В Театре на Подоле 17 октября состоялся показ международного украинско-голландского проекта La Voix Humaine Facetime или “Человеческий голос”. Показ монооперы прошел в рамках Года французского языка в Украине, к 120-летию со дня рождения Франсиса Пуленка и 130-летию Жана Кокто. Подробнее читайте в рецензии от KV.
Спектакль “Человеческий голос” – это моноопера о парижанке средних лет, которая разговаривает по телефону со своим, уже бывшим, любовником. С ним она провела вместе 5 лет, но уже на следующий день после разрыва он женится на другой женщине, что приводит главную героиню в отчаяние.
Телефонная трагедия Жана Кокто в 1930 году кажется устаревшей в эпоху Интернета, но Голландский режиссер-постановщик Крис Колмис решил осовременить спектакль, показав разговор через Facetime. Зритель с помощью интерактивного экрана, переживает все эмоции вместе с актрисой. Разве что, публика не только не знает, что мужчина говорит, но, поскольку мы не можем его видеть и слышать, нет уверенности, что он есть вообще.
Рояль, зеркало, разбросанные по полу письма с фотографиями, а в центре она. Вначале женщина всячески пытается получить хороший сигнал, но звонок прерывается несколько раз. Повторяющаяся потеря сигнала будто метафора о “потере связи” с нашими партнерами. Даже когда мы технически с ними, ощущается расстояние в тысячи километров.
На другом конце телефона возлюбленный, который после пяти лет жизни вместе покинул женщину. Даже после разрыва, зритель понимает, что для героини он остается тем самым единственным. Она полностью и безоговорочно открывается своему бывшему любовнику, решает быть уязвимой и хрупкой, хочет обнажить свое сердце тому человеку, который разорвал его на части. При всех своих страданиях, женщина не может положить конец разговору, который оказывается столь же необходимым, как воздух, которым она дышит. Привязанная к своему любовнику, героиня отчаянно цепляется за все, что осталось от этих “токсичных” отношений, а именно за виртуальный безличный телефонный звонок. Остается банальный вопрос, как двигаться вперед, когда самый любимый человек также самый жестокий.
Шокирующее откровение, которое передала Екатерина Левенталь, выдвигает на первый план этику, связанную с раскрытием личных уязвимостей. Актриса всеми эмоциями, действиями, а главное голосом показывает отчаяние и беззащитность героини. Музыкальное сопровождение в исполнении Марии Прилипко их только усиливает.
С одной стороны, у женщины частный звонок, а с другой – крик на весь мир. Этот разговор по телефону никто не должен слышать, возможно, даже человек на другом конце линии. Но все же, зритель проникает в жизнь этой дамы, чтобы чувствовать каждый вздох, каждую эмоцию и каждый взгляд. Мы являемся свидетелями последнего телефонного звонка с ее любовником.
Фото: Ira Marconi, Театр на Подоле