1. Единственный политический итог 100 дней новой коалиции и правительства — концентрация власти в руках Президента. Стоит отметить, что украинцы никаких позитивных социально-экономических изменений не ощутили. Правительство Гройсмана продолжает губительный для экономики и населения курс предшественников.
2. Парламентская коалиция существует только на бумаге. Коалицианты разбегаются по новым политическим проектам и не хотят принимать необходимые стране решения. Нет оснований надеяться и на то, что с началом новой сессии парламент начнет работать продуктивнее. Изменить ситуацию могут только перевыборы Верховной Рады и формирование новой исполнительной власти.
3. Предложенный Гройсманом план реформ – набор обещаний для успокоения общественности. Из 100 дней работы нового правительства 57 были потрачены на согласование планов работы с общественностью. Общественности был презентован обширный, но без революционных шагов, документ, который нельзя было назвать “планом действий правительства реформаторов”.
4. Так называемый “новый курс” – это вольный пересказ программы отправленного в отставку старого правительства. Его пункты звучат знакомо: макроэкономическая стабилизация, повышение качества госуправления и государственных услуг, противодействие коррупции, восстановления безопасности государства и создание благоприятных условий для развития бизнеса. При этом основным “критерием эффективности” должно стать повышение уровня жизни простых украинцев. Однако все это – лишь обтекаемые формулировки.
5. Международные партнеры Украины продолжают заявлять о коррупции в украинской власти. Требование к правительству одно: пока нет реформ и нет реальной борьбы с коррупцией – денег не будет. Точно такие же сигналы поступают и от других стратегических партнеров – США и Евросоюза. Переговоры о получении третьего транша МВФ ведутся уже почти год. Привлечь деньги не удается и это прямое свидетельство разочарования международных партнеров в украинской власти.
6. Правительство ставит население на грань выживания. По данным Госстата, в 1 квартале 2016 года реальные доходы населения Украины, определенные с учетом ценового фактора, упали на 14,9%. При этом половина населения вообще не верит в возможность улучшения ситуации, только 5,4% украинцев все-таки надеются, что жить станет легче.
7. Эффективные решения, “растворились” в коррупционных схемах. Одно из первых касалось упрощения регуляторных процедур импорта фармацевтических препаратов. Но изменений в этом социально важном сегменте рынка до сих пор не наблюдается.
9. Задача макроэкономической стабилизации провалена. Гарантией макроэкономической стабилизации является получение международной помощи, в том числе от Международного валютного фонда, с которым правительство Гройсмана до сих пор не подписал соответствующего Меморандума. Фактически правительство уже зашло в тупик. Для продолжения сотрудничества с Фондом Украина должна продолжать реформы в энергетическом, финансовом секторе и на государственных предприятиях.
10. Тарифная политика – образец цинизма и непрофесссионализма правительства. 1 мая правительство провело повышение тарифов на газ для населения до рыночного уровня, в результате чего топливо стало обходиться украинцам почти в два раза дороже, чем раньше. Статистика за последние 6 месяцев свидетельствует о значительном дисбалансе в этой сфере. Средний доход трудоспособного населения в Украине составляет 2315 грн, он даже меньше, чем установленный Министерством социальной политики прожиточный минимум – 2615 грн. Правительство объясняет этот непопулярный шаг необходимостью наладить сотрудничество с западными партнерами, ведь повышение тарифов, якобы, было одним из требований МВФ для продолжения предоставления Украине финансовой помощи.
Депутат Киевского областного совета, руководитель фракции “Оппозиционный блок” Валерий Ксензенко