В зарождающейся демократии, такой как Украина, со слабым верховенством закона и коррумпированной судебной системой, отмена парламентского иммунитета в целом ослабит Раду по отношению к и без того сильному президенту. Если же пользоваться нормами депутатской неприкосновенности ответственно и непредвзято, она будет гарантом сбалансированности ветвей власти и не допустит поглощения законодательной власти со стороны исполнительной.
О таком мнении западных экспертов KV узнала из публикации на сайте аналитического центра “Atlantic Council” (“Евроатлантический совет”), посвященной теме снятия депутатского иммунитета с членов украинского парламента.
В блоге “The Case Against Parliamentary Immunity in Ukraine” (“Дело против парламентского иммунитета в Украине”) авторы пытаются нащупать те грани, за которыми отмена депутатской неприкосновенности может в целом навредить украинскому парламентаризму, а вовсе не искоренить политическую коррупцию и помочь привлекать к ответственности депутатов, нарушивших закон.
Бывший председатель парламентской группы “Свободных демократов” в Бундестаге Манфред Рихтер (*) и старший эксперт независимой организации “Bertelsmann Stiftung” Мириам Космель (**) напоминают, что после голосования на недавних парламентских выборах новый президент Украины Владимир Зеленский подтвердил свое стремление к отмене депутатской неприкосновенности. Ранее, во время президентской кампании, Зеленский тоже говорил о необходимости отказаться от неприкосновенности депутатов, а также президента и судей. О том же он говорил и в своей инаугурационной речи.
“В Украине отмена парламентского иммунитета является популярной идеей (среди избирателей – KV), поскольку Верховная Рада является одним из учреждений, которым доверяют меньше всего. При этом, традиционно, некоторые законодатели Украины считают место в Раде привлекательным, потому что они ищут защиты от судебного преследования, движимые своими собственными интересами”, – пишут авторы, считающие, что у отмены депутатской неприкосновенности есть серьезные недостатки.
“Самое худшее вот что: новые законодатели Украины могут оказаться в плену исполнительной власти вместо того, чтобы быть эффективным противовесом”. Тогда как “в полупрезидентской системе Украины правительство подотчетно парламенту, а не подчиняется исключительно президенту”.
Если неприкосновенность депутатов отменят, продолжают западные эксперты, сначала дела могут идти хорошо, до тех пор, пока “ответственные люди” будут занимать “правильные должности”. Но как только их сменят на постах одержимые властью “жесткие деятели”, начнутся проблемы, предрекают Рихтер и Космель: будет очень легко уничтожить парламент, “который станет на пути”, с помощью сфабрикованных расследований или политически мотивированных обвинений.
Блоггеры “Atlantic Council” приводят пример Камбоджи накануне парламентских выборов 2018 года. Когда перед предстоящими выборами партия президента Хун Сена осознала, что в глазах избирателя она “выглядит плохо”, действующее парламентское большинство отменило неприкосновенность депутатов, и вскоре после этого те из них, кто был в оппозиции, оказались на скамье подсудимых или за решеткой, а партия Хун Сена заняла все 100% мест в парламенте.
Проблема Украины, рассказывают западным читателям авторы блога, заключается в том, как здесь работает система неприкосновенности законодателей. “Иммунитет предназначен не для защиты отдельного члена парламента; предполагается, что он защищает парламент и деятельность, которую он осуществляет. Другими словами, иммунитет должен защищать свободу слова избранных (депутатов – KV), а не приводить к безнаказанности в других вопросах, не связанных с мандатом парламентария”.
В тексте описывается принятая на Западе практика расследований в отношении членов местных законодательных собраний. “В развитых парламентских системах на определенном этапе расследования в отношении законодателя проводятся консультации с парламентом. Затем парламент проверяет, могут ли проводимые расследования ухудшить функционирование парламента. Если парламент приходит к выводу, что его функционирование не нарушено, он отменяет иммунитет соответствующего законодателя; против него выдвигаются обвинения и, при необходимости, назначается мера пресечения. Экспертиза и, при необходимости, отказ от иммунитета проходят быстро и совершенно бесшумно, так что разбирательство в соответствии с верховенством закона против законодателя не задерживается надолго”.
В Бундестаге, федеральном парламенте Германии, вопросами неприкосновенности депутатов ведает “небольшой, но элитный комитет” в составе глав политических групп, которые принимают решения, как правило, на основе консенсуса. Затем комитетские предложения голосуют в зале, “обычно без обсуждения”, чаще всего “единогласно”, а пресса узнает о снятии неприкосновенности с того или иного депутата уже постфактум.
“В Германии большинство подобных разбирательств происходит без драматизма. Они чаще всего касаются депутатов, которые пьяными садились за руль или нарушали правила дорожного движения. Иногда речь идет о мошенничестве или банкротстве. Но процедура проходит так же тихо и спокойно”, – делится опытом бывший высокопоставленный член Бундестага Манфред Рихтер.
Вместе со своим коллегой из экспертного сообщества Мириам Космель, он делает вывод в отношении сегодняшней украинской ситуации: “отмена иммунитета – не волшебство для искоренения безнаказанности, которую некоторые законодатели могут искать и находить в рамках своего парламентского мандата. Сама по себе ликвидация парламентского иммунитета не может разорвать критическую связь между олигархическими группами и депутатами в парламенте. Это не может восполнить существующие недостатки в системе правосудия, и, конечно, это не искоренит коррупцию. Тот факт, что такое решение (проблемы вовлеченности депутатов Рады в политическую или экономическую коррупцию – KV) как полная отмена депутатской неприкосновенности сейчас ищут в Украине, указывает на поиск легких путей или указывает на непонимание этого механизма парламентской защиты”.
Вместо этого, советуют европейцы, было бы целесообразно “разумно использовать нормы неприкосновенности, не ставя под угрозу функции парламента и независимость законодателей в долгосрочной перспективе”. А для этого, в частности, привлечь к работе Рады опытных экспертов и коллег из парламентов Европейского Союза для помощи и консультаций.
“В зарождающейся демократии, такой как Украина, со слабым верховенством закона и коррумпированной судебной системой, отмена парламентского иммунитета в целом ослабит Раду по отношению к и без того сильному президенту”, – убеждены авторы опубликованного в “Евроатлантическом совете” “Кейса” об отмене депутатской неприкосновенности в нашей стране.
Если же “ответственные лица будут разумно применять нормы неприкосновенности, – считают Рихтер и Космель, – это может помочь защитить разделение властей и снизить риск судебного преследования законодателей по политически мотивированным обвинениям в случае, когда они выступают с критикой. Таков для Украины верный путь”.
Читайте: “Недоторкані” чи “безкарні”?
Статус народного депутата Украины определяется Конституцией и законами Украины. В Каталоге юридических позиций Конституционного Суда (КС) Украины сказано, что “депутатская неприкосновенность … имеет целевое назначение – обеспечение беспрепятственного и эффективного осуществления народным депутатом Украины своих функций. Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер. Согласно положениям части второй статьи 80 Конституции Украины народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету. Это означает, что народный депутат Украины и после прекращения депутатских полномочий не может быть привлечен к юридической ответственности за указанные действия. Депутатская неприкосновенность предусматривает также особый порядок привлечения к уголовной ответственности, задержания или ареста народных депутатов Украины”.
По данным СМИ, за годы независимости Украины депутатская неприкосновенность была снята с 19 нардепов.
В Раде зарегистрирован законопроект авторства экс-президента Петра Порошенко №7203, предусматривающий снятие неприкосновенности с депутатов парламента с 2020 года. Законопроект получил одобрение КС, президентом Владимиром Зеленским был определен как неотложный, но в ВР VIII созыва для голосования за него не нашлось достаточного количества голосов.
Читайте: Мажоритарщики от “Слуги народа” выступили против слежки “Большого брата” в Раде
(*) Манфред Рихтер был руководителем парламентской группы “Свободной демократической партии” в Бундестаге с 1990 по 1994 год. В настоящее время он является членом совета Фонда свободы Фридриха Науманна и часто консультирует парламенты и политические партии по всему миру.
(**) Мириам Космель является старшим экспертом в “Bertelsmann Stiftung” – частном фонде, основанном в 1977 году, который позиционируется как независимый, внепартийный и некоммерческий аналитический центр. Она руководила украинским офисом Фонда Фридриха Науманна с 2012 по 2017 год.
Читайте: Официальная пресса назвала имена народных депутатов, избранных в Раду IX созыва
Напомним, 21 июля в Украине прошли внеочередные выборы ВР IX созыва, которые Владимир Зеленский анонсировал во время принесения присяги в ВР 20 мая с.г.
23 мая президентский указ о досрочном прекращении полномочия ВР VIII созыва и назначении внеочередных выборов на 21 июля 2019 года был опубликован в правительственной газете “Урядовый курьер” и вступил в силу.
Этот указ группа нардепов (фракция “Народного фронта”) 21 мая оспорила в Конституционном суде Украины (КСУ). 20 июня КСУ признал законность указа президента Владимира Зеленского о роспуске Рады и назначении внеочередных выборов, процесс которых стартовал 24 мая.
Украинцы выбирали из 22 партий, хотя лидер “Движения новых сил” Михеил Саакашвили, партии которого не было в бюллетене, в последнюю минуту заявил, что его партия не будет принимать участия в выборах. Также избиратели голосовали за 199 нардепов на одномандатных округах.
Результаты выборов в ВР ЦИК должна была установить до 5 августа. По многомандатному округу ЦИК выдала результаты 3 августа:
-
“Слуга народа”- 124 мандата (43,16%);
-
“Оппозиционная платформа – За жизнь” – 37 мандатов (3,05%) ;
-
ВО “Батькивщина” – 24 мандата (8,18%);
-
“Европейская солидарность” – 23 мандата (8,10%);
-
“Голос” – 17 мандатов (5,82%).
Результаты в одномандатных (“мажоритарных”) округах в связи с перерасчетом голосов ЦИК установить пока не смогла.
Читайте: Верховная Рада IX созыва значительно обновилась и помолодела
Фото: “Радио Свобода”