В воскресенье, после праздничной Божественной литургии праздника Пасхи, священнослужители вне стен храма, обычно на церковном дворе, совершают освящение Пасхальной корзины. Это – любимый обряд украинцев, теснейшим образом ассоциирущийся с Пасхальными праздниками.
Как нужно воспринимать такое освящение? Прежде всего следует понимать, что любое освящение, в т.ч. и то, что совершается в день праздника Пасхи, не действует на человека автоматически. Для того, чтобы Божья благодать действовала в нашей жизни, нам нужно выполнять заповеди Господни. Без этого – любой церковный обряд превращается в магизм и колдовство. К каждому священнодействию нужно подходить с максимальным вниманием и благоговением – духовным уважением. То, что люди очень часто относятся к таким обрядам ошибочно, можно понять из того, как они воспринимают Пасхальное богослужение и, что именно они приносят освящать.
Центром Пасхальной службы для нас должна стать Евхаристия, которая приносится Христом для всех людей ради их освящения и спасения. Причащаясь Тела и Крови Христовой мы становимся причастниками смерти и воскресения Спасителя. Вот, что на самом деле является главным в тот день. А освящение пасок и куличей – это уже вопрос второстепенный. Недопустимо, минуя праздничное богослужение, приходить в храм только для того, чтобы священник окропил нашу корзину.
Особое внимание следует обратить на то, что именно мы приносим освящать. В “Требнике” помещены три молитвы, которые читает священник во время окропления освященной водой. Из них мы узнаем, что можно приносить в этот день в храм. Все остальное молитвой не освящается.
Во-первых, читается молитва на освящение куличей, выпеченных из муки (“Хлеба”).
Во-вторых, священник произносит молитву на благословение пасхального агнца и другой мясной пищи. В этом случае следует заметить, что канонами церкви категорически запрещается вносить мясные блюда в святой храм, а потому, тот, кто решается это делать – совершает грех. Благословение мясной пищи является свидетельством того, что с того дня Церковь позволяет верующим употреблять мясные блюда, от которых они воздерживались в течение поста.
И в заключение, иерей читает молитву на благословение молочной и другой пищи – сыра и яиц, в т.ч. творожной пасхи и “крашенок”. Этот обряд установлен в первую очередь для монахов, которые мяса не едят вовсе.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook
Как видим, все остальные блюда – приносятся верующими к освящению самовольно, и во время чина освящения их не освящают, а только благословляют кроплением святой водой.
Практика, когда люди приносят в храм для освящения нож, соль, водку, вино, или любые другие посторонние вещи, не имеет под собой никакой церковной почвы. Чаще всего это свидетельство человеческого невежества или отголоски языческих верований, которые не только не приносят пользы, но и наоборот – вредны сами по себе.
Праздник Воскресения Господня – это прекрасная возможность людям приобщиться к великой радости вечной жизни с Богом. Итак, постараемся вести себя так, чтобы каждый пережитый нами праздник поднимал нас на новый уровень духовного совершенства. А для этого, прежде всего, учимся различать правду от ошибок, первоочередные вещи от второстепенных, а полезные от вредных.
Источник: bogoslov.org