Киевляне на ожидание в пробках тратят 10 млн часов в неделю, и это только по самым скромным подсчетам. Два миллиона. Дважды в день. По полчаса. Пять дней в неделю.
“Когда сможете подъехать? – Через двадцать минут. Если пробок не будет”. “Доедем за час. Если пробок не будет”. И кому не знакома эта милая фраза “если пробок не будет”? Есть в ней что-то вязко-обнадеживающее. Обещающе-отмазывающее. Трансцендентное.
Пробка. Реальность, данная нам не только в ощущениях, а и в опозданиях, нервах, расходах и, что самое главное, – в потерянном навсегда времени. Это больно.
Хотя, мы народ битый и тертый – ко всему привыкнем. Научимся, в конце-концов, просто не замечать, какой кусок жизни у нас отбирает этот побочный эффект цивилизации.
Выход, конечно есть. Даже несколько.
Ну, первый, классически-правильный, затратный и потому недостижимый – это строительство мостов, развязок и дорог т.н. “второго уровня”. Всего-то нужно поднять дорожный сбор раз эдак в 5-6 (с учетом стандартного распила и воровства – до 10 раз), аккумулировать в течение 30-40 лет необходимый бюджет, и – вперед, на освоение!
Вот только принцип “пока толстый похудеет – худой сдохнет” работает здесь на все сто. Ибо совершенно неохота платить сегодня за то, что, может, вообще и не увидишь. Мы не настолько богатые люди, чтобы смотреть на перспективу, а тем более смотреть собственным карманом. Так что, проект спокойно уходит в раздел “Утопия”.
Вариант №2. Навеян из детства. Принцип заложен в добром старом мультике об Одуванчике: “Нужно или в щеках похудеть или в стебле поправиться”. Коль со стеблем не сложилось – будем давить автомобилиста, эк расплодились-то.
Здесь небольшое лирическое отступление. Судя по действиям правительства и при ургентной необходимости наполнения бюджета, у нас в стране два вида дойных коров: алкоголики/курильщики и автомобилисты. При случае обратите внимание – коль дыра в бюджете жди повышения акциза, стоимости спирта, штрафов ГАИ и растаможки.
Но это ургентно. То бишь, срочно и вне плана. Так что, не чаще двух раз в год. “Если водка будет восемь – все равно мы пить не бросим”, – погрустят, бедолаги, и все равно понесут свою трудовою гривню в лабаз, а, значит, и дядям “под куполом” что-то перепадет. Не хлебом, как говорится, единым.
А вот системный подход пока не отработан. Сколь не повышай тарифы на парковку – ездят. Идея сделать отдельные дороги платными так же хороша, как и запрет ездить по центру машинам стоимостью ниже 100 тыс. долл. В-общем, как ни дави автолюбителя – выкарабкиваются. Живучие они. Или терпеливые. Снова облом.
Популяризация скутеров и велосипедов – не для нас. Ну разве согласится среднестатистический киевлянин с донецкой (к примеру) пропиской, купивший на последние деньги БМВ с трехлитровым двигателем или подбирающий авто с вопросом “а на какую сумму кредит дадут?”, пересесть на какой-то там удобный небольшой экономичный мопед? А как же понты? Вы замечали когда-нибудь, с каким пафосом произносится фраза “Я общественным транспортом не пользуюсь”? Это же музыка сфер!
Хотя, если задуматься, метро – это достаточно удобный способ передвижения. По-крайней мере, не будучи снобом, на важную встречу я поеду на метро. Единственный способ просчитать время в дороге с точностью до 5-10 минут.
А пока… Пока ничто снобистское мне не чуждо и: “Выходите, машинка подъехала. – За полчаса доедем? – Если пробок не будет”.
P.S. Мой водитель на все эти размышлизмы изрек гениальный по своей простоте и эффективности вариант. Для того, говорит, чтобы в Киеве пробок не было, надо взорвать все мосты на Левый берег. Так-то.
Сергей Медведев, управляющий партнер компании “Лаборатория человеческих судеб”, специально для КиевВласти