Спросили недавно мое мнение об идее Балашова 5.10. Я же налоговый юрист, должен понимать. Спрашивали? Отвечаю.
5% – это ставка налога с оборота (с продажи), которым Балашов предлагает заменить все прочие налоги. 10% он предлагает брать с доходов граждан. Оставим пока десять как не особо интересное. Рассмотрим 5%.
Автор идеи предлагает платить 5% от суммы любой продажи (товара, услуги). 5% отсчитываются от всей суммы, которую покупатель платит, а продавец получает. Сколько продавец потратил, чтобы всю эту сумму от покупателя получить, Балашов не учитывает. Вот я как адвокат проконсультировал клиента, и получил за свою услугу 100 гривен. Уплатил 5 гривен балашовского налога. Ощутил прилив счастья – 95 гривен чистыми у меня в кармане. …
Мой друг продает на рынке овощи. Купил на оптовом товара на 50 гривен, привез на машине на рынок, где торгует: 5 гривен на бензин, ТО для автомобиля, стоянку платную, еще 5 уплатил на рынке за место, купил пакетиков, еще там на что-то на 10 гривен (допустим, зарплату продавцу). Продал купленный товар за 100, уплатил балашовского налога 5. Что там в кармане зашуршало? 100–50–5–5–10–5=25. Всего осталось 25 гривен. Чистая прибыль 30, и с нее отдал налога 5, а бессовестный адвокат с прибыли в 100 уплатил те же 5.
Где же справедливость? Хотя какая тут справедливость, если жадный спекулянт рыночный сделал наценку 100%, то есть в 2 раза (помните, купил овощи за 50, а продал за сто)? Те, кто в теме, конечно, знают, что такая сказочная 100% торговая наценка – редкость. Обычные торговые накрутки ниже. А затрат у продавцов намного больше.
Выходит, что применение такого якобы низкого 5-процентного налога для бизнеса, который предполагает затраты, – это просто катастрофа, а для тех, кто продает нематериальные услуги, этот налог – что-то не заметное.
Мне, конечно, как консультанту, 5% налога с оборота нравится. А вот понравится ли он владельцу большого завода, где есть затраты на покупку сырья, газа, электроэнергии, зарплату трудовому коллективу и прочие многочисленные расходы? Или же мелкооптовому торговцу, у которого наценка на товар не превышает 10%? В этом случае он отдаст половину от всей выручки, а его затраты никого не волнуют. При этом, на обычной системе налогообложения, которая сейчас действует в Украине, предприятие платит налог по ставке 18% от чистой прибыли (примитивно, чистая прибыль – это валовая выручка минус затраты). К примеру, если предприятие получило 100 гривен дохода, 90 ушло на затраты, а 10 – это чистая прибыль, то сумма налога на прибыль составляет всего 1,8 гривен.
Особо продвинутые напомнят мне за НДС, который, видите ли, вымывает оборотные средства у бизнеса, и платится вдобавок к налогу на прибыль. Да, есть еще и НДС, но даже он гораздо гуманнее, чем пропагандируемый балашовский бред. Хотите простой расчет, сколько предприятие платит НДС? Давайте, запросто поясню.
Ставка НДС составляет 20%, но при этом из суммы к оплате вычитается НДС, который начислен поставщиками. Выглядит это так: завод продает мыло по цене 120 за единицу. НДС, как вы можете увидеть в кассовом чеке, – 20 гривен, но при этом завод купил соду и жир, из которых это мыло сварено. Соды куплено на 60 гривен, жира – на 30. Всего приобретено сырья на 90, включая НДС. В этих 90 гривнах есть и 15 гривен “входного” НДС (смотрите на чек поставщика), которые уменьшают сумму НДС, которые завод обязан уплатить государству. Выходит, что из 20 гривен начисленного продавцом мыла НДС вычитается 15, которые он уплатил поставщикам, а сам производитель мыла уплатит в бюджет всего 5 гривен НДС от 120, вырученных за весь товар. Бремя налога несет счастливый, чисто вымытый покупатель мыла, так как продавец просто добавляет 20% к продажной цене.
При этом суммы НДС никак не учитываются в расчете налогооблагаемой прибыли. Ставка налога на прибыль сейчас 18%. Сумма прибыли в рассматриваемой операции 120-20-90=10 гривен. Следовательно, налог на прибыль составит все те же 1,8 гривен. Конечно, и эта сумма НДС в 5 гривен не мала, и я тоже считаю, что ставка НДС 20% чрезмерно велика для нашей экономики. Но этот налог – почти единственный, от которого невозможно уклониться хитросделанному украинцу, и при этом он экономически целесообразен и справедлив, в отличие об балашовской уравниловки. Ведь НДС взимается только от реальной наценки, а не от общей выручки.
Об уклонении от налогов я напишу отдельно, а пока я хочу разгромить дотла антиэкономическую балашовскую чушь про 5.10.
Балашов предлагает облагать налогом в 5% каждую операцию по продаже. Представим себе высокотехнологический бизнес, производство сложной техники с системой многоступенчатой кооперации, когда у предприятия, которое осуществляет окончательную сборку товара, есть много поставщиков, а у тех – свои поставщики, и далее по цепочке. То же производство автомобилей, например. Здесь огромное число продаж сырья и комплектующих – производство резины для шин, проводов для электрики, сырья для производства металла для корпуса и деталей (руда, кокс), прокат, химические компоненты и составляющие для краски, текстильное сырье для салона и многое другое. Все это поступает на автозавод через несколько продаж, каждая из которых будет автоматически повышать цену на 5%. Представляете себе, сколько на выходе будет стоить автомобиль?!
Экономисты называют это каскадным эффектом налога с оборота. Само собой, ничего хорошего это не несет. Создать полный и замкнутый цикл производства на одном предприятии – невероятно, поскольку это требует невозможного сосредоточения разнообразных производств в одном месте (от коксохимии и лакокрасок до текстильного производства и пластмассового литья).
Для полноты картины следует сказать, что этот налог с оборота не нашел своего массового применения. Более или менее он использовался в СССР после Второй мировой войны. Думаю, что это не самый лучший пример для подражания, тем более что экономика СССР была не рыночная, и налогообложение, то есть отнимание государством денег у государственных предприятий, было не более, чем перекладыванием денег из одного кармана в другой.
Надеюсь, я доступно изложил. Именно по всем этим причинам никто из образованных людей не воспринимает всерьез это “движение 5.10”. А для необразованных оно вообще не понятно.
Глядя на грустную картину теневой украинской экономики, можно предположить, что ступенькой к цивилизованной уплате налогов, в процессе реформирования налоговой системы, можно рассмотреть применение налога с оборота (налога с продаж). Но только как временную меру и только на переходный период, чтобы приучить население к обязательности уплаты налогов и к их неизбежности. Налог с оборота действительно неизбежный, так как его придется платить в любом случае, если деньги прошли по банковскому счету.
НДС тут проигрывает по той причине, что в нем есть еще и коррупционная составляющая. При экспорте (вывозе сырья или товаров за границу) украинские плательщики НДС получают от государства возмещение НДС, который они уплатили своим поставщикам. Такая вот особенность этого налога. Если мыло едет на экспорт по цене 120 долларов за ящик, 20 долларов, которые изготовитель мыла уплатил в цене купленных жира и соды, бюджет должен вернуть.
Учитывая тот факт, что Украина экспортирует огромные объемы металла и кое-что другое, возврату подлежит совсем немалая сумма, которая часто коррупционным путем еще искусственно завышается. Думаю, что вы уже и сами знаете, что для получения сумм возмещения НДС, нужно кому надо хорошо занести.
Налог с продажи лишен этого недостатка. Но его нужно очень аккуратно применять. Должна быть маленькая ставка: не более 1-3%, а для отдельных видов деятельности и того меньше. Ставка налога с продажи должна быть дифференцирована для разных отраслей, в зависимости от уровня затратности. А некоторые продажи сырьевого сегмента и продажи, предназначенные для многоступенчатой кооперации, должны быть вообще освобождены от этого налога. Большая его часть должна взиматься уже с готовой продукции, чтобы именно розничные продажи приносили наибольшие суммы бюджетных поступлений от налога с оборота.
Экономисты должны тщательно рассчитать полезные правила для налога с продаж, поскольку на самом деле у нас такой налог уже давно существует. Имеется в виду так называемый единый налог в системе упрощенного налогообложения. Немало украинских предприятий и предпринимателей давно уже и весьма успешно платят 5% с оборота и считают это вполне для себя приемлемым. Такая система, действительно, очень проста и почти не оставляет места для ошибок и злоупотреблений через двоякое толкование.
А напоследок я скажу, что в процессе унификации законодательства с ЕС нам придется приближаться к европейским принципам налогообложения. Это значит, что НДС таки будет, а упрощенная система – нет.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook