То, что площадь Киева уже фактически уменьшилась почти на 4 тыс. га — результат “плодотворной” работы руководства КГГА по утверждению границ столицы и выноса зеленых зон в натуру.
Глава экологической комиссии Киеврады Денис Москаль на сессии горсовета 1.11.2012 обратился к депутатам с прочувственной речью, призвав их отреагировать на “уничтожение Беличанского леса и нарушение территориальной целостности столицы”. Он имел ввиду, что новые границы села Коцюбинское теперь должны будут вместить около 3,6 тыс. га так называемой территории Киева — земли Святошинского лесопаркового хозяйства (Беличанский лес).
О том, что благодаря “чуткой заботе”руководства КГГА об интересах жителей трехмиллионного мегаполиса, эти земли юридически в состав Киева до сих пор не входят, никто не вспомнил. Наверное, депутаты понимали, что глава КГГА Александр Попов, его первый заместитель Александр Мазурчак и заместитель по земельным вопросам Михаил Кучук, как опытные хозяйственники с советской закалкой, думали, что юридически границы города оформлять и не надо, а значит — не виноваты.
Впрочем, речь г-на Москаля на сессии Киеврады 1.11.2012 (очевидно войдет в историю) возымела нужный эффект. Депутатский корпус, конечно же, проникся проблемой и дружно проголосовал за обращение к Президенту, главе ВР и генпрокурору. Это вместо того, чтобы спросить с руководства КГГА за бездеятельность в вопросе подачи в ВР на утверждение документов об установлении границ Киева или хотя бы вынудить г-на Попова и ежи с ним начать шевелиться в данном направлении. Вместо этого депутаты просто попросили у вышеперечисленных важных дядей“защитить интересы общины Киева и недопустить нарушения его территориальной целостности”. Киев спасен? Отнюдь. С таким же успехом Киеврада могла объявить, скажем, бессрочный молебен, чтобы по его итогам всю работу по недопущению нарушения территориальной целостности Киева вместо городских депутатов и чиновников КГГА проделал Бог.
Результат обращения Киеврады к самым главным представителям центральной власти очень легко спрогнозировать. Через время выяснится, что фактически верховная власть в нашей стране все-таки принадлежит судам. А суды уже решили (что ж поделать?), что претензии Киеврады к сельраде Коцюбинского абсолютно не обоснованы (о беспредельных решениях судов Москаль в своей речи, конечно же, упоминал особенно гневно). При этом 3,6 га леса через годик-полтора, потраченные на имитацию борьбы на всех уровнях за правду и народное благо, будут благополучно поделены между приближенными к Семье людьми, а к руководству КГГА не возникнет никаких претензий. Если, конечно, Попова с его ответственными замами не решат сделать крайними и, повесив на них всех собак, уволить. Но как тогда объяснить, что этих людей на их посты ставили не полные идиоты?
Чтобы всем было понятно, о чем идет речь, стоит немного углубиться в историю вопроса. Село Коцюбинское с населением 14,5 тыс. человек находится на северо-западе Киева. Оно окружено лесными насаждениями Святошинского лесопаркового хозяйства. Эти земли на основании отдельного проекта землеотвода, как того требует земельное законодательство, в четко определенных границах никому не переданы. Впрочем, как и многие другие земли с природоохранным статусом, условно находящиеся на территории Киева, но должным образом не оформленные. Этим многоозначающим в юридической плоскости нюансом и воспользовалась сельрада граничащего со столицей населенного пункта. Решение о разработке своего нового генплана сельрада Коцюбинского абсолютно правомерно приняла в 2010г. К этому времени около 300 га, выделенные отдельными решениями сельрады под коттеджную застройку (находятся в лесу, окружающем этот населенный пункт) уже вошли в состав села по итогам проведенной инвентаризации. А вскоре был разработан и утвержден генплан села, юридически увеличивающий его территорию с 396,1 га до 4 065 га — более чем в 10 раз.
Об этом никто в КГГА до недавнего времени не знал, а потому и не бил тревогу? Конечно же, знали (в прошлом году этот вопрос даже рассматривался в КГГА на закрытых совещаниях), но молчали и не предпринимали никаких действий. Дождались того, что Коцюбинская сельрада 8.02.2012 официально обратилась к столичному горсовету с требованием (с юридической точки зрения абсолютно грамотным) согласовать соответствующий проект землеустройства и новые границы населенного пункта. В этом обращении было четко написано, что в случае непредоставления ответа о результатах рассмотрения проекта землеустройства села в течение 1 месяца с момента получения этого документа, Коцюбинская сельская рада будет считать данный проект согласованным Киеврадой в установленном законодательством порядке.
Думаете, в Киевраде засуетились, созвали внеочередную сессию и оперативно разработали план противодействия законным по форме, но захватническим по сути намерениям соседей? Вовсе нет. Первое же заседание земельной комиссии Киеврады, на котором мог быть рассмотрен этот вопрос, не состоялось по причине отсутствия кворума. А решение горсовета Киева о несогласовании новых границ Коцюбинского было принято только 6.04.2012, т.е. спустя 2 месяца после обращения Коцюбинской сельрады.
Результат дальнейшего рассмотрения спора в судах о новых границах села Коцюбинское был тоже вполне прогнозируем. Коцюбиская сельрада в июне 2012г. успешно оспорила решение Киеврады от 6.04.2012 в Окружном админсуде Киева. И хотя Киеврада выиграла апелляцию, Высший административный суд (ВАСУ) в октябре с.г. отмени лвыгодное для киевлян постановление Киевского апелляционного административного суда. Также на сегодня из сообщений СМИ известно, что Киеврада уже успела проиграть две кассации. О рассмотрении этих дел в кассационной инстанции, оказывается, ни Киеврада, ни столичная городская прокуратура даже не знали (вероятнее, конечно, просто не хотели или не получили сверху указания знать). В итоге, на сегодня остается в силе даже постановление Окружного административного суда Киева от 29.09.11, согласно которому, государственная статистическая отчетность (форма 6-зем) отображает 4,06 тыс. га, как площадь села Коцюбинского (это со слов Дениса Москаля).
А почему нет? Этому позволяет место быть утвержденный генплан села, власть которого (в отличие от столичной власти) действительно позаботилась о том, чтобы у населенного пункта был на будущее ресурс для развития. Возникает закономерный вопрос — кто же мешал или сейчас мешает столичномуруководству двигаться в этом направлении? Юридически никто. Но, вместо этого в КГГА с попустительства Киеврады упорно пытаются согласовать и утвердить генплан Киева, не предполагающий территориальное расширение города. А г-н Мазурчак (отвечает в КГГА за переговоры с КОГА, РГА и властями окружающих Киев населенных пунктов) ничего не делает в вопросе согласования и утверждения парламентом хотя бы номинально существующих границ Киева (83,5 тыс. га).
Гораздо логичнее предположить, что на самом верху уже давно принято решение о распределении между особо приближенными к президентскому трону людьми 3,6 тыс. га земель Святошинского лесопаркового хозяйства (ориентировочная стоимость около 2,5 млрд грн.) путем утверждения генплана села Коцюбинское. После этого, возможно, границы Киева и согласуют, решив в пользу столицы вопрос со спорными территориями, граничащими с Вышгородским, Броварским, Обуховским районами Киева (набирается в общей сложности до 5 тыс. га), а потом в Верховной Раде и утвердят. Но это в лучшем случае.
Киеврада, конечно же, еще попытается сходить за правдой в Высший хозяйственный суд, попросив его ограничить аппетиты Коцюбинской сельрады. Также столичный горсовет, наверняка обратится в Высший совет юстиции, с просьбой дать оценку действиям судей ВАСУ… Но, все это будет лишь для отвода глаз. Ведь какие юридические аргументы может сегодня предоставить киевская власть для того, чтобы оставить за киевской общиной Беличанский лес? А аргументов то этих и нет.
В Киеве до сих пор не проведена инвентаризация земель, не оформлено их размежевание на коммунальные и государственные, не разработан и не утвержден план земельно-хозяйственного устройства столицы и ДПТ всех ее районов. А ведь только после этого и можно было делать, как Коцюбинская сельрада, свой проект землеустройства и подавать его перед передачей в парламент на согласование радам соседских населенных пунктов, РГА и КОГА. При наличии желания и политической воли все это можно было бы сделать очень быстро. В итоге утверждение парламентом проекта землеустройства Киева сделало бы любое земельное рейдерство на территории столицы невозможным.
Но все это у руководства КГГА только в планах, реализация которых откладывается уже много лет из-за отсутствия финансирования. Наверное, у столицы не хватает финансовых возможностей, чтобы проделать работу, с которой успешно справилось село Коцюбинское, годовой бюджет которого составляет 2,5 млн. грн. Итог — на сегодня с юридической точки зрения у Киева попросту нет утвержденных границ, и столичный горсовет ныне подобен молящемуся Богу о ниспослании богатства, но не удосужившемуся при этом хотя бы купить лотерейный билет.
Надеяться на то, что Виктор Янукович, согласно летнему решению Киеврады, своим президентским указом вскоре включит Беличанский лес в состав Национального природного парка Голосеевский, и этим в территориальном конфликте между Киевом и Коцюбинским будет поставлена точка, тоже наивно. Это очередная профанация. Во-первых, новые границы Коцюбинского сейчас признают суды и госстатистика, во-вторых — Президент, наверняка, не только в теме распила 3,6 га леса, но и в доле.
Чтобы этот распил прошел успешно, на уровне киевской власти сделано все(путем полного бездействия). КГГА упорно не выноситна сессии горсовета, а Киеврада не утверждает проекты землеотводов любых расположенных на территории Киева заповедников, парков, скверов, прибрежных природоохранных зон и пр. Их границы юридически не установлены и межевыми знаками на местности не ограничены. В результате эти территории имеют природоохранный статус лишь номинально, а гарантии того, что земельные участки в их составе в любой момент не переведут в иную категорию земель и не отдадут в частные руки под застройку, как не было, так и нет.
Денис Москаль, к примеру, уже более года пиарится на предоставлении множеству участков с деревьями в Киеве статуса скверов. Но при этом он вообще не контролирует, чтобы в горбюджете на разработку соответствующих проектов землеотводов были заложены деньги, и чтобы на основании решения горсовета о выделении этой земли какому-либо юрлицу (например, КП или профильному главку) процесс достиг своего логического завершения. Создается впечатление, что г-н Москаль о том, как правильно оформляется любая земля, даже не имеет представления. Поверить в это, правда, трудно… Ну да ладно. Он же все-таки у нас в Киеве экологией заведует. Но о том, как все нужно делать правильно, конечно же, все знает г-н Кучук. Но и он почему-то молчит и бездействует…
Тоже самое и с границами целого населенного пункта. Например, такого, как Киев. О том, что границы Киева обязательно нужно утвердить постановлением ВР прекрасно знает г-н Мазурчак. Знает, но тоже ничего для этого не делает. В свою бытность мэром Каменец-Подольского нынешний первый заместитель Попова добился расширения границ этого города. Хотя, с другой стороны, может быть, лучше бы он этого и не делал.
Постановлением ВР от 2 марта 2000г. в границы города Каменец-Подольский были включены около 150 га земель трех граничащих с городом сельсоветов. Но Александр Мазурчак в своих устремлениях по увеличению площади Каменец-Подольского почему-то пошел на север к поселку цементного завода, а не на запад и восток, где городская казна могла бы в будущем существенно наполняться за счет развития лечебных курортов, строительства новых санаториев и разлива минеральной воды.
Вместо этого расширение города по методе г-на Мазурчака привело только к тому, что почти в центре города образовалось пятно из нескольких десятков гектаров никому не нужной пахотной земли, а граница города кое-где до сих пор проходитпрямо по хатам. В результате депутаты Каменец-Подольского горсовета уже начали говорить о необходимости сбора денег на разработку нового генплана города, ибо с границами Каменец-Подольского, установленными при Мазурчаке, развивать город слишком сложно и малоперспективно.
Дмитрий Марковский