250 млн грн.

Александр Кава, комментируя этот вопрос, рассказал, что для японцев приоритетом была экономия электроэнергии. Если Киев закупил бы новые вагоны, а старые продолжали бы курсировать, общее энергопотребление метрополитена снизилось бы значительно меньше.

Вариант утилизации старых вагонов с целью сэкономить полмиллиарда гривен киевским властям, судя по всему, в голову не приходил.

“В принципе вышло бы одно на другое, но я в тех переговорах участия не принимал, это еще при прошлой власти было. Чем они руководствовались – не знаю. По моей информации, модернизация была для японцев принципиальным вопросом”, – сообщил INSIDER Александр Кава.

Но даже если предположить, что японцы были очень упрямы и решили пустить на ветер 500 миллионов гривен, вопросы по стоимости модернизации остаются.

Дело в том, что большую часть стоимости вагона составляет кузов и ходовая часть. Для обновления были выбраны вагоны, корпуса которых остались в хорошем состоянии и требовали лишь шлифовки и покраски. Поэтому они в оценке не учитываются.

Таинственное энергосберегающее оборудование, поставляемое японцами, – ничто иное, как тяговой привод, который и двигает вагон. Согласно пресс-релизу Itochu, опубликованном на их сайте, эти комплектующие обошлись Крюковскому заводу в 41 миллион евро или примерно 430 млн грн.

Остальные работы и детали производились и закупались непосредственно Крюковским заводом и стоили они почти 600 миллионов гривен.

Дать конкретный ответ, почему дешевые детали и материалы вместе с ремонтными работами обошлись дороже мотора и кузова, в КГГА не смогли.

С тем же вопросом INSIDER обратился к главе набсовета и главному акционеру КВСЗ Владимиру Приходько, но он разговаривать отказался.

“Я с журналистами по телефону не общаюсь”, – сказал Приходько, услышав тему разговора.

КиевVласть

источник: INSIDER

Автор:
Алексей Руденко
Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Війна та релокація: як фермери знаходять прихисток на Київщині та відновлюють агробізнес
Війна та релокація: як фермери знаходять прихисток на Київщині та відновлюють агробізнес
12:00 Військові дії у багатьох регіонах країни змусили фермерів шукати більш безпечні місця для ведення бізнесу. Аграрні підприємства, що релокуються, стають прикладом адаптації в…
“Маневр на 3 млрд”: Київрада погодила збільшення статутного капіталу “Спецжитлофонду”
“Маневр на 3 млрд”: Київрада погодила збільшення статутного капіталу “Спецжитлофонду”
09:00 Столична міськрада вирішила поповнити статутний капітал КП “Спецжитлофонд” на 3 млрд гривень за рахунок бюджету Києва. Ці гроші мають піти на формування т.зв.…
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
09:00 Генпрокуратура через суд намагається повернути державі земельну ділянку площею 5,69 га на просп. Академіка Глушкова, 65 (територія НПП “Голосіївський”). У 2022 році право…
Banner
QlU7mDx4