Корсет для мечты

Юлия Мостовая
Юлия Мостовая

Главный редактор "Зеркало недели"

Отзвенели литаврами пиар-торжества по случаю 100 дней правительства, сформированного почти 50 на 50 президентом и премьером. Восставшие против законов природы имиджмейкеры решили не дать весне показать, кто и где… Но запах-то бьет в ноздри.

Сказать, что широкие массы активно внимали произносимым с экранов текстам, было бы неправдой. Тарифы, курс, худеющий кошелек и главный вопрос: “Жив ли Путин?”, занимали большинство. А мне вспомнилась пронзительная тоска, которую я испытала, стоя на балконе сингапурской гостиницы и глядя на великий памятник мозгам и яйцам власти, возведенный этим государством за 50 лет. Полвека назад на территории, где из полезных ископаемых было несколько каучуковых деревьев; где британцы покинули военно-морскую базу, дававшую 40% рабочих мест; от которой отказалась Малайзия, не пожелавшая уравнивать в правах китайцев и малазийцев; на которой изничтожали друг друга банды трех национальностей, начался процесс, выведший Сингапур из бесперспективного месива в ряд первых стран мира. О методах можно спорить. Но, как по мне, Ли Куан Ю сделал две наиважнейшие вещи: во-первых, он предложил бизнес-модель страны, дав четко понять, на чем и как будет зарабатывать Сингапур, и что не менее важно, реализовал эту модель; во-вторых, восстановил доверие населения к власти, доказав, что перед законом равны все — и враги, и друзья. Это — основа. Остальное — “шашечки”.

Понимая все сложности, которые прошел Сингапур и, видя его экономические результаты, я искренне тосковала по поводу того, что мне нужно вернуться домой и опять, прильнув к микроскопу, заниматься исследованием, как колония грибков с Банковой воюет с колонией бактерий с Грушевского. Воюет за нефть; за “газочек”; за заработки на электроэнергии; за рефинансовый откат; за “корыто” на железной дороге и “мисочки” на таможенных переходах; воюет за заработки на АТО и за контрабандные потоки из АТО; воюет за эфирное время; за еще не до конца украденную, но уже расчерченную пашню; за объем олигархического финансирования частных и партийных нужд…

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook 

Приоритеты в виде пиара и воровства очевидны всем, кто еще сохранил способность анализировать, задаваться вопросами да просто мыслить. Таких людей не очень много. Им выпало испытание жить на территории, управляемой подлецами и оккупированной безразличными потребителями. Выживут как вид — возможно, через пару лет и спасут страну. Не выживут — стране не устоять. Сегодня государство своим преступным бездействием убивает средний класс, не создавая стимулов для оживления экономики. Чем меньше среднего класса, тем больше людей, зависящих от государства: субсидии, нищенские пенсии, крохотные, но сравнительно стабильные зарплаты и даже контроль над доступом к сбережениям на банковских депозитах. Нынешний политический класс создает гумус для воспроизводства себя самого на тех же выборах.

По сей день наша страна не имеет четкого плана выживания, а главное, развития. Скажете: “Не до жиру”. Отвечу: не посеем — не пожнем. Реформы в стране не идут, а случайно, либо вопреки, хаотично просачиваются. Многие министры реформами называют то, что ими ни в коей мере не является. Например, Минздрав гордится приобщением к проведению тендеров международных организаций. Допустим. Хотя, и там лоббизма — выше крыши. Но дело ведь в том, что это — не ремонт. Это просто плиту на кухне помыть. Что касается самих реформ, то даже проведя “мантровые” децентрализацию, дерегуляцию, дегазификацию и даже борьбу с коррупцией, мы, лишь в лучшем случае, отольем из пластмассы детали LEGO. Ключевой вопрос: чтобы что? Какой точке сведения они все должны быть подчинены? Где инструкция? Не бывает реформ ради реформ. В чем наши точки роста? Какую экономику мы строим — экспортоориентированную или с лицом, повернутым на внутренний рынок? Какие сферы экономики при общем развале, деградации и скудости ресурсов мы сегодня должны спасать во чтобы то ни стало для того, чтобы завтра на них опереться, с их продукцией выйти на рынки и быть конкурентоспособными? Какова бизнес-модель Украины?

Реформы должны иметь цель. Чтобы не тушить постоянно пожар, работая в режиме “сегодня на вчера”, а все же подумать о будущем и работать на него, четко и последовательно, не позволяя кризису быть бесконечным. Уже от цели будут зависеть и набор инструментов, и приоритеты использования крайне ограниченных ресурсов при спасении гибнущих активов нашей экономики.

Если избрать целью уменьшение зависимости от внешних рынков, сделать ставку на полноценный платежеспособный внутренний рынок, тогда нам нужна — политика высоких зарплат и пенсий, приоритетное вложение средств в человеческий капитал (образование, наука, медицина) и концентрация господдержки на нескольких перспективных кластерах, прежде всего, технологии энергосбережения (от дома, села—города, до региона и страны), энергетическая эффективность производства (чтобы не тратили на выпуск табуретки или шины в 5–6 раз больше энергии, чем конкуренты в Европе) и очевидно инфраструктурные проекты, системно поднимающие сразу по несколько отраслей.

Если целью избрать наращивание экспорта, тогда нужны три вещи — наоборот, на начальном этапе — дешевая рабочая сила (этого обвалом гривны мы уже достигли), защита собственности инвесторов, стабильность (не факт, что демократия, Китай тому пример) и главное — ответ на вопрос, какая продукция станет визитной карточкой Украины на международных рынках? Очевидно, это не будет руда, химия, первичная металлургия, истощающие ресурсы страны, убивающие экологию, крайне энергозатратные отрасли. Тогда уж лучше высококачественная и экологически чистая продовольственная продукция. Не зерно, молоко, мясо, семечки и рапс — именно продукты питания, с высокой добавленной стоимостью, с рабочими местами и наукой в Украине, а не за рубежом. IT? Создайте условия. Машиностроение? Спасайте профильные вузы и еще живые предприятия… Главное — определитесь!

Многие во власти задаются этими вопросами или дискутируют о них?

Если быть честными, то в Украине сложилась следующая ситуация. Верхи не могут управлять по-старому, но хотят. Низы не хотят жить по-старому, но не могут по-новому.

Удивительный мы народ: всегда будем бороться с диктатурой и всегда, при этом, плевать на демократию, если под демократией подразумевать соблюдение законов. Толчком для стратегического, осмысленного развития государства и экономики у нас не служит ни авторитаризм, ни демократические периоды. Мы, в своем большинстве, живились советским наследием при Кучме, доедали страну при Ющенко, обгладывали кости при Януковиче…

Мы выбираем власть как банки — кто больше пообещает, тому и относим голоса и сбережения. Отнесли? В отношениях с властью мы достаточно быстро делаем шаг от любви к ненависти, не вменяя себе в вину тот факт, что позавчера мы сами выбрали этого президента, а вчера — этот парламент. Помните, в апреле прошлого года мы спросили у жителей восьми областей “зоны риска”, являвшихся к тому же электоральной базой экс-президента: “Ощущаете ли вы личную ответственность за действия Януковича и его команды?”. Напомню, “безусловно, да” ответили 4%… А ведь и на этот раз предупреждали. Предупреждали, что не бывает 13% на валютные вклады и 25% на гривну. Это не банк. Это “пылесос” и “пирамида”. И о другом предупреждали: миллиардеры первой волны, эпохи первичного накопления капитала — это не просто люди с большими зубами, когтями и крепкими локтями. Это люди с нижайшим моральным барьером, который позволил им в свое время сделать то, на что не решились вы. Но он же хорошо говорит, правда?.. На фоне некраснобая Кучмы, говорившего много, но непонятно, Ющенко и, уж тем более, Януковича, чьи выступления смотрели, жадно отлавливая очередную Ахметову и “умыкни” с “йолкой”, человек, умеющий складно говорить, представлялся воплощением всех достоинств, необходимых для президента. А оказалось — только одного. Но попались же?

Мы требуем обязательного изучения в вузах украинского языка и истории — после 11 лет изучения в школе первого предмета, и 7 — второго. Но мы не требуем гнать поганой метлой преподавателей вузов, которые за денежную закладку в зачетке принимают экзамены, зачеты, курсовые, дипломы. Нам безразлично, что на наших глазах убиваются и уже практически убиты медицинская, инженерная, педагогическая, юридическая, правоохранительная Школы.

Мы считаем исчерпывающими проявлениями патриотизма национальную символику и волонтерство, но не уплату налогов. Недавно я спросила топ-менеджера одного из банков, жертвует ли он деньги волонтерам на АТО. “Нет. В прошлом году я, ни на копейку не юля, заплатил 2 миллиона 830 тысяч гривен подоходного налога. Я вправе рассчитывать на то, что мое государство за эти деньги сможет обеспечить необходимым наших защитников”. Если бы налоги платили все, или, по крайней мере, большинство, то стране не потребовалось бы столь масштабного волонтерского движения. Да и в случае уплаты налогов у людей для волонтерства не было бы такой ресурсной базы. Зато, была бы у государства возможность системно и эффективно обеспечить наши войска. А наша задача заключалась бы в том, чтобы разорвать на части правительство за потерю гривны из бюджета, предназначенного для защитников Украины.

В Европе обращение в суды с целью восстановления справедливости в отношении незаконных сделок, асоциального поведения соседей, нарушителей общественного порядка — является нормой. Подавляющее большинство людей таким образом пытается внести свою посильную лепту в сохранение собственного же защитного слоя, в котором проделывает дыру любое нарушение закона. У нас эту европейскую поведеченскую норму называют “стукачеством”. Какие мы европейцы?

Иногда, задумываясь над тем, кто же мы такие, мне кажется, что большинство моих сограждан является анархистами-патерналистами. Вот такой оксюморон. Мы не благоговеем перед властью. Не считаем институт государства чем-то, как принято нынче говорить, сакральным. Мы готовы его обмануть во всем и везде. И списать на него все тяготы и лишения жизни в Украине. Но при этом, подавляющее большинство, в лучшем случае — сходив на выборы, считает, что государство обязано обеспечить ему дороги, медицину, высокое качество образования, безопасности, зарплат, пенсий и уровня жизни в целом. Так не бывает.

При этом разумеется, нельзя не заметить, что в стране лапками, во имя спасения, взбивает сметану, скорее, общество, нежели государство. Кто-то щепетильно, придерживаясь европейских стандартов и требований, развивает производство экспортспособных продуктов питания, мебельной фурнитуры, пеллетов, стройматериалов. Кто-то, объединяясь с такими же неравнодушными гражданами, патрулирует свои микрорайоны и районы, не рассчитывая на героизм ментов дрожащих. Кто-то разрабатывает и обивает пороги госучреждений со своими предложениями нужных и, при желании, легко внедряемых новаций для АТО. Кто-то без помощи государства налаживает производство прицелов, бронежилетов, беспилотников, защищенных систем связи. Кто-то тратит многие и многие часы своего личного времени, вкладывая знания в талантливых украинских детей, прославляющих нашу страну на международных олимпиадах. Кто-то, вопреки многоголосому истерическому визгу “Не тронь пастуха!”, продолжает проводить журналистские расследования, выводя на чистую воду грязных мародеров от власти. Слава Богу, таких примеров можно приводить очень много. Гораздо больше, чем после первого Майдана. Но, этого слоя, зажатого между яхтами и электоральными наборами с гречкой, не хватает для того, чтобы привести в чувство страну. Есть функции, которые может выполнить только государство: оборона; внешняя политика; справедливость; масштабная борьба за внешние рынки; образование…

Выполняет ли государство эти свои функции? Ответ понятен: нет. Способно ли оно это делать своим нынешним составом? Мой ответ: нет.

Наша страна находится в состоянии войны. Мы сражаемся и хороним. Мы теряем ресурсы, производственные мощности и рынки. Мы распугали инвесторов и постепенно разочаровываем друзей. Мы уже почти полностью объект, хотя имели шанс стать субъектом. Всему виной Кремль? Не всему.

Во время войны большинству предателями кажутся те, кто сообщает врагу местонахождение наших войск; подводит дальнобойное оружие к линии фронта для сдачи, убегает в Россию, будучи специалистом-программистом СБУ по обеспечению комплексов перехвата мобильной связи и т.д. Но есть и другие виды предательства. Именно во время войны, во время недуга, во время боли.

Назначать на ключевые посты не лучших специалистов, а некомпетентных, профнепригодных, но верных и проверенных совместным бизнесом людей, — предательство.

Для президента и премьера — в присутствии западных спонсоров и союзников улыбаться друг другу, и при этом буцать друг друга под столом; закрывать кадровые вакансии верными дилетантами, по причине межчеловеческого недоверия и политическо-коммерческой конкуренции; перебрасывать друг другу ответственность за болезненные для общества решения, как горячую картошку у костра — предательство.

Верховной Раде освящать своим формальным голосованием утверждение кадров, чья компетентность, как всем прекрасно известно, не отвечает задачам, стоящим перед возглавляемыми органами — предательство.

В то время как вся страна переживает серьезнейшие материальные проблемы продолжать воровать и позволять воровать миллиардами — предательство.

Вместо того чтобы решительно остановить войну олигархов и контролируя всю правоохранительную систему заставить монополистов прозрачно разрешить конфликты и пройти принудительную демонополизацию — провоцировать войну пираний в расчете выйти единолично на простор освободившихся охотничьих угодий — предательство.

Множество раз принимать у себя в кабинете и резиденции Владислава Суркова — архитектора вторжения в Донбасс. Того самого, что впоследствии был обвинен гостеприимным хозяином в руководстве снайперами на Майдане — это предательство.

Принимать Закон “О люстрации” вместе с тухлой водой, выплескивающий профессиональных и ни в чем не повинных носителей институциональной памяти, — предательство.

Имитация борьбы с коррупцией; суды над “ломиками”, а не “медвежатниками”; избирательное преследование вчерашних за то, что массово делают сегодняшние — предательство.

Допущение развала государственной системы управления. Развала до такой степени, что ни одна хунта не поможет. Ибо хунта — это смена головы. А ее не к чему крепить. Качество генерируемых решений, скорость их принятия и четкость формулировок постыдно упали. Исполнительская дисциплина — вызывает слезы. Уровень квалификации кадров (и без того низкий) изничтожается глупым законом о сокращении пенсии работающим: пенсионеры, в первую очередь военные, массово покидают госорганы. Только за последние 10 дней около 40 специалистов по экономике обороны и мобилизационной системе покинули кабинеты в министерствах. Теперь мы будем платить полноценную зарплату более слабым специалистам, которые придут на их место, а им — полноценную пенсию. Выигрыш видите? А предательство?

Пиар-ложь в эфирах и отсутствие честного разговора со страной, признание и осознанное (а не конъюнктурно-вынужденное) исправление ошибок — кадровых и смысловых. Вместо последовательной целостной и логичной политики — безответственное желание понравиться всем и сохранить рейтинг. Это — предательство.

Установление на поталу публике смехотворных зарплат в системе власти (что в низах системы провоцирует рост взятковзятельства) и при этом обеспечение топ-менеджмента государства “конвертируемыми” прибавками олигархического происхождения — это предательство.

Вместо личной ответственности и сохранения необходимого для функционирования вооруженных сил единоначалия — потешный Военный кабинет СНБО, который изучает боевые планы (!), принимает их голосованием (!), передает на рассмотрение СНБОУ (!), который в свою очередь их рекомендует Верховному главнокомандующему! Сделать все, лишь бы во время войны уйти от личной ответственности за принимаемые решения — это предательство.

Когда премьер говорит, что в его правительстве реальным сектором занимается “никто”; когда на вопрос о горизонте планирования он отвечает: “Завтрашний день”; когда он честно признается в том, что как экономист знает, что нужно делать, а как политик не может себе этого позволить — это предательство.

Когда колоссальная энергия народного духа была истрачена на удержание рейтингов, выборы и, как следствие, рассадку потоковых контролеров либо беспомощных в своем большинстве импортных министров, когда народные батарейки, по меткому выражению Кузьмы, были израсходованы на своекорыстную чушь, а не державные преобразования — это предательство.

Владимир Путин — лицо российской системы, фигура, обладающая бодрой походкой, — не может быть объектом нашего с вами влияния. А наша власть — может. В своем нынешнем состоянии она не способна вывести Украину из штопора, в который, во многом по личной гигантской самоуверенности и ничтожной компетентности, ввергла страну. Что же делать? Простого ответа нет. Одной таблетки от всех хронических болезней — тоже.

О хунте, которая однозначно превратит Украину в парию, мы уже говорили. Третий Майдан разорвет сметанную госсистему на лоскутки, а вместе с ней (при активном использовании Кремлем созданного повода) и страну. Досрочные выборы, которые многие прогнозируют уже на будущую осень… Они мало что изменят. Ресурсы информационные и финансовые по-прежнему в руках столпов нынешней власти и их спонсоров. Но даже не это главное.

Во-первых, процесс осознания личной ответственности избирателя за свой выбор все еще, мягко говоря, не завершился. А, во-вторых, смею напомнить об уже когда-то написанном: старая элита уходит, новая только формируется. Выбор между гнилым и зеленым? Время. Нам так нужно время! Для того чтобы соединить опыт и молодость, а не кошельки и новые лоты на политическом аукционе. Для того чтобы молодые осознали не только свои права, что они уже сделали, но и обязанности. И что еще важнее — набрались знаний, необходимых для их реализации. Не дураки придумали три “П” — Патриотизм, Порядочность и ПРОФЕССИОНАЛИЗМ.

Знаете, я много раз могла, откликнувшись на предложения, стать депутатом, министром и даже вице-премьером. 😉 Но каждый раз искренне недоумевала: “Как? Я не смогу! Мне не хватит компетентности!” Многим показалось, что этим вопросом не стоит заморачиваться. Стоит. Хотя бы после обретения статуса. И к чести ряда молодых депутатов, процесс гармонизации размеров короны и собственных знаний идет достаточно активно, что, несомненно, через какое-то время поможет государству получить врачей, а не специалистов по макияжу. Но времени нет. А менять подходы к управлению страной необходимо сегодня. Проводить кадровые замены в исполнительной власти — сегодня. И разрабатывать стратегический план развития экономики, который за нас никакой МВФ не напишет — тоже сегодня. И возвращать, несмотря на сложности, веру людей в позитивные изменения, заряжать батарейки — тоже сегодня.

Иного выхода, нежели взять власть в клещи западного контроля и контроля гражданского общества — я пока не вижу. Синхронизировать действие “челюстей” будет не просто. И у Запада есть в Украине интересы, не во всем совпадающие с нашими национальными, и гражданское общество — не косяк рыб, действующий быстро, четко и слажено. Зато у них есть финансовая разведка, а у нас нет другой страны. Мы должны заставить власть работать, а не имитировать; бороться за страну, а не за собственные рейтинги и доходы. Молчать “потому что война” — предательство. Мы не можем позволить, чтобы на месте нашей страны появилась надпись: “Погибла из-за глупости и жадности”.

Источник: ZN

КиевVласть

Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
“Маневр на 3 млрд”: Київрада погодила збільшення статутного капіталу “Спецжитлофонду”
“Маневр на 3 млрд”: Київрада погодила збільшення статутного капіталу “Спецжитлофонду”
09:00 Столична міськрада вирішила поповнити статутний капітал КП “Спецжитлофонд” на 3 млрд гривень за рахунок бюджету Києва. Ці гроші мають піти на формування т.зв.…
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
Генпрокуратура намагається не допустити нової забудови НПП “Голосіївський” компаніями “КСМ-Груп”
09:00 Генпрокуратура через суд намагається повернути державі земельну ділянку площею 5,69 га на просп. Академіка Глушкова, 65 (територія НПП “Голосіївський”). У 2022 році право…
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
09:00 У жовтні столичні розпорядники бюджетних коштів назамовляли робіт, товарів та послуг на 4,91 млрд гривень, що майже на півтора мільярди більше цього показника…
Banner
QlU7mDx4