Всякий президент в Украине всегда пытался провести административную реформу. Попросту говоря, реформировать бюрократический аппарат.
И все Президенты на этом сломали зубы, оказавшись бессильными перед лицом всемогущей бюрократии. Потерпев фиаско. Все наши президенты переставали бороться с бюрократией, а вместо этого просто ее возглавляли. Вполне разумно!
Наша система управления как была советской, так и осталась. То есть неэффективной, бюрократической, сверхзатратной, оторванной от проблем общества и работающей исключительно на себя. По различным оценкам, бюрократия каждый год вынимает около 20-25% бюджета страны. Это десятки млрд!
Последнюю попытку провести масштабную административную реформу предпринял Янукович. Была разработана достаточно логичная и хорошо отрекламированная реформа. Однако, встретившись с мощным солидарным противодействием бюрократии, Янукович быстро потерял интерес к идее и заперся в Межигирье.
Все усилия провести административную реформу аппарата были аккуратно заблокированы и свелись к обычным косметическим сокращениям и расширениям, перераспределениям министерств между вице-премьерами, сокращением или увеличением количества заместителей министров и всякой подобной лабуде.
После победы Майдана Кролик также торжественно объявил о реформе бюрократического аппарата. Однако все свелось к популистским распродажам автомобилей чиновников и показательным полетам в эконом-классе. Впрочем все понимали, что Сеня – не та фигура для проведения столь масштабной реформы. Осознавал это и сам Яценюк.
Все ждали нового Президента.
После победы на выборах Порошенко, как и положено, также объявил, что считает своим приоритетом проведение реформы управленческой системы в стране.
Как известно, любая проблема у нас решается чисто бюрократически. То есть создается новый бюрократический орган для борьбы с проблемой. Нанимаются люди (свои люди !!), выделяется бюджет, арендуются офисы, закупается мебель, секретарши со знанием английского языка, поездки за рубеж для обмена опытом, нанимаются дорогостоящие консультанты и т.д.
Аналогично поступили и в этот раз. Президент свои указом создает “Национальный Совет Реформ” во главе с известным экспертом в области информационных технологий Д.Шимкивым. Парню поручили реформировать систему управления в стране. Вот так сразу. Все по правилам жанра.
Почему оказались беспомощными все предыдущие президенты и почему неудача постигнет и тандем Порошенко – Шимкив?
Дело в том, что все президенты пытались реформировать бюрократию с помощью самой… бюрократии.
Все политические решения принимаются исключительно на основе той информации, которую предоставляет политикам… бюрократия. Других каналов информации нет.
Но если дело касается самой бюрократии, она предоставит только такую информацию, которая ей выгодна. Она быстро вам на цифрах докажет, что она вполне эффективна, что она перегруженна работой, что единственная проблема – это нехватка людей и низкие зарплаты.
Для того чтобы проверить информацию, поступающую из бюрократической системы, надо иметь параллельную ей, но бюрократическую же систему. Но и ее тоже надо проверять. Круг замыкается. Реформатор бессилен.
Рассмотрим простенький пример из практики того же главного реформатора страны Димы Шимкива. Так как он обожает общаться с прессой, то приведем цитату:
Говоря о качестве работы государственной службы, заместитель главы АПУ Д. Шимкив отметил важность финансовой мотивации госслужащих.
“В любой организации система поощрения и мотивация должны работать. Если система поощрения и мотивации отсутствует, очень сложно ожидать качественный результат”, – сказал Дмитрий Шимкив.
Он напомнил, что с 2006 года государственным служащим только один раз на 45% была повышена зарплата, в то время как средняя зарплата в стране за этот период выросла в четыре раза. Среднемесячная зарплата чиновника центральных органов власти, дескать, составляет 61,3% от уровня средней зарплаты в Киеве, а местных администраций – 46,9%.
“Мы не просто не доплачиваем государственным служащим – мы их презираем нашим отношением, нашими законами, нашими постановлениями. Вопрос не в количестве, а в качестве мотивации” – конец цитаты.
Сразу скажем, что среднюю зарплату по Киеву никто не знает. Что твориться в тени – это тайна за семью печатями. Но бюрократия представила Дмитрию нужные ей цифры и представила себя в роли страдальца. Разобраться, сколько именно получают чиновники в течении года в виде прямых и косвенных льгот, почти невозможно. Но Шимкива уже подвели к правильному выводу.
Пример это простенький, но показательный. Именно так решаются все вопросы “реформирования” бюрократии. И чем опаснее вопрос для бюрократии, тем ожесточённее ее сопротивление..
Во всем цивилизованном мире бюрократию реформируют политические партии, которые представляют те общественные классы, которые именно и заинтересованы в реформах. Политически партии – это сложные экспертные сообщества, накапливающие информацию и опыт в тех вопросах, которые для них критичны. Поэтому они обладают необходимыми знаниями и информацией для проведения реформ помимо самой бюрократии.
А в Украине создано сословно-феодальное общество. В таком обществе нет классов и соответственно нет политических партий, которые представляют эти классы в парламенте. А есть обычный охлос, которому подбрасывают различные олигархические проекты перед выборами.
При такой политической структуре общества ни один Президент не в состоянии провести административную реформу. Ему просто не на кого опереться.
Он одинок и беспомощен перед лицом богатого и всемогущего клана бюрократии. Ну разве что Дима Шимкив поможет?