Игорь Федирко: “Нам нужно донести историю, не пользуясь брутальностью и провокацией”

Игорь Федирко: “Нам нужно донести историю, не пользуясь брутальностью и провокацией”

Спектакль “Кайдашева Семья” Киевского академического театра кукол в постановке молодого режиссера Игоря Федирко может быть признан лучшим спектаклем года. Получит ли он премию “Киевская пектораль” станет известно уже 27 марта в Международный день театра. А пока, в предвкушении этого события, читателям КиевVласть режиссер и актер Игорь Федирко рассказывает об особенностях и фишках спектаклей для взрослых Киевского театра кукол.

KV: Сегодня театр кукол для взрослых воспринимается многими как диковинка. Почему?

Игорь Федирко: Думаю, причина в отношении зрителя к театру кукол. Его воспринимают как развлечение для детей, но не как театр для взрослых. Это многих отталкивает. Есть банальное непонимание и неготовность открывать для себя новое.

На мой взгляд, в искусстве театра кукол  – сейчас новый этап в развитии спектаклей для взрослых. Наш театр активно работает над этим направлением. А зритель только начинает открывать для себя то, что драматический спектакль может быть воплощен не только людьми на сцене, но и при помощи визуальных образов и театральных кукол.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

И уже имеются первые успехи. Сейчас из спектаклей для взрослых с полными залами у нас проходит “Кайдашева семья”. На другие ходят меньше. Например, на спектакль “Оскар”, который не игрался около полугода, приходит достаточно много людей, но полного зала собрать не получается. Хотя, думаю, это пока.

KV: Что, на Ваш взгляд, нужно зрителю, чтобы его заинтересовать?

Игорь Федирко: Зрителю нужна история с наполненным эмоциональностью и визуальным зрительным рядом приемов, эффектов и фишек. И от того, насколько удачно получиться втянуть в атмосферу спектакля, будет зависеть придет ли он в театр еще раз.

Также важно, чтобы спектакль и ожидания зрителя совпали. Например, недавно на сцене нашего театра можно было увидеть спектакль “За двома зайцями”. Он больше ориентирован на людей, которым близок классический сюжет пьесы Михаила Старицкого. Спектакль “Оскар” ориентирован на зрителя, которому в истории нужна сильная эмоция. А вот “Любовь Дона Перлимплина” для зрителя, которому важна эстетика. Трагикомедия “Как погиб Гуска” очень хороший глубокий спектакль, но к сожалению, сегодня не так много людей знают о творчестве представителей Расстрелянного Возрождения, ярким представителем которых является Николай Кулиш.

Если ожидания зрителя и представление на сцене не соответствуют, то, весьма вероятно, что зритель уйдет после спектакля разочарованным, пустым.

KV: По каким критериям отбирается материал для спектаклей?

Игорь Федирко: Нет жестких критериев. Я делаю спектакли, когда меня что-то увлекло в материале. Например, “Кайдашеву семью” ставил, потому что мне интересна тема семьи, которая раскрыта в произведении Ивана Нечуй-Левицкого. А еще мне приятно было воплотить на сцене достаточно сложный материал моего талантливого земляка и классика украинской литературы. Также важно, что это не только популярный материал, на который пойдет зритель, но и материал, который раскрывает украинскую ментальность.

Я делал акцент на эгоизм и на то, как он разрушает семью, делает близких людей врагами.

KV: Почему предпочтение отдается больше классическим произведениям, а не материалам современных авторов?

Игорь Федирко: Я бы поработал с материалом Паши Арье. Из всех современных украинских драматургов, на мой взгляд, его работы наиболее оригинальны, актуальны и имеют хорошее композиционное построение. Но в нашем театре на него вряд ли пойдет зритель. Еще одна постановка “Сталкеров” или “Бабы Приси” (спектакли по пьесам Павла Арье – KV) в Киеве не привлечет зрителя. Одно дело ставить классику и совершенно другое – повторять современников.

Сейчас мы работаем над спектаклем “Ромео и Джульетта”. Его ставим по одноименной трагедии Уильяма Шекспира в переводе Юрия Андруховича, который более современный и пока еще не реализовывался на сцене. Премьера ожидается уже этой осенью.

В планах также воплотить на сцене Киевского театра кукол “Собачье сердце”. Это произведение Михаила Булгакова на сцене драматического театра может выглядеть банально. А вот на сцене театра кукол мистика Булгакова может найти абсолютно новое прочтение. Такой премьерой хотелось бы открыть спектакли для взрослых 2020 года.

KV: Сегодня спектакли для взрослых в вашем театре ставятся как на большой, так и на камерной сцене. В чем разница?

Игорь Федирко: В восприятии и прочтении. Некоторые спектакли теряются на большой сцене. Например, спектакль “Любовь Дона Перлимплина” раньше ставили на большой сцене. Там он смотрится помпезнее, но появляется ощущение стены между актерами и зрителями. А на малой сцене этого нет, зритель практически вживается в историю, которую рассказывают актеры.

А вот спектакль “Оскар” мне лично комфортнее работать на большой сцене, потому что в нем несколько важных сцен, которые происходят на полу, а в малом зале сцена без возвышения. Поэтому эти сцены, на мой взгляд, сейчас теряются. Хотя на малой сцене присутствует интимность, которой не может быть на большой сцене.

Для актера работа на разных сценах однозначно рост и новый уровень. Для зрителя посещение спектакля на малой сцене дает возможность ближе и эмоциональнее почувствовать представление, а на большой – увидеть более помпезное действо.

KV: Сегодня в постановках Киевского театра кукол задействованы только молодые актеры?

Игорь Федирко: Нет, возрастного ценза нет. Хотя театр кукол, зачастую, дело молодых и энергичных, потому что большинство спектаклей танцевальные. В наших спектаклях задействованы актеры разного возраста. Самому старшему – 66 лет. Спектакль “Как погиб Гуска” работают актеры, среднего возраста. В “Кайдашевой семье” – большинство молодые. В спектакле “Ромео и Джульетта” будут задействованы актеры разных возрастов. Есть материал, под который кто-то подходит, а кто-то нет. Другого критерия быть не может.

KV: Какой возраст публики на спектаклях для взрослых?

Игорь Федирко: Каждый раз по-разному. По возрасту очень сложно классифицировать. Но вот то, что активнее всего на наши постановки приходят женщины, это факт.

KV: Какая публика комфортнее для актера?

Игорь Федирко: Для актера не важно, сколько лет зрителю или какой его пол, важно чтобы был полный зал. Это другая энергетика. Люди в полном зале ярче реагируют на то, что происходит на сцене. Если в зале имеются пустые места, то актерам сложнее. Иногда мне кажется, что своей энергетикой нам приходиться заполнять эти пустые места, чтобы был контакт со зрителем.

Когда в театр приходит организованная группа, то их нужно увлечь с первой минуты. В этом случае если ты не взял зрителя, то тебя образно говоря “съели”. А вот если удалось, то отдача от группы намного больше – они всегда сильнее реагируют и больше заряжают энергией.

Со сцены нам нужно донести зрителю историю, не пользуясь брутальностью и провокацией. Я как-то был на спектакле, когда зрителя не увлекли представлением, в зале было шумно. Вдруг три мата со сцены и зритель как будто бы вернулся в зал. Конечно, провокация допустима. Но проблема в том, что зритель не слышит спектакль и не воспринимает то, что происходит на сцене. Он реагирует, если так можно сказать, на холостые выстрелы, которые время от времени привлекают внимание. Это расстраивает. Поэтому мы не делаем ставку на провокации, наша фишка в том, чтобы увлечь зрителя визуальными образами, качественным музыкальным решением и актерской работой.

Читайте: Киевский театр кукол приглашает на спектакли для взрослых зрителей

Фото: KV

KиевVласть

Автор:
Беседовали Настя Недашковская и Саша Кабачок
Рекомендуємо до перегляду
Війна та релокація: як фермери знаходять прихисток на Київщині та відновлюють агробізнес
Війна та релокація: як фермери знаходять прихисток на Київщині та відновлюють агробізнес
12:00 Військові дії у багатьох регіонах країни змусили фермерів шукати більш безпечні місця для ведення бізнесу. Аграрні підприємства, що релокуються, стають прикладом адаптації в…
“Маневр на 3 млрд”: Київрада погодила збільшення статутного капіталу “Спецжитлофонду”
“Маневр на 3 млрд”: Київрада погодила збільшення статутного капіталу “Спецжитлофонду”
09:00 Столична міськрада вирішила поповнити статутний капітал КП “Спецжитлофонд” на 3 млрд гривень за рахунок бюджету Києва. Ці гроші мають піти на формування т.зв.…
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
09:00 Генпрокуратура через суд намагається повернути державі земельну ділянку площею 5,69 га на просп. Академіка Глушкова, 65 (територія НПП “Голосіївський”). У 2022 році право…
Banner
QlU7mDx4