С начала года сплошь и рядом звучит критика в адрес таможенников. Они, мол, блокируют ввоз в Украину “бэушных” легковушек, но, при этом буйным цветом цветет торговля справками и навязанными услугами, а порты забиты б/у машинами. Скажу откровенно, критика эта, действительно, имеет все основания.
Сегодня сложилась ситуация, когда, с одной стороны, сниженный акциз на импорт б/у авто подстегнул ввоз, а с другой, товарищи, дерущие деньги с граждан за простой и выдачу сертификатов, делают все, чтобы эту позитивную новацию государства нивелировать.
Но ради справедливости, следует отметить, что пенять тут только на таможню не нужно.
На самом деле, таможенники вынуждены исполнять нелогичное и не предусмотренное законодательством предписание руководства налоговой. Именно налоговики придумали требовать сертификат соответствия украинским нормам при таможенном оформлении ввозимого автомобиля. Но придумали они это так ловко и профессионально, что в глазах рядового украинца рисуется картина, в которой таможня выглядит как инструмент для организации новой схемы с коррупционными признаками.
Хотя на самом деле, специалисты знают и подтверждают, что бывшие в употреблении транспортные средства не могут проходить сертификацию, хотя бы потому, что сертифицировать можно лишь что-то новое. Поэтому сертификация, например, ненового Ниссана Лиф в Украине – дикость.
На днях на встрече заместителя министра инфраструктуры Юрия Лавренюка с участниками рынка (автоимпортеры, общественности, таможенники, налоговики) был оговорен пакет изменений для упрощения процедуры сертификации авто. Лавренюк пообещал, в рамках своей компетенции, упростить импорт бэушных машин.
В частности, предлагается проверять, в первую очередь, соответствие авто экостандарту Евро-5 на таможне.
Как свидетельство соответствия норме нужно принимать любые документы, выданные в развитых странах: сертификаты производителей, свидетельства о первой регистрации (с учетом года регистрации и действовавших в стране на тот момент норм), выписки из баз данных. У каждого таможенника должен быть список возможных документов, и этот же список должен быть доступен публично.
Почему нужно поступать именно так, и требовать от министра, чтобы он сдержал обещание? Да потому, что все европейские страны значительно опережают нас в вопросах защиты экологии – это факт. Точно также США, Япония, Южная Корея заботятся об экологии не хуже Украины. То есть, если министерство сделает шаг навстречу украинцам – и отменит все эти обязательные сертификаты и справки – воздух в стране не ухудшится.
Все понимают, что не ухудшится он, и если отменить проведение сертификации при ввозе гибридов или электромобилей (не старше 6 лет), например, из США.
Когда мы говорим об авто, которые ввозятся из ЕС (там и зарегистрированы) и передвигаются самостоятельно, ничего не произойдет плохого, если таможенник просто будет требовать наличие оригиналов или заверенных копий документов, подтверждающих соответствие автомобиля нормам Евро-5. Этих документов – ДОСТАТОЧНО!
Сертифицировать нужно переделанные, коллекционные и самодельные автомобили. Или те, которые имеют проблемы с двигателем и не могут самостоятельно передвигаться, а также автомобили, в которых были проведены работы по переоборудованию двигателя и/или увеличению мощности не на заводе-производителе. Ну, если существующее оборудование единственной в Украине лаборатории позволит это делать…
Станислав Гвоздиков, глава общественной организации “Развитие инфраструктуры”