Для того, чтобы корова меньше ела и давала больше молока, надо ее меньше кормить и больше доить
Кот Матроскин
Революционный рост тарифов на энергоносители, запланированный правительством, приведет к коллапсу в энергетике и ЖКХ.
Энергетика Украины в системном кризисе. Для выхода из него революционно-европейское правительство Арсения Яценюка второго созыва решило действовать привычно и незатейливо – поднять тарифы на энергоносители до экономически обоснованного или рыночного уровня. То есть героическую миссию спасения энергетических госкомпаний было решено возложить на рядовых граждан. Революционная целесообразность – это прекрасно, только результат может превзойти ожидания даже самых прожженных скептиков.
Исходя из того, что поднятие тарифов на газ неоднократно предлагалось провести весной 2015 года, будем считать, что и другие энергоносители возрастут соответственно и попробуем представить экономический эффект от таких действий.
Газ. В аргументации премьера основной причиной для роста цен является дефицит бюджета государственной (!) НАК “Нафтогаз Украины”. То есть, компании, которая на сегодня является фактически монополистом по поставкам газа всем категориям потребителей, и ни о каком рынке и конкуренции речи и быть не может. Более того, плачевное финансовое состояние НАК есть прямым следствием недоговороспособности правительства по вопросу цены на газ с крупнейшим поставщиком – “Газпромом”.
И не надо говорить про агрессию. Ситуация на Востоке страны совершенно не мешает государственным НАЭК “Энергоатом” заключать договора на поставку топлива из РФ, “Центрэнерго” закупать уголь на Кузбассе, а “Укринтерэнерго” импортировать электроэнергию из России. И последняя оговорка Яценюка о возможности решения спорных вопросов с “Газпромом” до суда в Стокгольме еще раз подчеркивает возможность бесконфликтного выхода из ситуации.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook
Возвращаясь к рыночной цене. Глава НАК Андрей Коболев еще весной заявлял, что таковой является тариф для населения и ТКЭ сопоставимый со стоимостью газа для промышленности. Сегодня цена на природный газ для промышленности составляет 5,9 тыс. грн за 1 тыс. куб. м. Соответственно, с НДС эта цифра переваливает за 7 тыс. грн за 1 тыс. куб. м. Население платит сегодня с НДС 1089 грн за 1 тыс. куб. м при потреблении до 2,5 тыс. кубометров в год. А таких потребителей большинство. То есть, для выхода на экономически обоснованный уровень, цена на газ для населения должна увеличится в 7 раз.
Тепло и горячая вода. Здесь ситуация также будет оставлять желать лучшего. Поскольку большинство котелен используют в качестве основного топлива газ, а его доля в себестоимости производства Гкал составляет порядка 60%, то вполне ожидаемым будет пропорциональный рост стоимости тепла и горячей вода в 3-4 раза в зависимости от региона. В абсолютных цифрах это составит порядка 30-40 грн за квадратный метр, поскольку счетчиков тепла непозволительно мало и их установка в большинстве многоквартирных домов связана с рядом серьезных проблем. Та же судьба ждет и горячую воду, тариф на которую сегодня в Киеве составляет 25 грн за 1 куб., а после нововведений правительства составит 75-100 грн за 1 куб.
Электроэнергия. Здесь ситуация несколько иная, поскольку до последнего времени Украина являлась профицитной страной-производителем электроэнергии. Хотя дисбаланс между тарифами для промышленности и для населения также достаточно большой – почти в 4 раза. Но, как говорится, есть нюанс. В абсолютных цифрах разница между тарифом для населения 0,31 грн за кВт-ч при потреблении до 150 кВт-ч/мес. и промышленным в среднем 1,3 грн за кВт-ч.
Опыт соседних стран, не входящих в члены ЕС, показывает, что такой разрыв в тарифах есть только в Украине. В целом, разница между ценой электроэнергии для населения и промышленности составляет в пересчете на гривну порядка 10-15 коп. Безусловно, что базовый тариф для населения позволяет двигаться в сторону повышения тарифа. Вопрос в том, с какой скоростью будет происходить данный процесс.
Подведем предварительные итоги для гражданина со средним доходом в 3,5 тыс. грн, проживающего в двухкомнатной квартире средней площадью 50 кв. м. Газ на конфорку – 70 грн по нормативу на двоих; электричество – 200 грн при потреблении до 150 кВт; отопление – 1000 грн; горячая вода – 300 грн при потреблении 3 кубов. Ну и, соответственно, холодная вода и водоотведение, еще пусть 50 грн. Итого, с учетом квартплаты получим порядка 1 800 грн в отопительный сезон и 800 грн вне оного. В год получается 15 600 грн оплаты за коммунальные услуги.
А теперь главная вишенка на этот тарифный торт. В Европейском Союзе, куда активно нас ведут Президент и правительство, доля расходов на ЖКХ составляет 6% от средних доходов населения. Это тот порог, при котором население готово оплачивать коммунальные расходы на уровне 95%. Каждый процент дополнительных расходов будет снижать уровень платежей за коммуналку. Если мы посчитаем пропорцию по приведенному выше примеру, то получим, что расходы на ЖКХ нашего усредненного гражданина составят 37% от его доходов. О каком уровне европейской жизни при этом можно говорить?
Не следует также забывать, что кратный рост цен будет разгонять инфляцию, а курсовые риски будут просто съедать всю экономическую целесообразность повышения. Прецедент уже был в этом году, когда 50% рост тарифов был полностью нивелирован девальвацией нацвалюты, о чем не преминул сообщить действующий премьер.
Правительству необходимо честно сказать, что при таком уровне тарифов на энергоносители, доходы среднестатистического украинца должны составлять в базе 22 тыс. грн в месяц, без учета индексации по уровню инфляции и девальвации нацвалюты. В таком случае размер оплаты за коммунальные услуги будет соответствовать европейской практике и составлять 6% от доходов.
В противном случае, реакция потребителей на рост цен в полном соответствии с экономической теорией будет резко негативна и значительна. При повышении тарифа на 1% сбор платежей падает на 0,2%, а в некоторых городах может достигать 1%. Следовательно, при 3-4-кратном росте цен, падение уровня платежей примет просто лавинообразный характер, что будет иметь непредсказуемые последствия для ЖКХ и украинской энергетики. И речь будет идти уже не о проведении реформ, а сохранении минимальных уровней работы систем жизнеобеспечения государства.