Проект бюджета столицы на 2018 год не принес ни неожиданностей, ни новых надежд. От предыдущих бюджетов Киева он отличается небольшой инфляционной корректировкой и увеличением дотаций из госбюджета в спецфонд.
Сегодня, 14 декабря, Киевский городской совет начал утверждение главного финансового документа столицы на 2018 год. Ожидается, что 21 декабря депутаты утвердят проект решения Киевсовета “О бюджете города Киева на 2018 год”, одобренный распоряжением Киевской горгосадминистрации (КГГА) от 7 декабря 2017 года №1587. Проект был опубликован на официальном сайте столичной горгосадминистрации 11 декабря 2017 года.
Основные показатели
Проектом главного финансового документа Киева на 2018 год доходы горбюджета определены в сумме 49,051 млрд гривен, в т.ч., доходы общего фонда – 45,52 млрд гривен, доходы специального фонда – 3,53 млрд гривен и бюджета развития – 1,16 млрд гривен.
Расходы предусмотрены в сумме 49,048 млрд гривен, в том числе расходы общего фонда – 36,38 млрд гривен, расходы специального фонда – 12,66 млрд гривен.
Таким образом, сводный бюджет Киева на 2018 год спланирован практически бездефицитным. Общий фонд бюджета предлагается с профицитом в 9,13 млрд грн, которым предполагается полностью покрыть дефицит специального фонда.
Напомним динамику формирования киевского бюджета в предыдущие годы (млрд гривен):
Показатель |
2016 год (факт) |
2017 год (ожидаемые) |
2018 год (прогноз) |
2018 в сравнении с 2017-м |
|
Отклонения (+/-) |
Темп роста |
||||
Бюджет Киева, в т.ч. |
29,27 |
34,05 |
34,76 |
0,71 |
102,30% |
общ. фонд |
24,71 |
29,85 |
32,38 |
2,53 |
108,50% |
спецфонд |
4,56 |
4,2 |
2,38 |
-1,82 |
56,70% |
Трансферты из госбюджета |
9,42 |
13,93 |
14,29 |
0,36 |
102,6 |
общ. фонд |
9,42 |
13,22 |
13,12 |
0,077 |
99,40% |
спецфонд |
0 |
0,714 |
1,15 |
0,44 |
161,60% |
Всего поступлений |
38,69 |
47,98 |
49,05 |
1,07 |
102,20% |
Как видно из таблицы, КГГА ожидает, что поступления 2018 года в абсолютном выражении незначительно превысят показатели предыдущего. Но, с учетом индекса инфляции, доходы окажутся ниже, чем 2017 году.
Предельный размер долга Киева по состоянию на 31 декабря 2018 года установлен в размере 3,46 млрд гривен. Предел ставки для привлечения в киевский бюджет кредитов (предоставления гарантий) в инвалюте определен на уровне 5,85 процента годовых.
Сегодня задолженность по результатам перевода части внешнего долга Киева в госдолг Украины (по договорам 2016-2017 годов) составляют 27,2 млн долларов под 7,75% годовых. Для ежегодного обслуживания необходимо 27,2 млн долларов, что предусмотрено в проекте бюджета как 818,95 млн гривен.
Возвращать кредит в бюджет города в 2018 году будет Департамент строительства и жилищного обеспечения КГГА в размере 1,2 млн гривен. А предоставить кредит на сумму 4 млн гривен предполагается для Департамента культуры КГГА (в т.ч. из общего фонда – 2,4 млн гривен и из специального фонда – 1,6 млн гривен).
Киевсовет обсуждает бюджет столицы на 2018 год
Оборотный кассовый остаток бюджетных средств зафиксирован в сумме 20 млн гривен. Резервный фонд бюджета на 2018 год предлагается утвердить в размере180 млн гривен.
Межбюджетные трансферты из киевского бюджета местным бюджетам на следующий год предложены в размере 13 млн 545,7 тыс. гривен:
-
на оздоровление детей: 500 тыс. гривен Ходосеевскому сельсовету Киево-Святошинского района, 984,2 тыс. гривен Подгорцевскому сельсовету Обуховского района, 199,5 тыс. гривен Ревненскому сельсовету Бориспольского района, 672 тыс. гривен Счастливскому сельсовету Бориспольского района;
-
на капремонт и строительство автодорог: 6 млн гривен в с. Подгорцы Обуховского района, 4 млн гривен с. Романкив Обуховского района;
-
на реконструкцию центра культуры и искусств: 1 млн гривен с. Ходосовка Киево-Святошинского района.
Доходы бюджета
Самую весомую часть доходов столичного бюджета составляют налоговые поступления – 19,77 млрд гривен. Их предполагается получить за счет:
-
налогов на доходы физических лиц – 16,74 млрд гривен;
-
налога на прибыль предприятий – 3,05 млрд гривен;
-
рентной платы за использование природных ресурсов – 29,34 млн гривен;
-
внутренних акцизов на произведенное и ввезенное топливо и торговлю подакцизными товарами – 1,87 млрд гривен.
Местных налогов предполагается собрать 10,1 млрд гривен:
-
налог на имущество – 5,74 млрд гривен;
-
парковочный сбор – 34 млн гривен;
-
туристический сбор – 26,3 млн гривен.
Читайте: В бюджет Киева за 11 месяцев поступило 43,7 миллиарда гривен
В составе налога на имущество по объектам недвижимости планируется собрать 430 млн гривен:
-
с юрлиц – владельцев жилого фонда – 20,55 млн гривен;
-
с физлиц – владельцев жилой недвижимости – 21,66 млн гривен;
-
с юрлиц, владеющих нежилыми помещениями – 4,77 млн гривен;
-
с юрлиц – владельцев предприятий – 383,01 млн гривен.
Кроме того, в составе налога на имущество:
-
земельный налог для юрлиц – 2,28 млрд гривен;
-
земельный налог для физлиц – 82,5 млн гривен;
-
арендная плата для юрлиц – 2,84 млрд гривен;
-
арендная плата для физлиц – 28,38 млн гривен.
Читайте: Киевсовет втрое уменьшил ставку земельного налога для ОСМД и ЖСК
Неналоговые поступления ожидаются в размере 2,02 млрд грн. Они сформированы за счет:
-
Доходов от собственности и предпринимательской деятельности – 25,3 млн гривен. В их структуре – дивиденды на коммунальные активы, внесенные в уставные фонды предприятий – 25 млн гривен, остальное – административные штрафы. Строка доходов “отчисления от прибыли коммунальных предприятий”, которая была в горбюджетах ранее, из проекта бюджета Киева – 2018 исчезла.
-
Административных сборов и платежей, доходов от некоммерческой деятельности (админуслуги, арендная плата за пользование целостным имущественным комплексом) – 574,1 млн гривен.
-
Других неналоговых поступлений – 520,5 млн гривен (в т.ч. от погашения просроченной задолженности, взыскания за вред окружающей среде вследствие хоздеятельности), в основе которых – средства паевого участия в развитии инфраструктуры в размере 500 млн гривен.
-
Собственные поступления бюджетных учреждений – 897,34 млн гривен.
Доходы от операций с капиталом запланированы в размере 639,3 млн гривен, в т.ч.: от реализации коммунального и бесхозного имущества – 350,1 млн гривен и средства от продажи земли – 289,2 млн гривен.
Целевой фонд в составе специального фонда бюджета составит 245 млн гривен. Этот фонд, преимущественно, будет наполняться за счет наружной рекламы (148 млн гривен) и паевого участия владельцев временных сооружений (75 млн гривен). Размер целевого фонда не претерпевает заметных изменений в бюджетах нескольких лет .
Читайте: Паевое участие по-киевски: умное ПО, долги и перспективы
Общий объем официальных трансфертов из госбюджета Украины в 2018 году должен достичь 14,29 млрд гривен. При этом, субвенции из госбюджета согласованы в размере 14,19 млрд гривен:
-
субвенция на выплату социальной помощи – 2,71 млрд гривен;
-
субвенция на предоставление льгот и жилищных субсидий населению – 3,24 млрд гривен;
-
образовательная субвенция – 2,84 млрд гривен;
-
медицинская субвенция – 4,14 млрд гривен;;
-
субвенция на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автодорог – 1,15 млрд гривен.
В качестве дотаций из госбюджета предусмотрена компенсация в размере 100,2 млн гривен – за предоставление государственных льгот по оплате земельного налога предприятиями аэрокосмической отрасли.
Распределение расходов бюджета
Назначения главным распорядителям средств бюджета города Киева на 2018 год планируется утвердить в размере 49,048 млрд гривен, в том числе по общему фонду – 36,38 млрд гривен и специальному фонду – 12,67 млрд гривен.
Предлагается. утвердить перечень защищенных статей расходов общего фонда бюджета города на 2018 год по их экономической структуре:
-
оплата труда работников бюджетных учреждений;
-
начисления на заработную плату;
-
медикаменты и перевязочные материалы;
-
продукты питания;
-
оплата услуг по охране государственных (коммунальных) учреждений культуры;
-
оплата коммунальных услуг и энергоносителей;
-
оплата энергосервиса;
-
фундаментальные исследования, прикладные научные и научно-технические разработки;
-
подготовка кадров высшими учебными заведениями I-IV уровней аккредитации;
-
обеспечение инвалидов техническими и другими средствами реабилитации, изделиями медицинского назначения для индивидуального пользования;
-
обслуживание государственного (местного) долга;
-
социальное обеспечение;
-
компенсация процентов, уплачиваемых банкам и/или другим финансовым учреждениям по кредитам, полученным гражданами на строительство, реконструкцию или приобретение жилья.
Работу секретариата Киевсовета предусматривается профинансировать на 152,22 млн гривен:
-
на организационные и информационные расходы, а также материально-техническое обеспечение – 104,59 млн гривен;
-
иные расходы (общественные приемные, центр правовой помощи, членские взносы в ассоциации) – 42,3 млн гривен.
На функционирование КГГА в следующем году запланировано потратить 149,53 млн гривен:
-
обеспечение деятельности аппарата – 84,31 млн гривен;
-
на реализацию национальной программы информатизации – 2,83 млн грн;
-
иные цели госуправления (Центр помощи участникам АТО, контактный центр, целевые программы “Награды”, развития международных связей) – 62,39 млн гривен.
Читайте: Киевсовет “с горем пополам” увеличил бюджет Киева на 2017 год
Структурные подразделения КГГА планируется профинансировать следующим образом:
-
Департамент образования и науки, молодежи и спорта – 1,58 млрд гривен;
-
Департамент здравоохранения – 8,1 млрд гривен;
-
Департамент социальной политики – 8,07 млрд гривен;
-
Служба по делам детей и семьи – 66,19 млн гривен;
-
Департамент культуры – 890,67 млн гривен;
-
Департамент жилищно-коммунальной инфраструктуры – 205,29 млн гривен;
-
Департамент градостроительства и архитектуры – 129,77 млн гривен;
-
Департамент по вопросам архитектурно-строительного контроля – 9,39 млн гривен;
-
Департамент транспортной инфраструктуры – 7,09 млрд гривен;
-
Департамент информационно-коммуникационных технологий 473,28 млн гривен;
-
Департамент общественных коммуникаций – 146,88 млн гривен;
-
Управление туризма и промоций – 16,8 млн гривен;
-
Департамент экономики и инвестиций – 73,71 млн гривен;
-
Департамент коммунальной собственности – 32,71 млн гривен;
-
Управление по вопросам рекламы – 46,95 млн гривен;
-
Департамент по вопросам регистрации – 11,86 млн гривен;
-
Департамент (Центр) предоставления административных услуг – 32,43 млн гривен;
-
Департамент промышленности и развития предпринимательства – 44,79 млн гривен;
-
Департамент земельных ресурсов – 59,52 млн гривен;
-
Департамент финансов – 1,55 млрд гривен;
-
Департамент внутреннего финансового контроля и аудита – 20,99 млн гривен.
Бюджетирование райгосадминистрации расписано в проекте горбюджета-2018 следующим образом:
-
Голосеевская РГА – 1,19 млрд гривен;
-
Дарницкая РГА – 1,82 млрд гривен;
-
Деснянская РГА – 1,75 млрд гривен;
-
Днепровская РГА – 1,83 млрд гривен;
-
Оболонская РГА – 1,55 млрд гривен;
-
Печерская РГА – 735,34 млн гривен;
-
Подольская РГА – 1,14 млрд гривен;
-
Святошинская РГА – 1,68 млрд гривен;
-
Соломенская РГА – 1,51 млрд гривен;
-
Шевченковская РГА – 1,33 млрд гривен.
Из пояснительной записки к проекту бюджета Киева на 2018 год следует, что предельная численность киевских чиновников установлена в количестве 5677 человек:
-
секретариат Киевсовета – 190 сотрудников;
-
КГГА – 1954 сотрудника;
-
райгосадминистраций – 3533 человека.
Средняя зарплата на одного чиновника в проекте киевского бюджета-2018 составляет 6487 грн.
На образование в проекте горбюджета-2018 заложены 12,25 млрд гривен:
-
на 531 детсад – 3,55 млрд гривен (т.е., на 103 тыс. детей по 34,5 тыс. гривен);
-
на 428 школ – 6,31 млрд гривен;
-
на 41 учреждение внешкольного образования – 409,5 млн гривен;
-
на восемь вузов – 485,4 млн гривен;
-
на 57 школ искусств – 519,7 млн гривен;
-
на 26 ПТУ – 535,6 млн гривен.
На здравоохранение (содержание 147 медучреждений здравоохранения и реализацию мероприятий по предоставлению населению города медуслуг) в проект киевского бюджета заложены на отрасль “Здравоохранение” проектом бюджета предусмотрены расходы в сумме 9,2 млрд гривен, из которых собственные поступления заведений – 224,24 млн гривен.
Читайте: Верховная Рада приняла государственный бюджет-2018: основные показатели
Расходы общего фонда бюджета в сфере здравоохранения предполагается направить:
-
на многопрофильную и специализированную медицинскую помощь населению – 3,47 млрд гривен;
-
лекарственно-акушерскую помощь беременным, роженицам и новорожденным – 315,39 млн гривен;
-
на санаторное лечение детей больных туберкулезом и детей и подростков с соматическими заболеваниями – 101,01 млн гривен;
-
на медико-социальную защиту детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки – 58,68 млн гривен;
-
на специализированную амбулаторно-поликлиническую помощь населению – 1,15 млрд грн;
-
на первичную медико-санитарную помощь населению – 1,19 млрд гривен;
-
на нужды скорой и неотложной медицинской помощи населению – 339,49 млн гривен;
-
на другие мероприятия в области здравоохранения – 1,35 млрд гривен.
По структуре расходов на социальную защиту и социальное обеспечение проектом бюджета на 2018 год запланировано финансирование из общего фонда бюджета:
-
28% на льготы и субвенции из госбюджета – 3,24 млрд гривен;
-
32% на адресную помощь за счет субвенций из госбюджета – 2,73 млрд гривен;
-
19% на городские целевые программы соцзащиты: “Забота. Навстречу Киевлянам”, “Социальное партнерство” – 1,66 млрд гривен (без содержания учреждений);
-
8% на содержание 45 учреждений соцзащиты и соцобеспечения – 642,3 млн гривен;
-
3% на социальные программы в сфере семьи, детей и молодежи – 245,5 млн гривен;
-
существенно менее 1% на льготы и компенсации за счет городского бюджета – 31 млн гривен.
Проектом горбюджета на 2018 год предлагается выделить средства на реализацию местных (региональных) программ в сумме 19,92 млрд гривен. Из них 16,56 млрд грн предполагается выделить из общего фонда и 3,37 млрд грн – из специального фонда.
Резюмируя первые впечатления от проекта бюджета Киева на 2018 год можно сказать следующее: антикоррупционный прорыв не наблюдается, финансирование образования, здравоохранения и социальной защиты пляшет от минимальных возможностей, реформы – только задекларированы, если брать инфляционную составляющую – бюджет будет меньше, чем в текущем году.
Как говорится, будем терпеть – не было бы хуже.
Читайте: В КГГА безобразно составили новую Программу соцэкономразвития Киева
Фото: Коллаж KV