Глава комиссии Киевсовета по вопросам гуманитарной политики Алла Шлапак рассказала о том, как в Киеве происходит реформирование системы здравоохранения.
— Алла Васильевна, в прошлом году столичные власти объявили о начале реформ в медицинской отрасли. Сразу же начали активно открываться амбулатории, в которых киевлян якобы будут обслуживать лучше, чем в поликлиниках. Дает ли уже это какой-то позитивный эффект?
Алла Шлапак: Реформирование сферы медобслуживания и охраны здоровья процесс не простой и довольно длительный. Говорить о реальных позитивных сдвигах можно будет лишь через 3-5 лет. Определенные результативные шаги в этом направлении в столице сделаны. В частности, на сегодняшний день в Киеве уже открыты около 70-ти амбулаторий семейной медицины. В этом году планируется довести количество центров первичной медико-санитарной помощи до 100. Учитывая, что в Киеве проживает около 2,7 млн. чел., а одна амбулатория будет обслуживать приблизительно 2 тыс. жителей, такого количества должно быть достаточно. Главным критерием размещения врача семейной медицины остается близость к пациенту. Также будет устранен дисбаланс, при котором, например, в Печерском районе сегодня избыток медучреждений, а на Троещине – явная нехватка.
Реформирование медицинской отрасли в Киеве было начато с “пилотного” проекта, который уже год внедряется в Дарницком и Днепровском районах. Одним из его этапов является реорганизация поликлиник, которые становятся коммунальными предприятиями. Сейчас на базе этих медучреждений созданы 8 центров первичной медико-санитарной помощи (амбулатории, – ред.) и 4 консультационно-диагностических центра. Этот процесс планируется завершить к весне текущего года.
В результате такой реорганизации, медучреждения нового формата смогут обслуживать людей, имеющих страховые полисы. Существующее на сегодня правовое поле, обычным поликлиникам делать этого не позволяет. В связи с такой юридической коллизией, иногородние жители, а также иностранцы, многие из которых имеют медицинскую страховку, обслуживаются за счет киевлян. А это в сегодняшней тяжелой финансовой ситуации недопустимо.
— Значит, реформа в первую очередь направлена на поиск дополнительных источников финансирования отрасли?
Алла Шлапак: В первую очередь, эта реформа ставит перед собой цель повысить качество предоставления медицинских услуг. А для того, чтобы это обеспечить, конечно же, нужен надлежащий уровень финансирования.
Не много статистики. Только за 9 месяцев 2011 года в Киеве бесплатно пролечилось 34,5 тыс. иногородних граждан, на их обслуживание из столичного бюджета было потрачено порядка 50 млн. грн. К сожалению, заставить регионы вернуть эти средства в горбюджет Киева, при существующем нормативно-правовом поле, практически не возможно. К примеру, в этом году только столичной больнице скорой помощи будет не хватать 60 млн. гривен. Это связано с тем, что на 2012 год государство урезало финансирование отрасли столичного здравоохранения на 45%, в сравнении с ее реальными потребностями.
Сегодня Горздрав КГГА подготовил новый перечень медуслуг и новую методику их предоставления и сейчас ждет от Кабинета Министров решения об их утверждении. Через несколько месяцев Киев будет принимать Евро-2012. Приедут иностранцы, которые вполне способны заплатить за медобслуживание. Но правовая база, которая позволяла бы предоставление им платных медицинских услуг отсутствует. А когда мы не имеем законных оснований предоставить платную услугу человеку, который может заплатить за свое лечение, мы теряем возможность оказать бесплатную медицинскую помощь человеку, который заплатить за нее не может.
— Предполагалось также, что киевлян в дальнейшем будут обслуживать семейные частно-практикующие врачи. К тому же власть заявляла, что они будут материально заинтересованы в том, чтобы работать лучше. Такая система уже внедряется?
Алла Шлапак: На самом деле сегодня наши медики до конца не понимают, что собой представляет институт семейного врача. Им всем предоставлена возможность пройти курс повышения квалификации, получив дополнительную специализацию “врача общей практики/семейной медицины”. В настоящее время данное обучение осуществляется за счет бюджетных средств в Национальной медицинской академии последипломного образования им. П. Л. Шупика.
Со стороны КГГА имело место предложение к врачам муниципальных клиник стать частно-практикующими врачами. К сожалению сегодня, медик, который работает в муниципальной клинике, не имеет права заниматься частной практикой, поскольку принятый в апреле прошлого года Закон “О принципах предотвращения и противодействия коррупции” лишил его такой возможности. Да и у самих врачей особого энтузиазма такие предложения не вызывали. Это не удивительно. Мы хотим, чтобы врач помогал осуществлять государству его функции, но при этом само государство, ни льготами, ни поощрениями врача не поддерживает. Не секрет, что для оформления ЧП надо пройти “не один круг ада”.
На сегодняшний день нашлось только 5 частно-практикующих врачей, согласившихся предоставлять киевлянам медслуги в рамках бюджетного финансирования. Они как, и врачи на ставке, используют помещения амбулаторий на основе трехстороннего договора аренды. Но платят по этим договорам фактически только за коммунальные услуги. Существует обязательный перечень услуг, которые семейные врачи должны представлять по заказу муниципалитета, но также они имеют право дополнительно оказывать пациентам и платные услуги.
Индикаторы оценки качества работы семейного врача пока еще разрабатываются. Как только их внедрят, врач, на участке которого люди, к примеру, станут реже госпитализироваться, сможет больше зарабатывать за счет надбавок из бюджета.
— Но Вам, наверное, известно, что большинство столичных медиков вообще не верят в реформирование отрасли при ее недофинансировании? А руководство КГГА, объявляя план реформ, еще и обещало добиться экономии бюджетных средств…
Алла Шлапак: Недофинансирование — вечная проблема отечественной медицины.
В среднем на оказание первичной медпомощи, на одного пациента в Киеве тратится 140 грн., а реально выделяется – 0,50грн.(!!!) На одного человека, обратившегося в травмпункт, из казны может быть потрачено только 2 грн. Один койко-день пребывания в стационаре, предусматривает финансирование в объеме 7 грн., при реальной потребности, хотя бы на медикаменты, не меньше 110 грн. В реанимации, где потребность в сутки на одного пациента составляет порядка 1,5 тыс. грн. из бюджета выделяется 58 грн. Неужели, врач-реаниматолог должен смотреть, как умирает его больной? Да, он выставляет счет на медикаменты потому как разницу между 58 грн. и 1500 грн. кто-то должен заплатить. К тому же в этом году в городе Киеве дефицит по заработной плате медиков составляет 237 млн. гривен. И на сегодняшний день в бюджете хватает средств лишь на 15% надбавку к зарплате для медработников и 30% надбавку работникам службы и больницы скорой помощи.
За последние 20 лет эта отрасль доведена до такого плачевного состояния в материально техническом оснащении, что приходится говорить только лишь об увеличении расходов. А в прошлом году городу пришлось еще и дополнительно потратиться на открытие амбулаторий, ремонтные работы в них, на комплектацию их оборудованием. И завершить этот процесс еще предстоит. Поэтому никакой экономии пока не получается. В такой ситуации однозначно нужно искать дополнительные источники финансирования. Лишь тогда реформы дадут позитивный эффект.
— Но квалифицированные врачи Киеву нужны уже сегодня. Их катастрофически не хватает. На эту низкооплачиваемую работу, как известно, идти желающих не много…
Алла Шлапак: Ключевым в вопросе мотивации медработника от санитарки до врача является зарплата, жильё и охрана труда. С зарплатой все понятно, жилье для медиков, хотя и строится, но его явно не достаточно. Особое внимание хочется уделить и охране труда. Сегодня, к примеру, мы много говорим об эпидемии СПИДа, но мы практически совсем не говорим о том, что первыми на рубеже стоят медики. Они не имеют надлежащих условий для работы, вынуждены оперировать людей голыми руками, без дезинфицирующих средств. Финансирование данной статьи в госбюджете вообще сведено к минимуму.
Но, нужно отметить, что количество стационаров в связи с заявленными государством планами будет сокращаться. Соответственно будет сокращаться и их медперсонал. Для того чтобы эти люди не оказались на улице им и было предложено работать в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи. Также кадры для работы в этой сфере готовит сегодня Национальный медицинский университет им. Богомольца по программе муниципального заказа. Но ажиотажа, которого мы ожидали, к сожалению, нет. Профессия врача не очень популярна, и особенно среди киевлян. Чтоб решить эту проблему, по моему убеждению, следует разрабатывать и принимать в кратчайшие сроки Закон “О социальном статусе и защите медицинских работников”.
— Сможет ли местная власть самостоятельно решить проблемы медицинской отрасли?
Алла Шлапак: На самом деле предоставление медицинской помощи населению является зоной ответственности центральной власти. Задача муниципалитетов, с их управлениями здравоохранения, должна заключаться лишь в помощи государству осуществлять его функции на местах. А у нас же местной власти фактически предлагают выполнять эти задачи за свой счет. Также парламент оставил медиков столицы в этом году без надбавок, город “закрыл” этот вопрос своими силами. Однако, это хотя и успешное, но “точечное” и ситуативное решение проблемы. Стране необходима четкая стратегия реформ и изменений, которой у нас до сих пор нет. Мы не знаем, куда мы движемся: оставляем ли полностью бесплатную медицину, внедряем ли страховую или переходим к комбинированной системе здравоохранения, когда государство гарантирует бесплатные “социальные” пакеты медуслуг только льготным категория: детям, инвалидам и пенсионерам.
Подводя итог, скажу так: если мы хотим добиться успеха и вывести нашу медицину на качественно новый уровень, нам нужно слаженное сотрудничество органов местного самоуправления, включая депутатский корпус, и органов высшей государственной власти —парламента, правительства, и, безусловно, поддержка со стороны президента.
Беседовал Андрей Моря