Раду Поклитару – известный хореограф, заслуженный деятель искусств Украины и создатель театра “Киев-Модерн балет”. 21 октября украинские зрители смогли увидеть новую постановку балета “Маленький принц” по одноименной повести Антуана де Сент-Экзюпери. В перерывах между репетициями, редакции КиевVласть удалось пообщаться с балетмейстером и узнать, как любимая сказка детства превратилась в танец.
Выбор музыки, репетиции, работа над ошибками – примерно в таком ритме проходит подготовка к запуску нового танцевального проекта от “Киев-Модерн балет”. Его идейный вдохновитель и руководитель Раду Поклитару вносит финальные коррективы перед премьерой.
Мы связались с Раду по дороге из Харькова, где балетмейстер и его танцовщики поздравляли великую украинскую балерину Колыванову Светлану Ивановну с юбилеем. Однако работа продолжается даже в пути.
“Буквально за несколько минут до вашего звонка, я просматривал запись репетиции и делал пометки. За 18 минут первого акта вышло 68 замечаний”, – делится хореограф.
Раду смеется и утверждает, что это в порядке вещей и все возможно исправить. Балетмейстер также рассказывает о своих любимых моментах работы:
“У меня есть два любимых этапа работы. Первый – творческий, а второй я бы назвал более рутинным, но от него я получаю не меньшее удовольствие. Мне нравится тот период, когда есть только я и компьютер. В отдельной папке я записываю мысли по проекту, выбираю музыку и прописываю сюжет, независимо от человеческого фактора. Но это идеальный спектакль, который возникает в моей фантазии. В реальности, он все время меняется. В то же время, я очень люблю тот день, когда не нужно принимать участие в репетиции. Мне остается только работать над готовым материалом”.
Несмотря на плотный график и карантинные ограничения, “Киев-Модерн балет” работает в привычном режиме. Но Раду признается, что пандемия все же повлияла на подготовку к премьере.
“У нас очень компактный балет, всего 22 артиста. Соответственно, премьера напрямую зависит от здоровья каждого участника. Мы следим за тем, чтобы репетиции проходили максимально безопасно для нас всех”.
На репетициях балета всегда царит исключительная дисциплина. Поэтому, мы поинтересовались у Раду, можно ли назвать его строгим учителем.
“Я не учитель – я хореограф”, улыбается Поклитару. “Признаюсь, с годами я стал мягче, ведь я работаю в компании единомышленников. У нас царит максимальная творческая свобода – каждый может предложить свои идеи и вынести на обсуждение”.
Балет “Маленький принц” предлагает зрителям трансформацию литературного произведения в танец. Вместе с Раду пытаемся выяснить, как же происходит это превращение.
“Каждое слово невозможно перевести на язык хореографии, для этого нет единого рецепта. Танец ведь говорит со зрителем при помощи эмоций. Хореография в этом случае работает как универсальный язык, который рассказывает иногда больше, чем обычные слова”.
Одной из особенностей нового балета “Маленький принц” стало музыкальное сопровождение. В постановке звучит музыка юного Моцарта и украинские колыбельные.
“Музыка 8-летнего Моцарта всегда поражала меня. Слушая ее, невозможно сказать, что автор композиции – маленький ребенок. Изначально я хотел использовать эту музыку для балета о детстве – времени, которое неуловимо ускользает от нас. Но вдруг меня осенило! Маленький Моцарт – это и есть Маленький принц. Украинские колыбельные стали отличной контрастной музыкой, которая тоже отсылает к теме детства”.
Раду Поклитару также рассказал, чем удивит балет украинского зрителя.
“Мой Маленький принц – это сочетание авторской хореографии, света, проекций, звука и потрясающей музыки. Я намеренно не вносил кардинальные изменения в произведение, перенося его в плоскость танца. Ведь приблизиться к “Маленькому принцу” для меня и так тревожное счастье”.
Сам Раду отмечает, что со временем он стал чувствовать себя в равной степени зрителем и хореографом.
“На премьере я точно знаю, что уже ничего не могу сделать. На сцене спектакль принадлежит артистам. Мне же остается наблюдать со стороны”.
Под конец беседы, мы попросили Раду развеять существующие мифы о балете и танцорах.
KV: Все успешные танцоры начинают заниматься балетом в раннем детстве. Правда или миф?
Раду Поклитару: Нет никаких гарантий, что человек станет звездой балета, если начнет заниматься с ранних лет. И в то же время, есть случаи, когда успешные танцоры начинали заниматься в 16 лет. Как по мне, золотая середина – это 10 лет.
KV: Танцоры балета обязательно должны быть худыми.
Раду Поклитару: Танцоры академического балета обязательно должны быть подтянутыми, ведь это заложено в эстетике классического танца. Тем не менее, на строгой диете сидеть никто не принуждает, ведь балет и так энергозатратный. А худые танцоры от того, что все калории сжигаются за рабочий день.
KV: Танцоры балета выходят рано на пенсию.
Раду Поклитару: Танцор может уйти на пенсию после 20-летнего стажа, это правда. Получается, что в 40 лет человек может стать пенсионером. Поэтому артисты заранее думают о том, чем будут заниматься после танцевальной карьеры. Многие продолжают работу в качестве педагогов и хореографов, другие – осваивают новые профессии.
KV: Как насчет “битого стекла” в пуантах? Велика ли конкуренция в балетных труппах?
Раду Поклитару: Конкуренция есть в любом коллективе. В театре это усугубляется еще и эмоциональной нагрузкой. Но в нашем театре до битого стекла в пуантах не доходило (улыбается).
KV: Балет – это только классика в духе “Лебединого озера” или нечто большее?
Раду Поклитару: Сегодня современный танец становится частью культуры. Наш “Киев-Модерн балет” живое тому доказательство. Публике необходима эта форма искусства. Но это не значит, что академический балет неактуален. Так что балетная классика всегда будет в моде.
Премьера балета “Маленький принц”
Фото: Киев-Модерн балет