Львовская власть во главе с Садовым ликвидировала историко-культурный заповедник и открыла дорогу окончательному уничтожению кладбища Всемирного национального культурного наследия. Помогли преступная наивность и вера избирателей в устремления “Сапомощи”, сотрудничество с Минкультом в вопросах децентрализации власти в сохранении культурного наследия, а также не менее преступная халатность украинской власти по отношению к международным договоренностям по защите культурных ценностей.
Коррупцией по культуре
То, что в Украине к историко-культурным ценностям относятся наплевательски, уже давно не никого удивляет и практически никого не возмущает. В результате замысловатых и не очень схем объекты, подпадающие под эту категорию, правдами и неправдами один за другим исключаются из перечня таковых: умышленно доводятся до аварийного состояния, “незаметно” приходят в запустение и прочее. И вот на месте старинного особняка уже высится очередной безликий стеклобетонный гигант, а вместо скверов как грибы после дождя растут коробки торгово-развлекательных центров.
И, видимо, чтобы уничтожать исторические здания и другие объекты было легче, и общественного резонанса было меньше, Минкульт во главе с министром Вячеславом Кириленко решил передать вопросы защиты памятников на места. Уже в июне этого года новую редакцию профильного закона “Об охране культурного наследия” представят на рассмотрение в Кабмин и издалека покажут общественности. Его основные положения – децентрализация, дерегуляция, якобы “ужесточение” требований к застройщикам и визуальной рекламе, а также якобы “отдельный” режим охраны объектов ЮНЕСКО.
На первый взгляд все вроде бы гладко и логично. Но только не для нашей страны, где, как в сказочном Зазеркалье, “все задом наперед и совсем наоборот”. Поэтому, когда нынешний министр культуры громко заявляет о том, что “три четверти разрешений и согласований мы передаем на местное самоуправление, не в обл-, райадминистрации, а на местное самоуправление”, пытаясь убедить общественность в предстоящем торжестве справедливости, вместо того, чтобы обрадоваться, почему-то, по примеру Константина Сергеевича Станиславского, хочется воскликнуть: не верю! Зная нашу насквозь коррумпированную, увязшую в родственных связях и “ты-мне-я-тебе”-шных отношениях, систему, сложно представить, что решение судьбы исторических памятников на местах пойдет на пользу общему культурному наследию. Намного вероятнее то, что действуя подобным образом, Министерство культуры просто еще больше развяжет руки чиновникам, и ради выгодных участков под экскаватор пойдут пока еще уцелевшие и не успевшие стать только печальным воспоминанием культурные объекты.
Под шумок децентрализации
Предвкушение грядущей безнаказанности уже сейчас серьезно возбудило чиновничью братию. В частности, львовская обладминистрация, воспользовавшись открывающимся окном возможностей, по-быстрому разобралась со своей и Андрея Садового (мэра Львова и лидера “Самопомощи”, именуемой в народе “Садопомощью”) давней головной болью. А именно – ликвидировала историко-культурный заповедник, на территории которого находятся национальное культурное наследие “Исторический Центр Львова”, кладбище XIV в., где покоятся останки великих еврейских мыслителей. Между прочим, еще одного коренного для Львова народа…
В распоряжении KV оказался соответствующий документ.
Правда, полноценным некрополем это место назвать сложно – сегодня большая часть захоронений находится под сооружениями двух рынков. Начало разрушению кладбища было положено еще во время Холокоста. Акт вандализма, инициированный нацистами, получил продолжение и после войны. Теперь уже по приказу советских властей территория старинного некрополя оказалась закатанной под асфальт, а многие надгробия банально послужили материалом для строительства на этом месте городского рынка. Печальная история продолжилась в начале 2000-х годов, когда встал вопрос о расширении рыночной территории. В процессе закладки нового фундамента фрагменты надгробий, извлеченные из старой кладки, просто выбрасывались, как мусор. В результате сейчас нетронутой остается лишь часть кладбища, расположенная между рынком и старой еврейской больницей. Среди захоронений, к которым пока еще возможен доступ, могилы великих религиозных деятелей. В том числе Давида ГаЛеви Сегала, известного просветителя 17-го века, давшего комментарии к Шульхан Арух – еврейскому своду законов повседневной жизни, и наиболее известного главы лежащей в руинах исторической синагоги Львова – Турей Загав.
Захоронения раввинов-мудрецов – это духовные святыни для хасидов и простых верующих евреев. Но для “отцов города” такие мелочи, конечно, аргументом не являются. Под аккомпанемент лицемерных заверений в интернациональной дружбе и приверженности европейским ценностям (в том числе трепетному отношению к памятникам культуры) львовские городские власти неформально согласились пойти навстречу еврейской общине Львова в вопросе о перенесении кладбища. Правда, только том случае, если члены общины “скинутся” и заплатят в горбюджет (или не в горбюджет?) 12 млн долларов США. Видимо, тех самых, о которых шла речь в отчете, подготовленном еще в 1997 г. Агентство международного развития США, где было сделано предложение о переносе Краковского рынка и оценена стоимость соответствующего проекта как раз в диапазоне от 4 до 12 млн долларов.
Читайте также: Во Львове от еврейской общины требуют $12 млн за перенос базара со старинного кладбища
На заграницу нам… плевать?
И, наконец, анализируя децентрализационную инициативу Минкульта о новом законе, отдельно хотелось бы остановиться на пункте о защите объектов ЮНЕСКО. Согласно новой редакции (причем, не последнюю роль здесь сыграла инициатива партии “Самопомощь”/“Садопомощь”) полномочия по решению вопросов, связанных с наследием ЮНЕСКО в Украине, передаются местным органам власти. А это, как оказалось, противоречит Статье 4 Конвенции о сохранении всемирного культурного наследия 1972 года, ратифицированной Указом президиума верховного Совета УССР 4 октября 1988 года. К слову, текст Конвенции не опубликован ни в одном из официальных изданий. Сегодня в Украине перевод этой Статьи можно найти лишь на сайте Верховной Рады Украины, да и то в редакции, которая не в полной мере соответствует оригиналу.
Для тех, кому интересно, приводим текст первоисточника: “Each State Party to this Convention recognizes that the duty of ensuring the identification, protection, conservation, presentation and transmission to future generations of the cultural and natural heritage referred to in Articles 1 and 2 and situated on its territory, belongs primarily to that State. It will do all it can to this end, to the utmost of its own resources and, where appropriate, with any international assistance and co-operation, in particular, financial, artistic, scientific and technical, which it may be able to obtain”. Главная мысль, которая заключена в нем – объекты культурного наследия ЮНЕСКО являются собственностью государства, государство несет ответственность за их сохранение! Комитет евреев бывшего СССР бьет тревогу не первый год, выигрывает суды, но побороть всеобщий бардак не в силах. Тем более, что на руку нечистоплотным политикам и чиновникам, и в том числе главе “Самопомощи”, играет правовая безграмотность и нигилизм в этих вопросах власть предержащих. Представители общественных организаций Украины пишут письма во все инстанции с просьбой остановить этот беспредел, но пока это больше похоже на глас вопиющего в пустыне.
Кстати, аналогичная судьба постигла и целый ряд других нормативно-правовых актов, узаконенных после провозглашения нашей независимости. В Законе Украины “О правопреемственности Украины” от 5 октября 1991 года №46 указано, что “Законы Украинской ССР и другие акты, принятые Верховным Советом Украинской ССР, действуют на территории Украины, поскольку они не противоречат официальным законам Украины, принятым после объявления независимости Украины”. В то же время официальные тексты этих международных актов не опубликованы в официальных изданиях Украины, за исключением сайта ВР, где вся информация носит исключительно ознакомительный характер.
Речь, в частности, идет о таких “мелочах”, как:
– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г.,
– Декларации о праве на развитие, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года,
– Правах человека при осуществлении правосудия, принятых резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН
– других основных международных актах по правам человека, ратифицированных Указами Президиума Верховного Совета УССР.
…Похоже, что в процессе построения “новой” Украины, к большому сожалению, на каждой итерации за бортом оказывается не столько балласт, сколько спасательные шлюпки, и все чаще сами матросы.
Неоконченная строка
Пока же все новые и новые письма с просьбами о защите культурного наследия летят в высокие кабинеты. В том числе от имени Американо-украинского бюро по правам человека и верховенству права, которое с 1989 года ведет активную борьбу за восстановление кладбища и охрану других еврейских памятников культуры. Его тревожные сигналы разлетелись в Администрацию Президента Украины, Национальную комиссию по делам ЮНЕСКО, Министерства культуры и Юстиции:
“В процесі діяльності Представництва Американського об’єднання комітетів для євреїв бувшого Радянського Союзу з’ясувалося, що офіційний текст Конвенції про охорону всесвітньої культурної спадщини 1972 року українською мовою не є опублікований у жодному із офіційних видань України. Зважаючи на це, офіційний текст не доступний для використання у діяльності із захисту культурної спадщини України як частини Всесвітньої культурної спадщини. Текст цієї Конвенції опубліковано лише на офіційному сайті Верховної Ради України і носить виключно інформаційний, а не офіційний характер. Слід зазначити невідповідність змісту Конвенції на англійській мові з її перекладом на українську мову.Така ж доля спіткала і багато інших міжнародно-правових актів, які були ратифіковані до проголошення незалежності України 24 серпня 1991 році.
Хоча в Законі України “Про правонаступництво України” від 05 жовтня 1991 року № 46 зазначено, що “Закони Української РСР та інші акти, ухвалені Верховною Радою Української РСР, діють на території України, оскільки вони не суперечать законам України, ухваленим після проголошення незалежності України”, однак офіційні тексти цих міжнародних актів не опубліковано в офіційних виданнях України. Єдине джерело, де їх можна віднайти це сайт Верховної Ради України, однак вся інформація, яка на ньому розміщена носить виключно інформаційний характер.
До таких актів, застосування яких в Україні ускладнено, належать і фундаментальні акти про Права людини і такі як: Міжнародний пакт про економічні, соціальні і культурні права та Міжнародний пакт про громадянські і політичні права прийняті резолюціями Генеральної Асамблеї ООН 16 грудня 1966 року, Декларація про право на розвиток, прийнята резолюцією Генеральної Асамблеї ООН 04 грудня 1986 року, Права людини при здійсненні правосуддя, прийняті резолюцією Генеральної Асамблеї ООН та інші основні міжнародні акти з прав людини, ратифіковані Указами Президії Верховної Ради УРСР”.
Остается только гадать, как в этой ситуации проявит себя новая народная власть. Хочется надеяться, что наш Президент и депутаты, широким шагом ведущие нас в Европу, по пути вспомнят о трепетном отношении западных партнеров к наследию ЮНЕСКО. А заодно не забудут о настойчиво декларируемой ими самими нулевой толерантности к коррупции – в органах и центральной, и местной власти. Время покажет.
Читайте также: Страшна бувальщина з життя міста Львова (часть1, часть2, часть3)
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook