В этом году мир отмечает 700 лет со дня смерти одного из великих гуманистов, чей вклад в формирование современной Европы и её культуры чрезвычайно велик – Данте Алигьери. Флорентиец, он, как и многие мыслители того времени, был “дитём эпохи”, занимался политикой, наукой и искусством. Именно благодаря литературным произведениям имя Данте прославилось в веках.
Семи столетиям посвящена международная программа, частью которой стала постановка балета “Данте” Национальной оперы Украины, осуществлённая в уже традиционном сотрудничестве с Посольством Италии в Украине и Итальянским институтом культуры. Ранее, в 2015 году, дипмиссия была инициатором установления на Владимирской горке скульптуры поэта.
Нынешняя же постановка в полном смысле интернациональная, ведь хореограф-постановщик Ярослав Иваненко (выпускник Киевского хореографического училища) работает в Германии, видео-сценографы Давиде Брокколи и Ливио Савини из Италии. Сценограф Станислав Петровский, художник по костюмам Анна Ипатьева и дирижёр-постановщик Алексей Баклан – представляли Национальную оперу Украины.
Читайте: Балет “Данте”: новая жизнь “Божественной комедии” на сцене Нацоперы
Исполнители партий Данте (Денис Недак), его возлюбленной Беатриче (Татьяна Лезова) и Вергилия (Ярослав Ткачук), а в следующем премьерном показе (27 июня) это Никита Сухоруков (Данте), Ольга Голица (Беатриче), Виталий Нетруненко (Вергилий) – солисты балетной труппы театра. Постановщик сам выбирал, кто будет танцевать главные партии, а также отобрал артистов в кордебалет. Ведь они должны в танце выразить широкий спектр эмоций и состояний: “Я очень много думал о этом проекте. Это человек, умерший семьсот лет назад, но доныне хорошо известный – весомый аргумент для обращения к его персоне… он был мыслителем, он был политиком, он попробовал заглянуть за рамки бытия… мне были интересны его желания и внутреннее состояние и чувства, его любовная драма”.
Созданная авторами постановки партитура основана на наиболее известных произведениях Данте. В сюжете первого акта использована “Новая жизнь”, а второй – построен на “Божественной комедии”. При этом, балет не буквально иллюстрирует содержание этих произведений, он более о самом авторе, выше упомянутом балетмейстером его внутреннем мире.
Довольно интересным элементом стала музыкальная основа. Первый акт в основном построен на музыке А. Дворжака. Открывается действие IV частью 9-й симфонии, мощно и динамично – это “Рождение Данте”. Дальнейшее его детство и первая, детская встреча с Беатриче озвучена III частью этого же произведения. Серенада для струнных (ор.22 Е-Dur) А. Дворжака использована в двух следующих картинах “Встречи на балу” и “Любовном Adagio”, где так же ретроспективно звучат вначале V часть, а за ней IV ч. Финалом акта становится смерть возлюбленной и погребальное шествие на музыку 2-й симфонии современного итальянского композитора Эцио Боссо, преждевременно почившего в прошлом году.
Сценографическое решение акта несколько архаично, что, вероятно, должно передавать атмосферу почти восьмисот летней давности, интерьеры флорентийских палаццо. Костюмы исполнителей стилизованы под возрожденческие, а проекции рисуют виды итальянской архитектуры. Не обошлось и без ноток юмора в сценах детства Данте, где он показан активным и жизнерадостным ребёнком.
Балет задуман постановщиками как смешение классического и современного танца, что свежо смотрится в превалирующей у нас классической традиции. Хореография хорошо ложится на музыку, которая, несмотря на компилятивную структуру текста и стилей, не распадается на отдельные произведения и не имеет швов “белыми нитками”. Романтизм А. Дворжака органично сопоставлен с минимализмом и экспрессией музыки Э. Боссо, заканчивающей первый акт и начинающей второй, где Данте и Вергилий идут по аду под звучание I части его 2-й симфонии.
Сценография кардинально отличается от предыдущего акта, ведь теперь она и костюмы кордебалета должны показать всё furioso Ада. Важное место отведено проекциям, а бутафория почти отсутствует, световая палитра также разнообразна. В Чистилище Данте уже входит сам, где лишь он и грешный Ангел. Звучит духовное песнопение ассирийской общины в Грузии, авторства схиархимандрита Серафима (Бит-Хариби), партия голоса – Татьяна Пирогова.
Путь в Рай опять же озвучивает симфония Э. Боссо, где минима музыкального языка ёмко выражает максиму, необходимую для вхождения в Эдем. И здесь, пройдя все круги Ада и Чистилище, Данте, под звуки Liebestod встречает её, свою Беатриче, с которой ему не суждено было жить на земле, но с которой он вечно будет в Раю. Апофеоз чувственности и любовной драмы, заложенные Р. Вагнером в финальный номер “Тристана и Изольды”, так сильно действующие в этой опере, несколько смазано прозвучали в финале балета. Разумеется, причина в оркестровке, столь насыщенной и тембрально богатой в оригинале и объективно адаптированной под используемый оркестровый состав, но всё же передающей необходимую эмоциональную картину.
Радует, что в сложных условиях Опера смогла в завершение сезона создать и показать новый спектакль, который, к тому же, поедет на гастроли как одна из постановок международной программы “Данте 700 в мире”.
Фото – Александра Злуницына
Алексей Гончар, журналист