Двадцать девятого сентября Киевская городская территориальная избирательная комиссия зарегистрировала кандидатом на пост городского головы столицы главу Совета Политической партии местного самоуправления, доктора наук государственного управления Александра Кондрашова. Мы решили более детально познакомить киевлян с кандидатом.
“К своим 30 годам я подошел с ученой степенью и двумя высшими образованиями”
– Александр Николаевич, расскажите немного о своем детстве, родителях, учебе?
– Я, как и многие мои сверстники, вырос в нормальной советской семье тружеников. Родился в 1974 году, в Киеве. Мой отец, Николай Николаевич, в то время трудился инженером на Жулянском машиностроительном заводе в городе Вишневое. Мама, Тамара Александровна – детским врачом в центральной городской больнице.
Мы с моей младшей сестрой Светланой очень много читали. Родители собрали огромную библиотеку, в которой были как произведения классиков, так и научные труды выдающихся ученых.
Интерес к точным наукам мне привил папа. А моя сестра решила лечить детей, как и моя мама. С самого раннего детства родители прививали нам чувство ответственности за свои дела и поступки, учили доводить начатое до конца, верить и помогать людям, много работать над собой и никогда не останавливаться на достигнутых успехах. Я очень благодарен моим родителям.
– Какой успех в Вашей жизни и карьере Вы считаете главным?
– Я считаю, что даже поражение в какой-либо жизненной ситуации, если оно осознано тобой, является успехом. Ведь человеку свойственно учиться на собственных ошибках.
Я очень горд тем, что смог, как и мои родители, постоянно двигаться вперед, несмотря ни на какие жизненные коллизии. Я выбрал профессию экономиста, поступив в Киевский институт гражданской авиации. А через полгода после выпуска меня пригласили, как молодого специалиста, на работу в налоговую милицию, которая тогда только была образована. Первая моя должность – инспектор дежурной части, звание – лейтенант. А уже через пятнадцать лет службы я был генералом – государственным советником налогового и таможенного дела III ранга.
Сразу по приходу на службу меня рекомендовали на учебу в Академию налоговой администрации. Я ее закончил в 2002 году по специальности “юрист”. Параллельно, поступил в аспирантуру Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Украины. До 2001 года работал над кандидатской диссертацией, и в 2002 году защитился в этом же институте, получив научную степень – кандидат экономических наук. Таким образом, к своим 30 годам, я подошел с наличием ученой степени и двумя высшими образованиями – экономическим и юридическим.
А уже в 2004 году начал работать над докторской диссертацией. В то время, в Украине появилась новая специальность – государственное управление. Имея за плечами опыт управленческой работы и глубокие знания в экономике, налоговой политике, юриспруденции, я сосредоточился именно на этой специальности. В 2009 году я стал доктором наук государственного управления.
Читайте также: Александр Кондрашов: “Демократия без местного самоуправления невозможна”
Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность известным ученым – научному руководителю моей кандидатской диссертации, ныне, к сожалению, покойному Пашуте Николаю Тимофеевичу, и научному консультанту докторской диссертации Бодрову Владимиру Григорьевичу, который сегодня заведует кафедрой в Академии государственного управления при Президенте Украины.
“Патриотизм крымских налоговиков оказался не нужен правительству Украины”
– В 2013 году Вы были назначены на должность руководителя Главного управления Миндоходов в Автономной Республике Крым. Пресса писала, что всего за год работы Вам удалось увеличить поступления в местные бюджеты на 370 млн грн. После аннексии Россией Крыма Миндоходов долгое время оставалось единственным государственным органом Украины на полуострове. Как получилось, что после возвращения в Украину команда крымских налоговиков оказалась невостребованной?
– Мне и моим единомышленникам действительно удалось сформировать в Крыму команду профессионалов, которые сумели выстроить эффективную систему противодействия теневой экономике. Главный акцент нашей работы был направлен на осуществление активного диалога с бизнесом. За год работы я провел более100 рабочих встреч с представителями малого и среднего предпринимательства. Нами было организована работа более 20 сервисных центров по обслуживанию плательщиков налогов.
Наша философия заключалась в простом принципе – если ты честный налогоплательщик, то ни один сотрудник налоговой службы не переступит порог твоего предприятия. И это принесло свои плоды. В 2013 году доходы местных бюджетов автономии увеличились на 370,6 млн грн. Общий объем поступлений составил около 5 млрд грн. Следует подчеркнуть, что 95% из этой суммы предприниматели заплатили добровольно. И лишь 5% было собрано в результате фискальной работы службы.
После аннексии полуострова Главное управление Миндоходов действительно было единственным действующим государственным органов Украины на полуострове – достаточно длительное время. Когда все административные здания Украины были захвачены, мы оставались последним оплотом украинской государственности в Крыму.
Мне выдвинули ультиматум – либо я принимаю присягу на верность оккупационной власти, либо здание будет захвачено. Но, в отличие от некоторых чиновников Крыма, в том числе и военных, которые предали Родину при первой же опасности, моя позиция осталась неизменной – дважды не присягают.
Когда ситуация обострилась до предела, нам было предложено правительством Украины покинуть полуостров и переехать для продолжения службы на материковой части страны. Но дальше предложений дело не пошло. Я и другие сотрудники, которые покинули полуостров, проявив патриотизм, оказались не нужны правительству Украины. Многие уволились сами, от многих избавились методом люстрации. И это очень прискорбно. Ведь на фоне популистских предвыборных лозунгов “Мы вернем Крым!”, никто из государственных чиновников и парламентских политиков понятия не имеет, как это сделать, и ничего не делает. Но, рано или поздно, предателям придется ответить за измену Родине.
“Мы хотим привести в мэрию Киева лучших профессионалов своего дела”
– Вы пошли в политику из-за обиды на правительство?
– Да нет, что вы (смеется, – ред.). Я человек не злопамятный и не обидчивый.
Мне просто каждый день больно наблюдать за тем, как безграмотные, недальновидные правители уничтожают страну. Как нищает работоспособное, молодое население, как умирают без еды и лекарств старики, а пенсии тех, кто пытается выжить подработкой, облагают налогами. Мне больно осознавать, что лучшие ученые Украины с мировыми именами сегодня отстранены от процессов управления страной, а в парламенте сидят определенные индивидуумы, которые не имеют даже полного среднего образования.
Я пошел в политику, если хотите, для формирования системы противовеса тем бездарным личностям, которые сегодня правят страной. Проблемы местного самоуправления меня всегда интересовали. Свой опыт и взгляд на развитие местного самоуправления я изложил в научной монографии “Пути формирования и развития самодостаточных субъектов муниципального движения: европейские измерения и ориентиры” (2013 г.).
Мои жизненные принципы пересекались с идеологией Политической партии местного самоуправления, которая предложила мне в этом году возглавить ее совет.
Я очень рад, что встретил понимание в рядах партии. И на данный момент, наша политическая сила стала мощной площадкой, которая сплотила вокруг себя ведущих ученых страны в области государственного и муниципального управления, специалистов-практиков.
Читайте также: Партия местного самоуправления создает кадровый резерв госслужащих
Мне также приятно, что к нашей партии присоединились представители органов самоорганизации населения – комитетов домов, кварталов, микрорайонов, районов. Это те люди, которые как никто другой знают проблемы местного самоуправления не понаслышке. Многие из них сегодня в списках кандидатов в депутаты местных советов. Наша гордость – партийный список кандидатов в депутаты Киевского городского совета.
Недавно мы инициировали проведение первого Всеукраинского съезда ученых и специалистов в области государственного и местного самоуправления. Наша политическая сила поддержала резолюцию съезда: создала научно-экспертный совет партии, приступила к формированию единого электронного кадрового резерва специалистов государственной и муниципальной службы. Мы ведем в мэрию Киева лучших профессионалов своего дела!
Читайте также: Партия местного самоуправления добавит власти ума
На днях мы презентуем “Стратегическую (дорожную) карту” развития органов местного самоуправления, которая станет своего рода методическим пособием для депутатов, председателей городских, поселковых, сельских советов.
“Мэр-хозяйственник обязан вернуть Киеву финансовые преференции”
– Вы Заслуженный экономист Украины. Какие на ваш болевые точки испытывает бюджет Киева?
– В этом году Киев попросту ограбили. Впервые за историю независимости Украины, Киев не получил ни копейки субвенций из государственного бюджета на выполнение функций столицы. При минимальной годовой потребности в 3-4 млрд грн – ни копейки! Что это значит? Это значит, что при молчаливом согласии городских властей Кабмин переложил финансовую ответственность за содержание государственных административных зданий на плечи киевских налогоплательщиков.
Отсутствие субвенции поставило столицу на грань техногенных катастроф. За счет государственных средств Киев хоть как-то, но латал дыры Главного городского канализационного коллектора, поддерживал безопасность Бортнической станции аэрации. А в 2013 году правительство планировало за счет государственных ресурсов приступить к капитальным ремонтам этих объектов. На данный момент денег на устранение техногенных угроз у Киева нет.
Я уже не говорю о том, что отсутствие госсубвенции на выполнение функций столицы ставит крест на строительстве новых станций метрополитена, Подольско-Воскресенского мостового перехода, подземного тоннеля от площади Победы до Бессарабской площади, реконструкцию Охматдета и других государственных проектов.
Читайте также: Александр Кондрашов: “У нашей политической силы есть четкое видение киевских проблем и путей их решения”
Почему власти столицы не отстаивают интересы киевлян? В 2012 году Киев получил на выполнение функций столицы 4,6 млрд грн, в 2014-м – 1,9 млрд грн, в 2015-м – 0 грн. И более всего удручает то, что ситуацией столичная власть не обеспокоена и сегодня. На фоне громких предвыборных плакатов, на которых мэр шагает в известном только ему направлении, в проекте государственного бюджета на 2016 год отсутствует субвенция на выполнение функций столицы. Таким образом, город вновь окажется без денег, заложником техногенных катастроф.
Кроме того, за год из городского бюджета было использовано не по целевому назначению около 600 млн грн! Эта сумма практически эквивалентна расходам на образование, которые заложены в бюджете 2015 года в объеме 584,7 млн грн.
Мы добиваемся того, чтобы Киеву в рамках децентрализации полностью вернули поступления от налога на доходы физлиц и 50% поступлений от налогообложения прибыли предприятий.
В текущем же году столицу попросту ограбили, предоставив в распоряжение всего 40% налога на доходы физлиц и 10% на прибыль предприятий.
Согласно с бюджетом столицы на текущий год, ожидаемые поступления от налога и сборов с доходов физлиц составляют 6 млрд 586 млн 558 тыс грн. Если Киеву удастся выполнить плановые показатели из собранной суммы государству придется отдать 3 млрд 951 млн 935 тыс. грн. В итоге останется 2 млрд 634 млн 623 тыс грн.
Из планируемых поступлений от налогообложения прибыли предприятий, которые зафиксированы в бюджете на уровне 820 млн 200 тыс. грн городу достанется лишь 10% – или 82 млн 20 тыс грн.
Таким образом, в общей сложности Киев теоретически теряет 4 млрд 690 млн 115 тыс. грн. Что же предлагает государство Киеву в качестве компенсации? Поступления от акцизного налога, ожидаемый сбор которого планируется на уровне 796 млн грн плюс поступления налога на недвижимое имущество в размере 50 млн грн. В общей сложности выходит 846 млн грн ожидаемых Киевом компенсаций против 4 млрд 690 млн грн гарантированно передаваемых в государственный бюджет. Плюс учитываем лишение Киева госсубвенции на выполнение функций столицы и в сухом остатке город остается на мели.
Но если бы у Киева было право распоряжаться в полном объеме налогом на прибыль и половиной поступлений от заработанного столичными предприятиями, город в текущем году получил бы минимум 7 млрд грн. Плюс – 4 млрд на выполнение функций столицы. Итого – 11 дополнительных миллиардов в городской бюджет. Вот вам и деньги на финансирование социальных программ, развитие города и так далее.
Партия местного самоуправления стоит на четкой идеологической платформе: Киеву немедленно нужна эффективная и современная программа реальных реформ, политики-государственники и чиновники-профессионалы.
Читайте также: Александр Кондрашов: “Кличко объявил в Киеве дефолт”
Кондрашов Александр Николаевич
Глава Совета Политической партии “Партия местного самоуправления”.
Автор 3 научных монографий (“Промышленность в национальной инновационной системе Украины” (2005 г.), “Промышленная политика в Украине: теория, методология, практика управления” (2008 г.), “Пути формирования и развития самодостаточных субъектов муниципального движения: европейские измерения и ориентиры” (2013 г.) Член специализированного ученого совета, профессор кафедры государственного управления и местного самоуправления Академии муниципального управления, кандидат экономических наук, доктор наук по государственному управлению, заслуженный экономист Украины. Родился 12 августа 1974 года. Женат. Отец троих детей.