Хаос наступит: о “международных” протоколах Минздрава

Наталья Безмен
Наталья Безмен

Терапевт, эндокринолог

Задали мне тут вопрос: мол, ну хорошо же, счастье же какое – Минздрав разрешил врачам использовать импортные гайдлайны. Что не так? Вот вроде бы тема – жеваная множество раз и всем вроде бы понятная. Ан нет.

Одна из самых больших проблем с командой Супрун: они декларируют и даже обещают и инициируют правильные зачастую вещи – и тем и привлекают адептов и сторонников. В этом нет ничего зазорного.

Проблема, что такие адепты дальше, как правило, не вникают. Всепобеждающий тезис “а что, раньше лучше было? а что, сейчас работает?” – без комментариев. Если работает из рук вон плохо, это не значит, что будет лучше, если не будет работать вовсе.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Во-первых, декларируется и обещается только часть необходимых действий/реформ – и отсутствие после пунктов А и Б пунктов В и С делает систему неработоспособной. И не надо про “не успели и времени было мало” – и не собирались.

Во-вторых, исполнение вроде бы декларативно правильных и симпатичных вещей – ужасающее. Нет финансирования, не готовы или некачественны подзаконные акты, нет понимания, на что они вообще нужны, и какие закладываются коррупционные рычаги.

И непосредственно к вопросу о разрешении использовать иностранные гайдлайны (спасибо, что не “протоколы”). Хорошо? На первый взгляд – супер! Публика довольна – теперь наши врачи-неучи наконец-то прочитают, как надо лечить!

Но собака зарыта в деталях.

Раньше кто-то запрещал врачам искать информацию в импортных гайдлайнах и использовать ее в своей практике? Нет. И многие так и делали.

Более того, большинство наших клинических протоколов не написаны “на коленке” с вписанием туда всего, за что заплатила фарма (как нередко, по слухам, бывает в России) – это и есть перевод, адаптация и разжевывание для любого врача рекомендаций профильных зарубежных ассоциаций.

Отмечу еще раз – для любого врача. А не только в совершенстве владеющего европейскими языками. Понятно, что владеть языками желательно и хорошо. Но, простите, это не есть на сейчас обязательное требование.

Большинство лекторов на конференциях и курсах также всегда стараются подчеркнуть, что а вот в Европе/США только что выпустили новое руководство – вот такие отличия от прежних, обратите внимание.

Дальше. Что такое Клинический Протокол? Это обязательное к выполнению руководство для любого врача и в любого уровня клинике. Это “должно быть сделано обязательно и не меньше чем”.

Больше – пожалуйста, можете читать и использовать импортные статьи, применять. Разве что пациент/страховая скажет: “А почему я заплатил за ваши выкрутасы больше чем мог бы?”. Но обязательная протокольная часть должна быть выполнена в первую очередь.

Кстати, просто так брать и публиковать, переводить, использовать такие рекомендации далеко не всегда можно: нужно как минимум запрашивать разрешения, а то и платить. Уверена, что в случае с уже имеющимися национальными протоколами все формальности были выполнены.

Как быть теперь отдельным врачам или клиникам? Не будет ли ситуаций, когда им предъявят иски и счет за использование без разрешения чужого интеллектуального продукта?

Что получается теперь. Обязательного Протокола, гарантирующего некий объем обследований и помощи, нет. Каким образом пациенту ориентироваться, все ли для него сделали, что было нужно, правильно ли лечили?

Читайте: Обіцянка МОЗу завершити реформу первинки до 2019 року залишилася тільки словами

Даже в США, как минимум, две ассоциации онкологов – и они выпускают достаточно отличающиеся рекомендации. Как врачу выбрать по рекомендациям какой ассоциации/страны ему вести пациента? Что первое попалось? Что понравилось? Что написано на том языке, который он знает? Где упомянуты препараты, которые доступны здесь?

А пациенту как потом понять правильный выбор врач сделал или нет? Никак. Теперь врач всегда сможет сказать: “А вот я делал, как мне показалось правильным, и вон там в гайдлайне из (…) написано что так можно было. А то, что там потом в этом гайдлайне из (…) упомянуты второй очередью исследования, которых в населенном пункте … нет и никогда не будет, и медикаменты, которых на нашем рынке даже не регистрировали – так это не мои проблемы, я ж написал что потом нужно делать то-то и то-то, а то, что этого нет – ну, пусть едет в страну (…), какие ко мне вопросы?”.

И вопросов к нему действительно никаких. Ему Минздрав разрешил так делать.

Отдельный вопрос об ответственности за неправильный или неправильно понятый перевод с иностранного языка. МОЗ не взял на себя ответственность выбора конкретных гайдлайнов как тех, на которые нужно ориентироваться. Труды и расходы по переводу тоже не взял.

Могут быть вполне добросовестные ошибки. Нам недавно один из лекторов приводил пример, как в статье в известном журнале лет двадцать (если не намного больше) назад неправильно перевели (не разобравшись с грамматической конструкцией) повышенный или пониженный уровень калия – и на основании этого были сделаны выводы, которые привели к тому, что рутинно и практически повсеместно пациентам с фактически высоким уровнем калия калий вводили дополнительно, с риском для жизни.

Именно поэтому ВОЗ рекомендует иметь внутри каждой страны адаптированные протоколы:

– права на их использование приобретены или получены по запросу;

– перевод проверен на правильность (и люди, работающие над протоколом, и Минздрав, утвердивший протокол, несут ответственность);

– “адаптированный” значит проверенный на выполнимость: в протоколе (обязательном к исполнению!) не может быть того, чего нет в наличии на территории страны (методик обследования, аппаратуры или лекарств).

Без этого и врач беззащитен перед претензиями и преследованием, и пациенту крайне сложно что-то понять и доказать.

Лучше бы Минздрав вместо введения по сути медицинской анархии проявил чудеса работоспособности – и утвердил наконец уже готовые национальные протоколы, которые лежат у него не утвержденными.

Читайте: Більшість областей України залишиться без нових “швидких”

К слову, некоторые наши протоколы буква в букву повторяют рекомендации европейских и американских ассоциаций. Это миф и вранье, что наши протоколы – устаревшие и тиражируют еще советские методики. Их начали делать уже после развала Союза. Плюс в основном это адаптация западных стандартов диагностики и лечения. Плюс их регулярно пересматривают и обновляют.

А может быть другой подход, без утвержденных и обязательных для всех протоколов, бывает ли так?

Бывает. Но отсебятину для каждого врача все равно не предполагает. Врач может быть членом ассоциации (помните, у американских онкологов минимум две?) и руководствоваться стандартами, принятыми и разработанными этой ассоциацией.

Или клиника может сама разработать и применять свой внутренний протокол (раньше они назывались локальными, были обязательны к разработке и обязательно должны были основываться на имеющихся национальных – при их наличии. Теперь их и их обязательность тоже отменили, введено понятие “новые протоколы” (обязательные?) или перевести и адаптировать под свое оборудование импортный гайдлайн (видимо, самостоятельно получив добро на это у владельцев интеллектуальной собственности).

Да, это тоже путь. И Минздрав своим решением открывает ему дорогу.

Но дьявол опять в деталях.

1. Наверное, логично было бы сначала разрешить клиникам и ассоциациям (которых на самом деле действующих и обладающих полномочиями реальными устанавливать правила и стандарты лечения нет, не дали им пока что (?) таких прав),  а лучше – настоятельно поручить разработать свои стандарты или адаптировать импортные. И дать на это время, переходный период, а не вносить хаос подобными решениями.

2. Стоит задуматься о том, что получение разрешения, перевод, адаптация, разработка собственных стандартов – это дополнительные (и немалые) затраты и время. Это бремя или будет дополнительно и безоплатно возложено на работников (с соответствующим качеством выполненной этой и основной работы) или (лучше) должны быть наняты специально обученные люди. Где их взять в нужных количествах? Кто компетентен оценить и проверить их работу? Понятно ли, что затраты на это все будут переложены на конечного потребителя – пациента?

3. Клиники, по сути, с введением такой системы ни перед кем и ни за что не отвечают. Главное, что они следовали ими же разработанным правилам. Ну, как пищевые фабрики кладут пальмовое масло, потому что так можно по внутренним ТУ. А Минздрав самоустранился от формирования правил игры и контроля их соблюдения. Теперь можно все, лишь бы денег хватило.

В таком случае основная ответственность ложится непосредственно на пациента. Именно он теперь должен мониторировать отзывы и принимать взвешенное решение куда он отправится за помощью. И законодательно, вроде бы, такая возможность – выбора врача или клиники – у него есть.

Вот только насколько она реализуема? Логистически, финансово?

Плюс – пациент априори не владеет всей необходимой информацией, чтобы выбрать клинику или врача, работающих по лучшим для него стандартам. Он будет ориентироваться на то, где объясняют понятнее, интерьер лучше, знакомые похвалили и пр.

И вот тут бы Минздраву с его утвержденными стандартами выступить арбитром и опорой. Но нет, не хочет, видите ли.

Пока что все в основном продолжают по инерции работать как работали раньше.

Хаос, я думаю, начнется немного позже.

Читайте: Медреформа: навіщо Україна наступає на польські граблі

Наталья Безмен, терапевт, эндокринолог

Источник публикации

KиевVласть


Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Київ виділив 10 млн гривень громадам області (на що пішли гроші)
Київ виділив 10 млн гривень громадам області (на що пішли гроші)
16:00 Цьогоріч дві громади Київщини – Козинська селищна та Феодосіївська сільська – вчергове отримали зі столичного бюджету по 5 млн гривень в якості компенсації…
Справи насущні: скільки та на що у червні 2024-го витрачало Рокитне
Справи насущні: скільки та на що у червні 2024-го витрачало Рокитне
09:00 Протягом червня 2024 року Рокитне Білоцерківського району Київщини здійснило публічних закупівель на 2,33 млн гривень. Найбільшою покупкою селища став модульний будинок, де цілодобово…
Нацполіція хоче припинити “бездозвільну” житлову забудову “КСМ-Груп” на столичному Академмістечку
Нацполіція хоче припинити “бездозвільну” житлову забудову “КСМ-Груп” на столичному Академмістечку
09:00 Правоохоронці розслідують факти порушень законодавства при будівництві житлових будинків на більш ніж 6,9 га землі столичного Академмістечка. Мова йде про забудову на земельних…
Banner
QlU7mDx4