Схемы строительства мостов в столице становятся все изощреннее. Вскоре киевлян и гостей столицы обещают удивить новым пешеходным мостовым переходом между Оболонской набережной и островом Оболонский. Возводить объект будет ООО “Мостострой” экс-регионала и одного из строителей Подольско-Воскресенского моста Владимира Продивуса (на фото за Кличко). Проектант – фирма известного архитектора Андрея Миргородского (на фото справа от Кличко). Во сколько городу обойдется новая “туристическая диковинка” неизвестно: условия договоров на строительство и проектирование моста держат в секрете от киевлян. Руководству столицы такая схема удалась благодаря неожиданному появлению мецената, который предложил поучаствовать в финансировании (неизвестно в каких пропорциях по отношению к бюджетным расходам). Фирма-меценат связана с главным спонсором столичной “Батькивщины”, крупной застройщицей Владиславой Молчановой (на фото слева от Кличко). Именно Молчанова и Миргородский стояли за скандальным строительством пешеходно-велосипедного моста между парками “Крещатый” и “Владимирская горка”, по поводу чрезмерной дороговизны и небезопасности которого звучало немало обвинений и упреков в адрес мэра Киева Виталия Кличко.
Как стало известно KV, в Киеве уже второй месяц ведутся подготовительные работы по строительству пешеходного моста между Оболонской набережной и островом Оболонский.
Параметры нового сооружения известны только со слов инспектирующего начало строительства 9 октября 2020 года мэра Киева Виталия Кличко и информационного щита на “строительной площадке”: ширина сооружения – 4 метра, длина – 164 метра, площадь твердого покрытия – 627 кв. м, мост будет иметь три пролета, его конструкция будет опираться на 4 опоры, две из которых разместят в протоке.
Сметная стоимость неизвестна совсем, ориентировочный срок сдачи в эксплуатацию – 2021 год.
Корреспондент KV 18 ноября 2020 года обнаружил, что часть Оболонской набережной напротив гольф-центра обнесена забором с красочными эскизами будущего моста, на барже около берега видна бурильная установка, возле какие-то люди.
Самое интересное во всем этом то, что, по словам Кличко, мост строится за деньги меценатов. Однако документально это вовсе не подтверждается.
Секретные договора
Сообщение о начале проведения подготовительных работ № КВ020200929412 было зарегистрировано Департаментом по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля города Киева Киевской горгосадминистрации (КГГА) 30 сентября 2020 года. Строительство отнесено к классу последствий СС1 (незначительные). В сообщении указано, что генподрядчиком, на основании договора от 28 сентября 2020 года № 07/09/01-2809/3, выступает ООО “Мостострой”*. Сам договор в открытом доступе отсутствует.
Как KV стало известно из ответа Оболонской райгосадминистрации (РГА) на запрос редакции, новый пешеходный мостовой переход между Оболонской набережной и островом Оболонский собираются построить на протяжении 2020-2021 годов. Проект уже готов: проектно-сметную документацию разработало ООО “Проектные системы ЛТД”**. По данным РГА, эта документация сейчас направлена на экспертизу, после чего будет определена окончательная стоимость строительства.
Вот только не факт, что эту стоимость и другие детали строительства объявят общественности. Из ответа РГА следует, что 13 марта 2020 года между Оболонской РГА (заказчик строительства), ООО “Проектные системы ЛТД” (проектант) и ООО “СИА”*** (заявленный меценат-застройщик) был подписан трехсторонний договор на разработку проекта строительства пешеходного моста. Стороны договорились, что “коммерческая информация (суммы денежных средств, которые подлежат оплате по договору и тому подобное) и другая конфиденциальная информация не подлежит разглашению”.
О том, что уже подписан договор на само строительство, в ответах на запрос KV от Оболонской РГА и Департамента экономики и инвестиций КГГА даже не упоминается. Вероятно, договор от 28 сентября 2020 года № 07/09/01-2809/3 был подписан между Оболонской РГА, ООО “СИА” и ООО “Мостострой” также как и договор на проектирование – по принципу “информация не подлежит разглашению”.
Как затеяли новое мостостроительство
Понятно, что действующим Генпланом развития Киева строительство пешеходного моста между Оболонской набережной и островом Оболонский не планировалось. Чтобы “завертелись все шестеренки” нового мостростроительства, ООО “СІА” в феврале текущего года обратилось с соответствующей инициативой к руководству города.
Речь идет о письме на имя Киевского городского головы Виталия Кличко от 17 февраля 2020 года, в котором директор ООО “СІА” Галина Яковлева попросила поддержать их инициативу по строительству пешеходного мостового перехода между Оболонской набережной и островом Оболонским. Строительная компания заверяет, что озаботилась развитием и улучшением рекреационной среды для жителей Киева и гостей столицы – решила связать мостом парк “Наталка” с территорией острова Оболонский.
“Отмечаем, что мы планируем принять участие в финансировании работ по проектированию и строительству мостового перехода между Оболонской набережной и островом Оболонский в Оболонском районе Киева”, – сказано в письме.
То есть, никто не собирался полностью финансировать строительство нового моста. Речь идет лишь об участии в финансировании. Причем, непонятно в каких пропорциях по отношению к бюджетному финансированию.
Также в своем письме ООО “СІА” обращает внимание на отсутствие тут инвестиционной составляющей, поскольку мостовой переход после завершения его строительства и принятия в эксплуатацию полностью перейдет в коммунальную собственность общины Киева.
Несмотря на то, что никакой инвестиционной составляющей в этом проекте, как указано выше, нет, в КГГА сразу же запустили “инвестиционный процесс”. 27 февраля 2020 года постоянно действующая конкурсная комиссия КГГА по привлечению инвесторов к финансированию строительства, реконструкции, реставрации объектов жилого и нежилого назначения, незавершенного строительства, инженерно-транспортной инфраструктуры Киева единогласно поддержала предложение ООО “СІА”.
В выписке из протокола от 27 февраля 2020 года №128/2020 заседания этой комиссии информации по новому строительству почти нет, но именно этот протокол и дал старт процессу. Буквально через неделю, 4 марта 2020 года, Кличко, опираясь на протокол “инвестиционной комиссии” КГГА №128/2020, подписал распоряжение КГГА № 397 о строительстве моста, где заказчиком строительства была определена Оболонская РГА.
Градостроительные условия и ограничения (ГУО) на проектирование строительства пешеходного мостового перехода между Оболонской набережной и островом Оболонский (напротив гольф-центра) Департамент градостроительства и архитектуры КГГА утвердил для Оболонской РГА своим приказом от 17 сентября 2020 года № 1021. Документ был опубликован в реестре ГУО 23 октября 2020 года.
Согласно этим ГУО, под строительство нового мостового перехода предусмотрено три земельных участка общей площадью 278 га (кадастровые номера: 8000000000:78:215:0006; 8000000000:78:215:0200; 8000000000:78:215:0017). Отмечается, что согласно действующему Генплану Киева, функциональное назначение всех трех участков – территория зеленых насаждений общего пользования, водоемов и водотоков.
Никаких подробностей о параметрах будущего моста в ГУО нет. Там лишь отмечается, что проектировать его надо с учетом законов об охране исторического и археологического наследия, множества ГСН, организации подъездов для экстренных служб, включая пожарные и скорую помощь, доступности маломобильных групп населения и пр.
Дальше – полная конфиденциальность.
Кто заботится о развитии и улучшении рекреационной среды Киева
“Фирма-меценат” – ООО “СІА”, благодаря которой удалось обеспечить конфиденциальность всех нюансов строительства нового моста, явно связана с ключевым донором столичного офиса “ВО “Батькивщина” Владиславой Молчановой – совладелецей крупной группы строительных компаний, работающих под брендом Stolitsa Group (ООО “Столица групп”****) и сети магазинов Novus.
Читайте: Нестор и политбюро: Молчанова и Шлапак взяли под контроль киевскую “Батькивщину”
Согласно данным аналитической системы Youcontrol, ООО “СІА” зарегистрировано в 2003 году. Уставный фонд – 18,5 тыс. гривен. Основной вид деятельности – строительство жилых и нежилых зданий. Учредители – ООО “Спарентон Лимитед” (Sparenton Limited, Кипр), конечные бенефициары – Юлия Харченко и Богдана Тимощук.
Юлия Харченко была помощником депутата Верховной Рады VI созыва Николая Томенко (фракция ВО “Батькивщина”), а Богдана Тимощук является председателем Подольской районной организации ВО “Батькивщина”. Во время президентской кампании 2019 года Богдана Тимощук была доверенным лицом кандидата Юлии Тимошенко в Подольском районе Киева, в 2015 и 2020 годах – безуспешно баллотировалась в депутаты Киевсовета от ВО “Батькивщина”.
Богдана Тимощук вместе с Юлией Харченко и кипрской компанией Sparenton Limited также выступает соучредителем и бенефициаром целого ряда компаний в сфере строительства и аренды недвижимости: ООО “Гарант Групп Инвест”, ООО “Оскоор-Строй”, ООО “Прогресстрой”, ООО “Инвест Систем Групп”, ООО “Спар-Инвест”, ООО “Инструмент Инвест”, ООО “Риелт Буд”, а также ООО “Дилайвест”. Отметим, что в ООО “Дилайвест” до 2016 года по совместительству работал управляющий делами секретариата Киевсовета Игорь Хацевич (учился в школе и университете вместе с секретарем Киевсовета VIII-го созыва Владимиром Прокопивым, – KV).
Кроме этого, Богдана Тимощук и Юлия Харченко числятся бенефициарами ООО “Конкорд-ДС Плюс” и ООО “Ситистройсервис”, имеющих отношение к группе “БТ Инвест”, ключевые лица которой литовские граждане – Раймондас Туменас, Марина Познякова и Агне Рузгиене. Также среди совладельцев ООО “Конкорд-ДС Плюс” (до марта 2019 года) и ООО “Ситистройсервис” (до февраля 2019 года) была и Владислава Молчанова.
Группа “БТ Инвест” управляет сетью розничных магазинов Novus и компанией Best Imports, которая импортирует продукцию для магазинов Novus и реализует проекты “Столица групп”.
Бенефициарами упомянутой выше ООО “Столица групп” сейчас выступают Раймондас Туменас, Агне Рузгиене и Марина Познякова. Владислава Молчанова числилась в качестве соучредителей этого ООО до февраля 2017 года, после ее заменил Иван Молчанов, прописанный с ней по одному адресу.
Проектированием нового пешеходного моста занимается компания Андрея Миргородского – политического соратника мэра Киева Виталия Кличко, некогда кандидата на пост главного архитектора Киева (2016 год), экс-заместителя директора департамента градостроительства и архитектуры КГГА (2003-2004 гг.) и бизнес-партнера президента девелоперской компании “XXI век” Льва Парцхаладзе.
ООО “Проектные системы ЛТД” зарегистрировано в 2005 году. Уставный фонд – 105,2 тыс. гривен. Основной вид деятельности – деятельность в области архитектуры. Руководитель – Игорь Марков. Бенифициарные владельцы – Сергей Миргородский (отец) и Андрей Миргородский (сын).
Известно, что ООО “Проектные системы ЛТД” разрабатывало в Киеве некоторые скандальные Детальные планы территории (ДПТ).
Читайте: Владелец “Фуршета” Баленко засветился в схеме застройки Совских прудов
Генподрядчиком строительства пешеходного моста между Оболонской набережной и островом Оболонский выступает ООО “Мостострой” депутата Верховной Рады VII созыва от Партии регионов Владимира Продивуса.
ООО “Мостострой” зарегистрировано в 2011 году. Уставный фонд – 1 млн гривен. Основной вид деятельности – строительство жилых и нежилых зданий. Учредители – Владимир Продивус (90%) и АО “Закрытый недиверсифицированный венчурный корпоративный инвестиционный фонд “Нера” (10%; самый крупный пакет акций фонда (10%) принадлежит Владимиру Продивусу). Директор – Владимир Гресько. Отметим, ООО “Мостострой” ни разу не получало подряды по результатам участия в публичных закупках.
Мост за мостом
Отметим, имена Продивуса, Миргородского и Молчановой всплывают и в связи с другим мостостроительством в Киеве.
Так, уже обанкротившееся ПАО “Мостострой”, в перечне соучредителей которого сегодня числится жена Владимира Продивуса – Светлана (21,5%), а руководителем – Владимир Гресько, с 2004 по 2016 год по заказу КП “Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений Киева” занималось возведением самого масштабного и “коррупционного” киевского долгостроя – Подольско-Воскресенского моста.
Сотрудничество завершилось тем, что КП расторгло договора с ПАО “Мостострой” в одностороннем порядке. А в 2017 году в результате внепланового финансового аудита Департамент внутреннего контроля и аудита КГГА выяснил, что из-за попустительства заказчика ПАО “Мостострой” допустило при строительстве Подольского моста финансовые нарушения на 129,48 млн гривен.
Владимир Продивус, после “отстранения” ПАО “Мостострой” от строительства Подольско-Воскресенского моста, очень старался вернуть себе бюджетные потоки. Даже привлекал к этому своего политического соратника, сопредседателя фракции “Оппозиционная платформа – За жизнь” в Верховной Раде Юрия Бойко.
Читайте: Битва за “золотой мост”: “Мостострой” отодвигают от бюджетов Подольского перехода
Напомним, в этом году информационное пространство Киева взбудоражили разоблачения журналиста Дениса Бигуса и народного депутата Гео Лероса (внефракционный, избран от “Слуги народа”) по поводу воровских схем вокруг Подольско-Воскресенского моста. По словам журналиста и нардепа, их разоблачения построены на документах, извлеченных из компьютера, конфискованного СБУ в офисе Дениса Комарницкого.
Комарницкий, в том числе, через Владиславу Молчанову и депутата Киевсовет Аллу Шлапак (избрана от ВО “Батькивщина”) имеет влияние на фракцию “Батькивщины” в новоизбранном Киевсовете IX созыва. Через народного депутата и руководителя столичной партячейки “Слуги народа” Николая Тищенко т.н. “смотрящий за Киевом” Комарницкий имеет возможность влиять и на фракцию “СН” в Киевсовете.
Читайте: Одним из киевских штабов “Слуги народа” руководила Алла Шлапак – Верещук
Но вернемся к “Мостострою”. В 2017 году, Хозсуд Киева открыл производство по банкротству ПАО “Мостострой”, а в 2018 году об этом ПАО опять заговорили в столице из-за скандала в связи с незаконной добычей песка в Голосеевском районе Киева.
Что касается Миргородского и Молчановой, то их имена стояли за скандальным строительством велосипедно-пешеходного путепровода между парками “Крещатый” и “Владимирская горка” (в народе – “мост Кличко”), который был торжественно открыт 25 мая 2019 года, “отметился” несколькими случаями с треснувшим стеклом, а позднее оказалось, что, рискуя здоровьем людей, его открыли до получения сертификата готовности на объект.
Напомним, в ноябре 2018 года общая стоимость строительства пешеходно-велосипедного моста оценивалась в 287,356 млн гривен, а уже в мае 2019 года, после открытия моста, глава КГГА Виталий Кличко переутвердил проект строительства. В результате общая смета увеличилась до 419,96 млн гривен.
Для проектирования “моста Кличко” заказчик строительства (КП “Инженерный центр”) тогда тоже привлек ООО “Проектные системы Лтд” Андрея Миргородского. Между предприятиями было подписано 4 договора на разработку проекта строительства и авторский надзор, по которым это ООО получило более 12 млн бюджетных гривен.
Мост между парками “Хрещатый и “Владимирская горка” строило ООО “Спецавто-Строй”. Эта компания, как ранее сообщала KV, связана с Владиславой Молчановой через ее директора Сергея Дубенко.
Читайте: Мост на Владимирскую горку: от киевской “Батькивщины” – к Мураеву
Между КП “Инженерный центр” и ООО “Спецавто-Строй” в рамках строительства велосипедно-пешеходного моста было подписано 6 договоров на сумму 331,54 млн гривен. Согласно отчетам о выполнении этих договоров подрядчику суммарно было заплачено 279,9 млн гривен.
Отметим, что цену некоторых договоров в ходе сотрудничества не раз меняли. Например, цена первого, самого дорогостоящего договора между КП “Инженерный центр” и ООО “Спецавто-Строй” первоначально была 255,56 млн гривен. Практические перед открытием моста, 22 мая 2019 года, ее увеличили до 271,98 млн гривен. А позднее, после шквала критики по поводу завышения стоимости строительства и открытия уголовных производств, стороны пересмотрели цену договора, уменьшив ее до 237,31 млн гривен, что на 18,25 млн гривен меньше первоначальной цены (допсоглашение от 23.01.2020 года).
В связи с возможными финансовыми махинациями при строительстве “моста Кличко” правоохранителями было открыто два уголовных производства (№62019000000000619 от 8 мая 2019 года; №12019000000000602 от 4 июля 2019 года). Следствие подозревает служебных лиц КГГА и заказчика строительства – КП “Инженерный центр” – в злоупотреблении служебным положением, приведшим к масштабным потерям бюджетных средств, а проектанта и строителя – ООО “Проектные системы ЛТД” и ООО “Спецавто-Строй” – в использовании фиктивных фирм и прочих “финансовых шалостях”.
Читайте: ГБР расследует махинации при строительстве пешеходно-велосипедного “моста Кличко” и Полиции пришлось вытрясать из КГГА документы по “мосту Кличко” через суд
Подарок или взятка?
Связанные с Молчановой компании часто фигурируют в Киеве в строительных скандалах. Например, Молчанову связывают с попыткой без разрешительных документов возвести высотку по улице Мичурина, 44, буквально вплотную к Национальному ботаническому саду им. Гришко. А фирмы, связанные с бизнес-партнером Молчановой – Раймондасом Туменасом – известны попытками возвести многоэтажки на территории Центрального парка культуры и отдыха по ул. Грушевского, Чкаловского сквера в центре Киева и на участке по проспекту Героев Сталинграда 44-б, которому Киевсовет присвоил статус сквера.
В 2018 году депутат Верховной Рады VIII созыва Сергей Лещенко выяснил, что ООО “Столица групп” возводит ЖК “Варшавский микрорайон” на принадлежащем ГП “Научно-исследовательский производственный агрокомбинат “Пуща-Водица” земельном участке, целевое назначение которого “для строительства и обслуживания других зданий общественной застройки”.
Читайте: Соратницу Юлии Тимошенко обвиняют в незаконном строительстве многоэтажки на Виноградаре
А в 2019 году связанное с Молчановой ООО “Строительная компания “Стройевросервис” получило разрешение проектировать на 0,2 га высотку в 73,5 метра буквально перед жилым домом по ул. Ивана Миколайчука, 3.
Читайте: Связанной с “Батькивщиной” фирме разрешили строиться в Киеве на берегу Днепра
Не является исключением и “меценат” нового пешеходного моста между Оболонской набережной и островом Оболонский. ООО “СІА” – тоже компания-застройщик. Эта фирма выступает заказчиком строительства ЖК “Галактика” на ул. Евгения Сверстюка, 4 в Днепровском районе Киева (по решению Киевсовета от 20.12.2016 года № 701/1705 “ООО “СІА” передано в аренду более 10 га земли под этот ЖК). Девелопером этого строительства является одна из компаний Stolitsa Group – ООО “ИБК “Столица”. С 2018 года Днепровское отделение Нацполиции в Киеве расследует уголовное производство (№12018100040007894 от 22 августа 2018 года), в рамках которого установлено, что средства физлиц за квартиры в ЖК “Галактика” перечислялись на счета ООО “СІА” безосновательно.
Кроме этого ООО “СІА” является фигурантом уголовного производства (ЕРДР № 42019101040000102 от 09.07.2019 года), в рамках которого следователи проверяют корректность привлечения, расчета и использования должностными лицами КГГА паевых взносов, в том числе от строительства ЖК “Галактика”.
Таким образом, напрашивается вопрос. Может быть, под прикрытием высокой цели – “подарить” Киеву новый пешеходный мост – стоят очень конкретные материальные интересы?
Поверить в то, что кто-то хочет полностью профинансировать в Киеве строительство моста, и притом безвозмездно, трудно. В данном контексте (зафиксировано только намерение одной компании “поучаствовать в финансировании”), похоже, нагрузка на столичных налогоплательщиков тоже будет изрядной. В режиме секретности раздувать сметы будет очень удобно.
Кроме того, “отсутствие инвестиционной составляющей”, вероятно, не помешает столичному руководству в будущем в виде благодарности предоставлять “дарителям” многомиллионные подряды на возведение и ремонт инфраструктурных объектов, и “давать зеленый свет” строительству новых жилых комплексов. Не исключено, что высотки в скором будущем могут вырасти именно около новой “туристической диковинки”.
Читайте: Киевсовет выделил на достройку Подольского моста еще 400 млн гривен
* ТОВ “Мостобуд” (код ЄДРПОУ: 38039364)
* ТОВ “Проектні системи ЛТД” (Код ЄДРПОУ: 33345473)
*** ТОВ “СІА” (Код ЄДРПОУ: 32669923)
**** ТОВ “Столиця Груп” (Код ЄДРПОУ: 36175203)