Добровольно-принудительный переезд в Германию

Добровольно-принудительный переезд в Германию

В этом году исполняется 80 лет со дня массового исхода галицких немцев с земель Украины. Мы знакомы с понятием “российские немцы”, но определение “галицкие немцы”, как и само существование этнических поселений немцев на территории Украины, оставалось очень долгое время под запретом. Поднять тему переселения народов взялась Елена Серпень (на фото) – львовянка в прошлом, украинская журналистка и радиоведущая в 90-х, которая сегодня живет и работает в Германии. Ее книга “Розповідають галицькі німці” (видавництво Львівської політехніки, 2019) построена на материалах полученных из личных архивов переселенцев “поневоле” и их потомков, подкрепленные официальными справками и исследованиями, проведенными немецкими обществами.

Поскольку тема вынужденной миграции народов стоит в современном мире очень остро, а для украинского обывателя временами даже болезненно, мы решили поговорить с Еленой и познакомить наших читателей с “галицкими немцами” и их историей, выяснить, как они оказались в Украине, и почему ничего или совсем мало знают о них в нашей стране.

KV: Елена, я знаю, что Вам самой пришлось много переезжать, пока Вы осели в Германии: расскажите, пожалуйста, с чем были связаны эти переезды и почему в итоге выбор пал на Германию?

Елена Серпень: В Германии я живу уже много лет, здесь у меня есть семья, друзья, работа. Я быстро ассимилировалась, хотя приехала уже во взрослом возрасте. Я действительно много переезжала: со Львова в Донецк, из Донецка опять во Львов, потом в Англию и, наконец, в Германию я приехала 15 лет назад. Вначале жила в Штутгарте, потом в Хессене, а 13 лет назад, поселилась на родине моего женихав небольшом швабском городке Ельванген. В годы становления я много училась, работала, получила несколько образований и профессий

KV: Несмотря на то, что пришлось много раз сменить место жительства, Вы не оборвали связь с родным краем и даже взялись за такой труд, как исследование этнических групп Галиции.

Елена Серпень: С Украиной я никогда не рвала связь, часто приезжаю во Львов, хотя у меня там не осталось близких родственников. Я родилась и выросла во Львове – и там мне привили любовь, уважение и интерес к традициям и истории своего края. Этот город всегда был очень многонациональным, его традиции уникальны. Здесь жили представители разных народовукраинцы, поляки, евреи, армяне, немцы, греки.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Львов  всегда был и остаётся европейским культурным и торговым центром в разные исторические эпохи. Поэтому, когда у меня появилась возможность исследования новых фактов о родном городе и крае, то меня это очень заинтересовало и работа над проектом увлекла. Опыт и образование журналиста позволили мне с уверенностью приняться за такой проект как написание книги о галицких немцах.

KV: Как вы вышли на эту тему? Ведь до недавнего времени в Украине о существовании галицких немцев и принудительном переселении активно замалчивали.

Елена Серпень: Во время одной из поездок на Родину близкая подруга пригласила меня в туристический тур. Там нам рассказывали о немецком Львове и возили на старые немецкие кладбища во Львовской области. С тех пор я увлеклась этой темой и у себя в Германии нашла возможным исследовать историю немцев, которые массово уехали из Галичины в 1939-1940 годах. Я рассказала знакомому журналисту местной газеты о своей поездке по немецким кладбищам, и показала несколько фотографий. Его история заинтересовала и был сделан материал для “SchwäbischePost”.

KV: То есть небольшой материал в местной газете “SchwäbischePost” дал толчок для более масштабной работы в этом направлении? Стали откликаться читатели?

Елена Серпень: Действительно, книга возникла случайно. На репортаж стали откликаться местные жители и рассказали про своих предков, которые уехали из Галиции в годы Второй Мировой войны. Меня познакомили с Товариществом Галицких Немцев, которое основано в 1948 году и объединяет уехавших тогда немцев-галичан и их потомков. Я очень заинтересовалась материалами, которые бескорыстно получала от членов Товарищества – журналы, фотоальбомы, документы, статьи, воспоминания.

Добровольно-принудительный переезд в Германию

Обложка книги “Розповідають галицькі німці”

Материалы все были на немецком языке и никогда не издавались в Украине, поэтому у наших соотечественников никогда не было возможности познакомиться с этими уникальными архивными документами. А мне очень хотелось поделиться своими находками с друзьями и единомышленниками.

KV: Так родилась идея написать книгу?

Елена Серпень: Идея книги родилась не сразу. Я выступала с рефератом на тему галицких немцев в Берлине, говорила в своём докладе о том, что в современной Украине, к сожалению, тема немецких поселений не до конца известна и не раскрыта для широкого круга читателей. Тогда научные сотрудники посоветовали мне собрать материалы воедино и выдать их отдельным изданием – познакомить украинского читателя с этой важной и актуальной темой. Я последовала совету специалистов – собрала материалы, которые на мой взгляд были наиболее интересными, прокомментировала своими наблюдениями и получилась книга, рассказывающая о жизни немцев-галичан.

KV: Я так понимаю, что основные “находки” были на немецком языке?

Елена Серпень: Совершенно верно! Оказалось, что украиноязычных материалов об истории галицких немцев почти не существует и тогда я решила собрать все доступные мне данные на немецком языке и издать книгу – уже на украинском, суммирующую мои исследования, воспоминания бывших галичан.

Добровольно-принудительный переезд в Германию

Гимназисты немецкой приватной школы во Львове

Да, я же журналист по образованию и тема меня просто увлекла. Встречаясь с разными людьми, бывшими соотечественниками и их потомками, я видела у них живой интерес и любовь к Украине, которая была домом для нескольких поколений немцев. Я стала всё больше погружаться в тему, нашла уникальнейшие архивные материалы в журнале “BlickpunktGalizien” (“Фокус на Галичине”) и исторические документы.

KV: Елена, в вашей книге отдельные главы посвящены появлению немцев на территории нынешней Западной Украины, их обычаями и традициям. Какие регионы они заняли и, как думаете, с чем был связан их выбор?

Елена Серпень: Термин “галицкие немцы” “Galiziendeutsche” родился во времена австрийской монархии, когда Галиция входила в состав Австрийской империи и по инициативе монаршей семьи стала заселяться немцами.

Император Иосиф II, сын императрицы Терезии, которая получила Галицию во владения в 1772 году, положил начало сельской эмиграции немцев. Он считал, что именно развитие сельского хозяйства позволит Галиции сделать экономический рывок и приблизиться к экономическому уровню остальных европейских стран. И с этой целью он профинансировал программу переселения немцев из неблагополучных районов Пфальца, и Вюртемберга – разрушенных войнами и неурожаями в более спокойную на тот исторический момент Галицию.

Добровольно-принудительный переезд в Германию

Австрийский император Иосиф II

Переселенцам помогали добираться до места назначения, они плыли по Дунаю от Ульма до Вены и оттуда пешком шли в галицкие земли. По прибытии они получали надел земли и минимум инструментариев для работы на земле. Так возникли возле Львова поселения Rosenberg, Reichenbach, Lindenfeld, Dornfeld, Falkenstein, Einsiedel и другие. Немецкие названия поселений известны сегодня только переселенцам и их потомкам, и немногим специалистам в Украине.

Это был последний, но не первый в истории случай, когда немцы активно селились в Восточной Европе. В средние века немцы также активно осваивали эти земли. Немецкие общины оставили свой незабываемый след в истории Украины.

Добровольно-принудительный переезд в Германию

Гравюра семейной пары галицких немцев

Многие города в Украине получили в средние века прогресивную форму правления – магдебурское (немецкое право) и не без участия немецких общин.  Немцы воспринимались как полезные и трудолюбивые соседи. Это уже после второй мировой войны немцы стали ассоциироваться с фашизмом и реакционизом.

KV: Коренное население приняло их радушно или ксенофобия мешала переселенцам адаптироваться на новом месте?

Елена Серпень: Украинцы, которые жили рядом, тянулись за своими немецкими соседями. Немцы не были колонистами в классическом понимании. Они сами обрабатывали землю и создавали предметы для жизни и быта. Конечно, земля, которую они получали для ведения сельского хозяйства, освобождение от военной службы и от крепостничества вызывали зависть и были огромным преимуществом перед многими местными жителями. Но впоследствии государственная программа была закрыта. Однако, немцы продолжали переселяться.

Добровольно-принудительный переезд в Германию

Пфальцы переселяются в Галицию

Дело в том, что местные помещики и крупные землевладельцы, увидев успех, которого добиваются немецкие общины, стали приглашать немцев, но уже на других условиях – за землю, полученную в пользование, приходилось выплачивать денежные кредиты. Жизнь переселенцев не была безоблачной и лёгкой. Только через несколько поколений дела шли в гору и жизнь окончательно налаживалась. Но спокойная жизнь зарабатывалась нелёгким трудом. На то, чтобы распахать поле в горных условиях и сделать его урожайным, завести хозяйство, построить просторный дом для всей семьи требовался не один год тяжёлой и упорной работы.

Иногда местное население враждебно относилось к немецким соседям, даже бывали случаи, когда украинцы подпаливали дома переселенцев, но чаще отношения были ровными, соседскими, и всё чаще такие соседские отношения заканчивались смешанными браками.

KV: Получается, что к моменту насильственного выселения немцев из Украины, они уже ассимилировались в землях Галичины.

Елена Серпень: Конечно, те кто приехал в конце 18 столетья давно пустили корни на галицкой земле и были местными жителями-галичанами. Не забываем, что в некоторых городах Галиции этнический состав населения был очень неоднородным – украино-польско-еврейским. Этнические группы жили часто компактно – сёлами или районами в городах и местечках. Немцы составляли от 0,3 до 2% населения. Они развивали торговлю, науку и искусство, были отличными ремесленниками. Немецкие традиции ведения сельского хозяйства позволили повысить урожаи и выращивать новые культуры на плохо пригодных для этого глинистых и суглинистых грунтах Карпат и Прикарпатья.  Из Западной Европы они привезли с собой новые технологии, строили в Галиции мельницы, отливали чугунные колокола для храмов, создавали семейные династии ремесленников и фермеров.

Добровольно-принудительный переезд в Германию

Языковая карта Европы начала ХХ ст., розовым цветом обозначены регионы, где разговаривали понемецки

В 20 веке немецкие общины Галиции и Волыни создают финансовые кооперативы по образцу Райфазеновских касс и тем самым развивают банковское и финансовое дело, дают кредиты на развитие частного бизнеса, занимаются благотворительными проектами для детей и пожилых людей.

Добровольно-принудительный переезд в Германию

Карта немецких поселений в восточной Европе до начала Первой мировой войны

Немцы были небольшой, но важной этнической группой – носителями немецкой культуры в австрийской тогда Галиции. Во Львовском Университете и в соседнем Черновицком Университетах на Буковине велось преподавание на немецком языке. Также преподавали частично на украинском и польском языках, представители интеллигенции владели несколькими языками, и они были в фарватере передовых науки, искусства и социальных изменений. Галиция стала родиной прогрессивного украинского писателя Ивана Франко, который хорошо знал и любил немецкую литературу и культуру. Как литературовед и украинский писатель он был хорошо известен не только в Европе, но и в России, где вообще тогда не признавали существования украинской культуры, а украинский язык запрещали для изучения в школах.

KV: В чем же была причина их изгнания с территории Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской областей?

Елена Серпень: В 1939 году по рассказам самих переселенцев, когда немцы покидали свои дома, они прощались со своими украинскими соседями словами “бувайте здорові”. После нескольких поколений, пустивших корни на Галицкой земле, этнические немцы стали важным составляющим элементом галицкой субкультуры, они уезжали в немецкий Рейх – в Польшу, и на то было много причин.

По мнению немецких историков, Галиция достигла своего экономического расцвета в середине 19 ст., а к концу века экономика региона пошла на спад и в это время из Галиции потянулись эмигранты в Америку и Канаду. После развала Австрийской империи в составе Польского государства экономика региона, подорванная событиями первой мировой войны, продолжала убывать, происходило ополячивание немцев, которые привыкли жить национальными общинами и сохранять национальную идентичность. В церквях, школах и в бизнесе немецкий язык выходил из употребления, их повсеместно принуждали говорить и вести документацию по-польски. Ну а что ждало в СССР этнических немцев – землевладельцев, представителей среднего класса, интеллигенции и образованной элиты нетрудно было представить.

Наверное, самая главная причина заключалась в том, что люди боялись сталинских репрессий, которые неизбежно последовали после прихода сюда Советской Армии. После оккупации Галичины Советским Союзом прокатилась волна репрессий.

Добровольно-принудительный переезд в Германию

Обозы переселенцев из Галиции, 1939 год

Людей по доносам отправляли в Сибирь, где они часто умирали на тяжёлых работах или просто расстреливали за несоответствие советским порядкам. Земельных раскулачивали, интеллигенцию сажали в тюрьмы и ссылали в трудовые лагеря. Чтобы Галиция стала советской территорией с послушным режиму населением понадобились годы народных репрессий и унижений.

KV: Пакт Молотова-Риббентропа тоже как-то повлиял на выселении галицких немцев?

Елена Серпень: Да, в 1939 году СССР и нацистская Германия подписывают пакт Молотова-Риббентропа, в котором договариваются о разделе Польше. Делили вожди не только территорию, но и население. Приложением к этому историческому документу стал договор о переселении народов – немцев с территории Польши, которая отошла Советскому Союзу и украинцев, и белорусов с территории Польши, которая отошла Германии. Этот документ я нашла в одном из архивов в Киеве и опубликовала впервые в моей книге. По результатам этого договора была организована совместная военная операция, в которой принимали участие советские и немецкие военные офицеры: они организовывали массовое переселение народов, с одной и с другой стороны.

KV: Как думаете, почему было принято такое решение?

Елена Серпень: Как всегда, “благие намерения” эвакуации народов с территорий, охваченных впоследствии войной или желание усилить свой Рейх новоприбывшими послушными солдатами, или желание сделать население более однородным, чтобы с ещё большей лёгкостью насаждать свои новые порядки. Почему происходили массовые депортации народов во время правления Сталина или преступления Гитлера, объявлявшего целые народы врагами? Такая политика отражала представления Сталина и Гитлера о том, как нужно вести политику своих государств.

Об этом можно много рассуждать и не прийти к единому мнению. По историческим справкам с декабря 1939 по апрель 1940 года на добровольно-принудительной основе галицкие немцы покинули свою родину и отправились в Польшу на место переселения. Историки называют цифру от 55 до 60 тыс. уехавших немцев.

KV: Кому-то удавалось избежать “эвакуации”, как складывалась их судьба?

Елена Серпень: Те, кто не уехали, по той или иной причине, – скрывали своё происхождение, социальное и этническое. Люди меняли фамилии с немецких на украинские, которые больше устраивали советских идеологов. Про то, что Галиция была многонациональной землёй, приказали забыть и со временем люди забыли или сделали вид что забыли, что иногда одно и то же.

KV: Выселение было принудительно-добровольным, я так понимаю. Но “немцам”обещали “лучшую жизнь” их надо же было чем-то привлечь?

Елена Серпень: Немецкое правительство обещало новоприбывшим в немецкий Рейх райские кущи – пустые дома уехавших польских фермеров и гражданство Рейха.

KV: Правительство обещание сдержало?

Елена Серпень: Новоприбывших расселили кого в лагеря, кого в дома, но с поляками тоже отношения не налаживались. Для получения гражданства требовались доказательства арийского происхождения – и в смешанных браках такие доказательства не всегда находились. Мужчин скоро забрали в Вермахт и отправили на восточный фронт. На фронте многие погибли, многие попали в плен и были отправлены в Сибирь на долгосрочную отсидку. В 1945 году, когда Советская Армия наступала, женщин и детей немецких переселенцев, тех кто не сбежал дальше в Германию забирали в плен и отправляли в Сибирь на поселения в трудовые лагеря. Работа на лесоповалах была очень тяжёлой. Женщины подрывали здоровье и умирали молодыми. Те, кто выжил уезжали часто в Германию, но были и те, кто возвращались обратно на родину в западную Украину.

Такой была судьба этого народа. Такой была история галицких немцев. В Германии отношение к ним тоже было не самое тёплое. У себя на родине в Галиции они были немцами, а в Германии на них поначалу смотрели как на приезжих голодранцев без рода и без племени.

KV: А тем, кто остался-прижился в Германии, никогда не хотелось вернуться в Украину – посмотреть, чем живет сейчас их край, край их предков?

Елена Серпень: Желание однажды вернуться к себе на Родину или хотя бы иметь возможность там бывать сохранилось у многих потомков галицких немцев. Поэтому, когда СССР прекратил существование, на западную Украину стали приезжать те, кто здесь родился и их дети-внуки. Но как обычно, реальность и ожидание не всегда совпадают – так и получилось в этом случае.

В свои дома они смогли зайти только с разрешения тех, кто там давно живёт и считает себя полноправными владельцами.

Старые заброшенные кладбища предков в таком состоянии, что не всегда возможно прочитать надписи или найти надгробья памятников и плит. А молодые украинцы видят в приезжих богатых иностранных спонсоров для своих проектов, а не уехавших когда-то односельчан.

Добровольно-принудительный переезд в Германию

Заброшенное немецкое кладбище, село Одинокое, Львовская область

И главное – языковой барьер. Дети уехавших не знают ни слова по-украински, а украинцы редко понимают немецкий язык. Поэтому со временем галицкие немцы приезжают в Украину всё меньше и реже.

“Старое поколение ещё хранит память и традиции, а молодые немцы уже не интересуются этой темой” – так сказал мне на прощанье один из старожилов общества Галицких немцев, уроженец села Dornfeld (Тернополье) Львовской области.

KV: На сегодня тема иммиграции волнует многих жителей Украины и не только их: события в Восточной Украине, в Сирии и других странах, связанные с этими войнами волны беженцев довольно часто вызывают у людей страх перед новопришедшими. В своей книге Вы проделали колоссальную работу и заглянули в историю иммиграции и “бегства”, общались с этими людьми и их потомками – есть повод бояться “движения народов”?

Елена Серпень: В моей книге освещается тема эмиграции, переселения народов, причины и последствия таких процессов в истории человечества. Хотим мы этого или нет, в разные периоды истории люди всегда будут переезжать из одной страны в другую вследствие разных причин – экономических неурядиц, политических разногласий, религиозных преследований, войн, природных катаклизмов.

В СССР, когда тема эмиграции была под запретом, многие из нас выросли с мыслью, что переселение в другую страну – это что-то позорное, о чём даже не говорят вслух. На Западе написано много книг, издано научных работ и проведено исследований на тему переселения и эмиграции людей и целых народов, а в мировой литературе есть много примеров и историй про эмигрантов и вынужденных переселенцев, и самая известная из них –библейская история про семью Иисуса Христа, гонимую преследованиями и нуждой. Безусловно, прожить всю жизнь на своей земле и гордиться этим – это большая удача в жизни. Но и большая удача –найти вторую родину и стать счастливым несмотря на все трудности.

КиевVласть

Автор:
Беседовала Наталья Сваткова, главный редактор арт-портала гУрУ, Берлин
Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
09:00 Нещодавно столична міськрада ухвалила програму управління об’єктами комунальної власності, розраховану на період 2025-2027 років. Усього на її реалізацію планується витратити 251,3 млн гривень,…
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
09:00 В листопаді бюджетні замовники селища Баришівка на Броварщині уклали договорів на кругленьку суму – понад 26 млн гривень. Найбільше грошей спрямували на облаштування…
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
09:00 Столична влада ухвалила бюджет Києва на 2025 рік та внесла зміни до Програми економічного та соціального розвитку (ПЕСР) в частині видатків на наступний…
Banner
QlU7mDx4