В конце июля, после акций протестов, организованных Ассоциацией мобильных кофеен (АМК), в КГГА была создана рабочая группа, призванная согласовать с ассоциацией правила игры в сфере передвижной торговли. Потом горгосадминистрацией были проведены электронные торги, на которых из 229 изначально намеченных под размещение мобильных кофеен мест, были проданы 129. О том, какие плоды приносит начавшийся диалог с чиновниками, руководитель АМК Алексей Бусаев в интервью “КиевВласти”.
KV: Все ли идет так как надо? Достигнуто ли взаимопонимание с чиновниками?
Алексей Бусаев: Взаимопонимание между предпринимателями и чиновниками должно строиться на компромиссах. В нашем случае компромисс – это, когда обе стороны удовлетворены не полностью, но делают все возможное, чтобы выигрывали потребители. Диалог с чиновниками есть, процесс идет.
Сейчас завершился первый этап торгов: предприниматели получили около 130-ти локаций, на которых городская власть считает их работу абсолютно легальной. Эти места были предварительно согласованы с нашей Ассоциацией. Сейчас мы совместно с профильными структурами КГГА работаем над согласованием новых локаций, где в Киеве еще будет разрешена передвижная торговля.
Думаю, ориентировочно 10-15 октября состоится второй этап торгов. На них должны будут выставлены те места, которые не были проданы на торгах 28 августа, и еще около сотни дополнительных – поданных на согласование нашей ассоциацией.
В принципе, я благодарен КГГА за то, что чиновники прекратили проводить огульные демонтажи автокофеен, пошли нам на уступки и поменяли противостояние на диалог.
Однако, предпринимателям, у которых нет документов разрешительного характера, я не советовал бы расслабляться: 164 ст КУпАП и ПДД никто не отменял.
KV: Вы отказались от идеи, чтобы городская власть вместо розыгрыша мест под мобильные авкофейни на торгах просто продала всем желающим парковочные талоны?
Алексей Бусаев: Это не идея, это – работающая модель. Мы говорили о парковочных талонах, как варианте поступлений в горбюджет от предпринимателей, пока на законодательном уровне не будет полностью урегулирован вопрос торговли с колес.
Проблема в том, что созданная в конце июля при Департаменте промышленности и развития предпринимательства КГГА рабочая группа называлась “По доработке схемы размещения средств передвижной мелко-розничной торговой сети в г. Киеве” и нам пришлось согласиться с тем, что на данном этапе радикально изменить модель легализации автокофеен в Киеве не получится.
Но в дальнейшем мы на это рассчитываем. В начале сентября АМК направила в КГГА официальное предложение создать еще одну рабочую группу, которая могла бы попыталась наработать более совершенный механизм легализации торговли с колес.
KV: Можете подробнее рассказать о том, как прошли электронные торги? Разговоров о том, что при их проведении применялись манипуляции, в предпринимательской среде ходит много…
Алексей Бусаев: Торги прошли не идеально. Многие из нас впервые участвовали в подобной процедуре, так что было много чего непонятного.
Есть места (лоты), которые были реализованы за огромные, как для малого бизнеса, деньги. Были и такие предприниматели, которые победив на торгах, отказывались оплачивать выигранную позицию. Очень много локаций также остались без внимания со стороны предпринимателей, потому что был установлен высокий порог: по ним предложили платить не реально дорого.
Я в курсе, что слухов по поводу проведения этих электронных торгов ходит много. Мы в данный момент совместно с Департаментом промышленности КГГА на рабочей группе занимаемся анализом результатов этих торгов. Конечно же, если имело место нарушение закона или процедуры торгов, то должно быть соответствующие разбирательство с привлечением к ответственности виновных.
Наша ассоциация будет на этом настаивать.
KV: Структуры КГГА пока полностью приостановили демонтажи автокофеен? Сколько вообще в Киеве сейчас работает автокофеен, владельцы которых ничего не платят в горбюджет?
Алексей Бусаев: Четкого количества объектов передвижной торговли в Киеве не знает никто. По информации АМК, в Киеве работают до 2 тысяч подобных объектов. Владельцев около 40% из них объединяет наша ассоциация. В этом случае у владельцев автокофеен есть на руках необходимые, предусмотренные законодательством документы: свидетельство о регистрации предпринимателя, заключение санитарно-эпидемиологической службы, техпаспорт автомобиля с отметкой о его переоборудовании.
Сейчас в вопросе демонтажей, скажем так, относительно тихо. Между АМК и КГГА действует соглашение о постепенном упорядочении исторического центра Киева. Сложно отрицать тот факт, что инфраструктура нашего города не справляется не только с парковкой личных автомобилей, но и с автокофейнями. Кроме того, приходится сталкиваются с предпринимателями, у которых отсутствует элементарное этическое отношение к окружающему миру.
Мы в профильной ассоциации как никто другой заинтересованы в цивилизованном развитии рынка мобильной торговли. Для этого мы, собственно, и направили руководству КГГА предложение создать рабочую группу, которая займется доработкой существующих правил, их адаптацией и внедрением европейских моделей уличной торговли.
KV: В чем очередные цели, которых собирается достичь Ваша ассоциация? Какой идеальны алгоритм взаимоотношений предпринимателей, занимающихся передвижной торговлей, и столичной власти Вы видите? Как собираетесь этого добиваться?
Алексей Бусаев: Нынешний мэр Киева Виталий Кличко неоднократно заявлял о полной прозрачности киевской власти, о реальной возможности общин влиять на решения власти, о возможности осуществлять прямой общественный контроль над чиновниками всех уровней.
Теперь все это нужно закрепить партнерскими соглашениями, и совместно наводить порядок в городе. При этом, очень важно, чтобы все соглашения с профильными ассоциациями были публичными и воспринимались, как представителями общественности и бизнеса, так и представителями власти, которые могут прийти в Киеве на смену действующему городскому руководству.
Тенденция “новая власть метет по-новому” должна отойти в прошлое.
Идеальный алгоритм взаимодействия бизнеса и власти прост. Это законность, ответственность, прозрачность и диалог с предпринимателями по всем спорным вопросами. В итоге это должно вылиться в простоту ведения бизнеса.
Если менеджеры, управляющие городом, создадут нам тепличные условия для развития, это будет способствовать улучшению инвестиционного климата Киева в целом.
Беседовал Александр Зворский