Чёрная пятница прошла, белый понедельник закончился.
Черная пятница – один из действенных механизмов идеи потребления США проник во все страны мира.
Черная пятница родилась в Пенсильвании после обвала рынка золота в 1869, и в последующие годы это понятие использовалась для других биржевых кризисов.
Логика, как я думаю, здесь в выборе месяца – последний в серости, переломный между летом и осенью, зеленым и желтым, перед белым – первым зимним месяцем. Когда у людей меняется гамма цветов в их незыблемом образе жизни. Организм понимает, что его ждут перемены. Чувства иссякают, как после изнурительной пробежки серым утром. Мозг и тело требуют новых эмоций. И вроде как конец месяца – люди потратили свою месячную зарплату, но реклама скидок чёрной пятницы подсознательно заставляет “не газовать в заторах”, призывая купить максимально больше вторичных или бесполезных вещей и услуг.
Посмотрел в чёрную пятницу на украинский рынок акций – скидок не нашёл. Хотел купить акции “Укргазбанка”, думал, будут скидки, но нет. Конечно, кто же продаст дешевле, чем минимальная стоимость, ведь завтра туда зайдёт международный инвестор по цене номинала, а послезавтра эти акции будут стоить уже не 1 гривну, а 3 и 5 гривен, как это было до кризиса.
Посмотрел стоимость недвижимости – нет, не упала, заехал в Эпицентр и Леруа Мерлен – да скидки есть, но на товары широкого потребления. На керамоплитку, например, акций нет, а если и есть, то только на остатки. “И поэтому все так произошло”, – как говорит Эдуард Суровый. В понедельник я начал выбирать недвижимость в зеленой Буче и выставлю заявку на покупку акций “Укргазбанка”.
Вот уже около 100 лет как США живет с национальной идеей потребления – и где она? Со своими проблемами? Почивает на лаврах мировой экономики. И все благодаря национальной идее, которая глубоко проникла в умы граждан. “Первый миллион”, “Страна возможностей”, вот с чем ассоциируется США во всем мире.
Я в свои 35 лет не знаю, какая национальная идея Украины. По М. Грушевскому, согласно историческому архетипу украинца, национальной идеей последнего является “созерцательный индивидуализм”.
Можно долго спорить, но однозначно Украина как государство нуждается в современной Национальной идее. Каждый инвестор знает, что самое дорогое – это идея.
Так, идея обогащения и первого миллиона долларов заняты США, работоспособность и производство занято Японией и Китаем.
Уверен, энергосбережение, зеленая энергетика – недооценены и это то, что будет дорожать быстрее, чем нефть, газ и другие природные ресурсы .
Национальной идеей может быть энергосберегающие, экологические продукты и разработки, которые уже востребованы на мировом рынке, а “Зелёный месяц” будет проникать в дома всего мира, распространяя национальную идею Украины. Осталось только высчитать наиболее подходящий месяц для большинства стран – унифицировать, как это сделали с чёрной пятницей и запустить.
“Зелень нас спасет” – нужно сделать обертку и прорекламировать.
Артем Глущенко, архитектор, общественный активист