Алексей Бусаев: “Смешно, когда у города не хватает средств на ремонт детских садиков и школ, а на демонтаж МАФов в 2015 году находят 23 млн грн”

Алексей Бусаев: “Смешно, когда у города не хватает средств на ремонт детских садиков и школ, а на демонтаж МАФов в 2015 году находят 23 млн грн”

Две недели протестов Ассоциации мобильных кофеен у стен КГГА принесли свои плоды. Вчера, после очередного митинга, предпринимателям удалось достичь с руководством столичной мэрии первого компромисса. После двухчасовой встречи, на которой присутствовали руководитель ассоциации Алексей Бусаев, мэр Киева Виталием Кличко и директора профильных департаментов КГГА, была создана рабочая группа, призванная наработать новые правила игры для передвижной торговли. О конкретных задачах этого органа, а также о том, чем разнятся подходы чиновников и предпринимателей, Алексей Бусаев в интервью “КиевВласти”.

KV:  Каковы результаты вчерашних переговоров в мэрии?

Алексей Бусаев: При департаменте промышленности и развития предпринимательства КГГА создана рабочая группа, которая должна отменить или переработать утвержденную недавно Комплексную схему размещения объектов передвижной мелкорозничной торговли в г. Киеве.

В этот орган включили представителей нашей ассоциации, а также от градостроительного департамента и департамента благоустройства. 25 августа мы должны будем представить отчет о своместной работе. Соответственно, аукцион, на котором чиновники собирались продавать места в схеме согласно апрельскому распоряжению КГГА, отложен. Пока до 28 августа.

Конечно, мы собираемся настаивать на отмене Комплексной схемы размещения объектов передвижной мелкорозничной торговли в г. Киеве. Любой архитектор подтвердит, что наносить на любые городские планы движущиеся объекты – по меньшей мере, непрофессионально.

Также мы будем требовать внести изменения в Правила благоустройства г. Киева в части механизма осуществления демонтажей. Этот документ не так давно был изменен Киевсоветом с подачи чиновников таким образом, что автокофейни фактически приравняли к киоскам. А это, понятное дело, не соответствует ни действующей нормативно-правовой базе, ни здравому смыслу.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook 

KV: Открытые торги считаются наиболее прозрачной и некоррумпированной формой конкурсных процедур. Почему ассоциация выступает против их проведения?

Алексей Бусаев: Дело в том, что люди, которым предлагют участвовать в торгах, работали на своих точках по три-четыре года, развивая бизнес с нуля. Когда предприниматель становится на точку, он некоторое время нарабатывает клиентов, только тратя свои ресурсы. А теперь ему предлагают на аукционе выиграть место, в которое он вкладывался несколько лет, завоевывая постоянных клиентов.

В КГГА рассчитывают, что биться за это место предприниматель будет до последнего и заплатит максимальную сумму. Все же хотят работать на тех местах, на которых они уже работали. Поэтому в КГГА и полагают, что аукцион будет мега-прибыльным за счет того, что людям предложат выиграть их же места. Это не совсем честно. Особенно с учетом того, что многие владельцы автокофеен имеют на руках все необходимые документы, дающие им право заниматься торговлей в местах, где не запрещена стоянка транспортных средств.

KV:  Будут ли такие аукционы в действительности успешными?

Алексей Бусаев: В нынешнее кризисное время у людей просто нет таких денег, чтобы вкладываться еще и в торги. Давайте сначала восстановим экономику, жизнеспособность государства, а потом уже начнем смотреть на мелких предпринимателей, как на источник дополнительных бюджетных поступлений. Если нужно повышать доход бюджета, давайте упрощать разрешительные процедуры, устанавливать открытые правила игры и помогать людям зарабатывать.

Этим власть продемонстрирует, что в Киеве легко заниматься малым бизнесом, и что это занятие поощряется. Только такие шаги будут стимулом для бизнеса выходить из тени.

KV: Какая часть рынка находится в тени?

Алексей Бусаев: Четкого учета передвижной торговли нет. Всего Киеве работают порядка 2 тысяч подобных объектов. Наша ассоциация объединяет около 40% участников рынка, и у всех наших членов оформлены необходимые документы, установленные законодательством и, кстати, решением Киевсовета №62/62 от 4 сентября 2014 года. Этих документов три: свидетельство о регистрации предпринимателя, заключение санитарно-эпидемиологической службы и техпаспорт автомобиля с отметкой о его переоборудовании.

Сколько людей работают со всеми необходимыми разрешительными документам из остальных 60% участников рынка, сказать сложно. Многие просто привыкли, что в стране нет порядка и не верят, что законная работа возможна. Поэтому, наверное, никогда и не оформляли необходимые документы, другие, наверняка, оформили лишь часть из них.

KV:  Утверждение КГГА новой Комплексной схемы размещения объектов передвижной мелкорозничной торговли поможет бизнесу выйти из тени?

Алексей Бусаев: В том виде, как это было утверждено, это будет способствовать лишь тенизации рынка. Те, кто работает без документов, не пойдут на аукцион, а продолжат искать лазейки и платить за крышевание отдельным чиновникам или структурам.

Кроме того, утвержденная ранее Комплексная схема предполагает существенное сокращение количества передвижных торговых точек. Т.е. это приведет к уничтожению рабочих мест, созданию нездоровой конкуренции между предпринимателями и стравливанию их друг с другом. 2 тысячи человек будут лезть на 229 мест. Это – давка, которая может привести к некорректному поведению и множеству эксцессов, которых можно избежать. Поджоги, кражи, избиения – вот, с чем мы на практике можем столкнуться.

Специфика работы автокофейни заключается как раз в том, что сегодня она стоит в определенном месте, а завтра там может кто-либо припарковаться, и придется сдвинуться на пять, десять, пятьдесят метров.

Но в этом и заключаются плюсы передвижной торговли, которые благодаря Комплексной схеме могут исчезнуть. Утром машина может стоять на одном потоке клиентов, днем – возле какого-нибудь офисного здания, вечером снова переехать к транспортному узлу, а ближе к ночи разместиться у какого-либо места отдыха. А каждого предпринимателя решили прикрепить к конкретной точке, которая будет приносить прибыль не в течение всего дня, а лишь пару часов.

KV: Что в данной ситуации предлагает ваша ассоциация?

Алексей Бусаев: Поскольку для нас нет возможности официально платить за аренду земли, мы предлагаем городу обязать нас покупать парковочные талоны. Их можно оформить в виде абонементов на месяц или, например, на квартал. Во-первых, это обеспечит городу прямые поступления в бюджет. Во-вторых, это даст возможность понять, какой объем рынка готов работать легально. Ведь многие предприниматели готовы платить в бюджет, поскольку это дешевле, чем оплачивать услуги крышующих структур.

Если все владельцы мобильных кофеен оплатят абонемент: с каждой мобильной кофейни, например, будет оплачена 1 тыс. грн. в месяц, это дополнительно привлечет в бюджет Киева не менее 6 млн. грн. в год. 

Подробнее: Автокофейни предлагают Киеву плату за парковку своих торговых точек

У нас сейчас, к примеру, вся реклама в метрополитене приносит в год те же шесть миллионов! Город получит прямые поступления, которые он сможет использовать на любые необходимые цели, а предприниматели будут иметь абсолютно легальное основание для работы.

KV: Однако в КГГА настаивают на оплате паевого участия в благоустройство наравне со стационарными временными сооружениями (ВС, киоски, МАФы). Вас категорически не устраивает такой подход?

Алексей Бусаев: Сбор паевых взносов не вполне законен. Согласно законодательству, паевое участие должно касаться только заказчиков строительства, которые в связи с участием в застройке территории должны ее облагораживать. К транспортным средствам эту норму применять некорректно. Также не предусмотрены законодательством ни разрешения на размещение переоборудованных для приготовления кофе транспортных средств, ни разрешения на торговлю с автомобиля.

Мы хотим, чтобы торговля в Киеве развивалась в правовом поле, а паевые взносы ставят нас в незаконное положение. Вдумайтесь хотя бы в формулировки: нам предлагают участвовать в аукционе, чтобы выиграть на нем право внести в бюджет добровольный взнос – это даже звучит как-то нелепо.

KV: Но в мэрии утверждают, что оплата паевого участия станет реальным основанием для работы передвижной торговли.

Алексей Бусаев: Ни выигрыш места в Комплексной схеме, ни оплата паевого участия предпринимателю спокойной работы гарантировать не сможет. А если завтра власть в Киеве сменится, и новая власть решит опять всю “разрешиловку” на торговлю перекроить по-другому? Я заплачу, например, за год, а правила изменятся уже через три месяца. У нас такое случается сплошь и рядом. Тогда у предпринимателя даже не будет оснований обратиться в суд, потому что договор об оплате паевого участия как-бы добровольный и не дает ему никаких гарантий.

В Законе Украины “О перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности” ни о каком паевом участии упоминаний нет, и согласно закону, этот перечень исчерпывающий. Поэтому в КГГА паевое участие и оформляется как “добровольный взнос”. То есть, никаких юридических последствий его уплата не влечет. За что тогда его платят предприниматели?

А парковочный сбор, как был, так и останется. Поэтому оплата абонемента за парковку при любых обстоятельствах позволит нам легально находиться на улицах. И в городской бюджет таким образом всегда будут поступать средства от передвижной торговли, какая бы власть в городе не установилась.

Наше предложение позволит городу тратить такие поступления на действительно нужные вещи: на развитие транспортной инфраструктуры, жилищный фонд, социальные программы. А деньги с паевого участия идут на демонтаж тех же киосков, но это трата средств не по назначению. Глупо и смешно, когда у города не хватает средств на ремонт детских садиков и школ, а на демонтаж МАФ в 2015 году находится 23 млн. грн. Ни много, ни мало – миллион долларов!

KV: Кстати, распределение мест на аукционах заставит владельцев объектов передвижной торговли повышать свои цены?

Алексей Бусаев: Цены придется повысить, потому что оплачивать торги придется сразу, и эти траты нужно будет как-то окупать. Сейчас, например, один из наиболее популярных напитков – латте, стоит в мобильных кофейнях порядка 16 – 18 грн., а в кафе уже от 30-40 грн. При этом качество его не отличается, потому что он в обоих случаях готовится обученными бариста на одинаковых профессиональных кофемашинах. В этом заключается социальная функция передвижной торговли, ведь поход в киевское кафе сейчас сможет себе позволить далеко не каждый. А эта функция может исчезнуть, потому что цены практически выровняются.

KV: Критики передвижной торговли с вами не согласятся. Бытует мнение, что, например, шаурму у нас готовят из бродячих кошек или рубят туда собак вместе с конурой.

Алексей Бусаев: Это очень наивные представления, таким просто нет смысла заниматься. Не так уж дорого заказать продукты напрямую у производителей, поставляются они сразу в гофротаре. Приготовление происходит по технологическим картам, которые предусматривают четко определенную рецептуру. В передвижных фаст-фудах есть рукомойники, продавцы имеют санитарные книжки, а на авто оформлены санитарные паспорта.

Кроме того, существует свободный рынок, функционирующий как живой организм. Конкуренция заставляет нас и сдерживать цены, и улучшать качество. Когда рядом стоят две-три машины, предприниматель озабочен, чтобы у него был более качественный кофе, а у продавца – опрятный внешний вид. Ведь если покупатель увидит грязную машину и неопрятного продавца, он подойдет за покупкой к его соседу.

Кстати говоря, уменьшение количества работающих точек до 229 сильно ударит по конкурентному регулированию рынка. Качество скорее всего будет падать, потому что конкурентов вокруг уже не будет, а цена вырастет, поскольку расходы на аукционы нужно будет окупить. Новые игроки уже тоже не могут войти на этот рынок, потому что количество мест искусственным образом ограничено.

Между тем, в Европе и США передвижная торговля успешно работает и приносит прибыль. И зарубежный опыт показывает, что она будет и дальше развиваться.

KV: А как в Европе и США регулируется передвижная торговля?

Алексей Бусаев: Там предприниматель просто покупает лицензию на торговлю. Она дает право заниматься данным видом бизнеса и выдается на десять – пятнадцать лет. При этом, не устанавливается никаких дополнительных преград. Если предприниматель с этой лицензией нарушит, например, правила парковки, встанет на газон, перегородит какой-то въезд или выезд, его тут же оштрафуют, как обычного водителя и все.

Есть места, где запрещена торговля, и, торгуя там, он тоже будет оштрафован. Но никто не станет ломать весь бизнес через колено и изгонять всех предпринимателей из-за того, что среди них встречаются отдельные нарушители.

Некоторые виды лицензий можно купить на более долгий срок, даже пожизненно. Кстати, во многих странах с развитой рыночной экономикой приобретенную лицензию можно перепродать или передать по наследству. Т.е. человек имеет полное право сказать, что он владеет бизнесом.

А у нас это не бизнес, я даже не знаю, как это назвать. Ты не бизнесом занимаешься, а бегаешь по инстанциям, о чем-то договариваешься, следишь за всей разрешительной документацией, которая постоянно меняется, и думаешь о том, как попасть в какие-то комплексные схемы.

Беседовал Александр Зворский

КиевVласть

Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Київ виділив 10 млн гривень громадам області (на що пішли гроші)
Київ виділив 10 млн гривень громадам області (на що пішли гроші)
16:00 Цьогоріч дві громади Київщини – Козинська селищна та Феодосіївська сільська – вчергове отримали зі столичного бюджету по 5 млн гривень в якості компенсації…
Справи насущні: скільки та на що у червні 2024-го витрачало Рокитне
Справи насущні: скільки та на що у червні 2024-го витрачало Рокитне
09:00 Протягом червня 2024 року Рокитне Білоцерківського району Київщини здійснило публічних закупівель на 2,33 млн гривень. Найбільшою покупкою селища став модульний будинок, де цілодобово…
Нацполіція хоче припинити “бездозвільну” житлову забудову “КСМ-Груп” на столичному Академмістечку
Нацполіція хоче припинити “бездозвільну” житлову забудову “КСМ-Груп” на столичному Академмістечку
09:00 Правоохоронці розслідують факти порушень законодавства при будівництві житлових будинків на більш ніж 6,9 га землі столичного Академмістечка. Мова йде про забудову на земельних…
Banner
QlU7mDx4