Альтернативный закон о столице от “Слуги народа”: две общины для киевлянина, ратуши и магистрат, амбассадор Киева и префектура КГГА

Альтернативный закон о столице от “Слуги народа”: две общины для киевлянина, ратуши и магистрат, амбассадор Киева и префектура КГГА

Законопроект о столице, который написала группа народных депутатов из “Слуги народа” под фактическим председательством потенциального кандидата в мэры Киева Александра Ткаченко, сулит киевлянам 10 райсоветов (по 20 депутатов) со своими администрациями и ратушами, сокращение Киевсовета до 80 депутатов и создание исполкома-магистрата, открытие новых городских электронных реестров и трансформацию Киевской горгосадминистрации (КГГА) в префектуру. Депутатов Киевсовета предлагается избирать по партийным спискам, а депутатов райсоветов – по мажоритарке и только от партий. Процедура избрания мэра столицы не меняется.

Об этом KV стало известно из законопроекта №2143-3 “О городе Киеве – столице Украины”, текст которого опубликован на сайте Верховной Рады (ВР).

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

KV упоминала об этом законопроекте, который готовился в строгой секретности. Его рамочная концепция была представлена узкому кругу 23 сентября. 

Законопроект внесен в Раду (без публикации текста на сайте ВР) 24 сентября. Сам документ опубликован 27 сентября.

Территориальное устройство: община города и районные общины 

Согласно законопроекту, Киев является территориально-административной единицей с единой городской общиной. При этом Киев состоит из десяти районов, которые также являются территориально-административными единицами со своими общинами.

Районы создает, ликвидирует и переименовывает Киевсовет. В законопроекте оговорено, что “в случае наличия соответствующих районных советов”, Киевсовет принимает решение об установлении границ таких районов с подачи соответствующих райсоветов.

В то же время, предполагается, что районы формируются с учетом исторических, культурных, социально-экономических, природных особенностей этих территорий:

  • числа жителей;

  • природного ландшафта (реки, озера, горы, овраги и т.п.), крайних границ улично-дорожной системы (улицы, переулки, проспекты, площади);

  • морфологии застройки, т.е. плановой структуры городской территории и типологии застройки, присущей городу или его части;

  • наличия территорий развития;

  • финансовой перспективности территории.

Первоочередной целью деятельности местной власти проект закона называет безопасность в городе: озеленение, безбарьерность городского пространства, чистый воздух и вода, приоритет пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта перед автомобилями и т.п.

Объекты культурного наследия законопроект признает особенной ценностью Киева и в общих чертах описывает то, как они охраняются и сохраняются с привлечением общественности. Детализацию законопроект возлагает прописать в Уставе территориальной общины Киева.

На местную власть возлагается миссия “содействовать социальной сплоченности, интеграции и безопасности в мирном и плюралистическом сообществе”, в котором бы учитывались потребности всех жителей и признавались особые потребности уязвимых групп населения.

Местная власть должна как можно шире привлекать к общественной жизни самих жителей, а первоочередное внимание уделять “созданию и надлежащему содержанию открытых, доступных, экологически чистых общественных пространств”. 

Устав территориальной общины и изменения к нему утверждает Киевсовет, при условии, что соответствующие решения перед этим приняло большинство райсоветов столицы. А разработку Устава (или изменения в уже существующий) документ могут инициировать:

  • не менее 20 тыс. членов территориальной общины города с правом голоса путем сбора подписей под петицией;

  • не менее трети депутатов от общего состава Киевсовета;

  • Киевский городской голова;

  • не менее трети районных советов.

Отдельно прописаны в законопроекте почетные звания и критерии их присвоения. Кроме традиционного звания “почетный гражданин” вводится звание “амбассадор Киева”. Его предлагается присваивать известным личностям, которые захотели бы продвигать интересы украинской столицы за рубежом. 

Местное самоуправление: районные и городской советы, столичный магистрат и городской голова

Вторая часть закона описывает рамки и механизмы местного самоуправления в столице. Декларируется, что местное самоуправление осуществляют территориальные общины города и его районов – “как непосредственно, так и через органы местного самоуправления”.

Эти органы составляют систему местного самоуправления, которая включает в себя: 

  • территориальную общину Киева;

  • Киевского городского голову;

  • Киевский городской совет;

  • Киевский магистрат;

  • территориальные общины районов Киева;

  • районные советы;

  • районные администрации;

  • органы самоорганизации населения.

Указывается, что Киевсовет, Киевский магистрат и райсоветы являются отдельными юридическими лицами.

Киевский магистрат

Исполнительный орган Киевсовета – Киевский магистрат – формируется Киевсоветом, в своей деятельности руководствуется решениями Киевсовета и распоряжениями Киевского городского головы. 

Путем внесения изменений в закон “О местном самоуправлении в Украине” (в части управления коммунальной собственностью), Киевский магистрат наделяется такими полномочиями управлять городской собственностью:

  • управление имуществом, которое относится к коммунальной собственности территориальной общины Киева в пределах, определенных Киевсоветом;

  • управление имуществом других юридических или физических лиц при получении его в установленном порядке;

  • выполняет решения Киевсовета о создании и ликвидации предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере его управления;

  • принимает решения по управлению предприятиями, учреждениями и организациями, которые относятся к сфере его управления;

  • на основании решения Киевсовета вносит предложения владельцам имущества, имеющего важное значение для обеспечения потребностей города, по его отчуждению в собственность территориальной общины;

  • внесение в соответствующие органы исполнительной власти предложений о передаче в сферу управления Киевсовета, передачи или продажи в коммунальную собственность территориальной общины города предприятий, организаций, учреждений, их структурных подразделений и других объектов, относящихся к государственной или другим формам собственности (то же касается долей, акций, паев, принадлежащих государству в акционерных обществах, расположенных на территории Киева, если они имеют важное значение для обеспечения выполнения городом столичных функций.

Заключительные положения законопроекта предполагают изменения и в “Земельный кодекс Украины”, в которых фигурирует столичный магистрат. Речь о том, что, в случае принятия Киевсоветом решения о внесении изменений в Генплан в части изменения функционального назначения территории, собственник земельного участка, который находится в пределах этой территории, имеет право на изменение целевого назначения земельного участка в соответствии с измененным местной властью функциональным назначением территории.

В таком случае изменение целевого назначения земельного участка происходит путем предоставления административной услуги Киевским магистратом. Дополнительное решение Киевского городского совета в таком случае не потребуется.

Структура магистрата, по представлению мэра Киева, также утверждается горсоветом, а должностные лица этого органа принимаются на службу по контракту (исключение делается только для лиц, относящихся к первой и второй категории должностей в органах местного самоуправления).

Руководители структурных подразделений магистрата назначаются и увольняются городским председателем, который является главным должностным лицом городской общины. Он, собственно, и возглавляет магистрат (исполнительный орган Киевсовета), а также председательствует на заседаниях Киевсовета. 

Киевский городской голова

Полномочия мэра Киева, как и любого мэра, определяются законом “О местном самоуправлении в Украине”, но с учетом особенностей предлагаемого закона о столице. 

Киевский мэр имеет такие полномочия:

  • вносить на рассмотрение Киевсовета проекты решений;

  • выдавать организационно-распорядительные документы (распоряжения, поручения и т.п.);

  • создавать временные или постоянные совещательные органы Киевского городского головы;

  • по согласованию Киевсовета назначать и увольнять заместителей Киевского городского головы;

  • назначать руководителей структурных подразделений Киевского магистрата;

  • организовывать взаимодействие Киевского магистрата и районных администраций и обеспечивать информационный обмен между ними;

  • по решению Киевсовета заключать договора о взаимодействии от имени территориальной общины Киева с территориальными общинами смежных с Киевом сел, поселков, городов, имеющих интенсивные функциональные, транспортные, экономические, трудовые и социальные связи с Киевом, в порядке, определенном законами;

  • вносить на рассмотрение Киевсовета проекты решений, подготовленных на основе электронных петиций, которые набрали необходимое количество голосов в свою поддержку в течение установленного срока и относятся к сфере полномочий Киевского городского совета;

  • рассматривать электронные петиции, набравшие необходимое количество голосов в свою поддержку в течение установленного срока и относящиеся к сфере полномочий Киевского городского головы, и по результатам рассмотрения принимать необходимые меры;

  • участвовать в подготовке и обсуждении проектов законов, постановлений, других актов ВР, актов президента и Кабмина, касающиеся Киева;

  • участвовать в решении вопросов о проведении в Киеве мероприятий общегосударственного и международного характера;

  • участвовать в заседаниях Кабмина с правом совещательного голоса при рассмотрении вопросов, касающихся Киева;

  • вносить на рассмотрение президента, Кабмина проекты нормативных актов по вопросам, касающихся Киева;

  • вносить в соответствующие органы исполнительной власти предложения о передаче в сферу управления Киевсовета, передаче или продаже в коммунальную собственность городской общины и/или районов столицы предприятий, организаций, учреждений, их структурных подразделений и других объектов, относящихся к государственной или другим формам собственности, а также долей (акций, паев), принадлежащих государству в акционерных обществах, расположенных на территории Киева, если они имеют важное значение для обеспечения выполнения городом своих столичных функций;

  • получать информацию о деятельности всех предприятий, учреждений и организаций на территории города, независимо от их подчинения и форм собственности, в части, касающейся города и влияющей на интересы территориальной общины в порядке, установленном законом;

  • инициировать заключение и подписывать международные договоры, касающиеся города;

  • подписывать решения Киевсовета в случаях, предусмотренных этим законом (описываются случаи, когда вместо него это делает секретарь горсовета или председательствующий на внеочередной сессии Киевсовета, см. ниже);

  • созывать очередные и внеочередные пленарные заседания Киевсовета;

  • организовывать взаимодействие Киевсовета и районных советов и обеспечивать информационный обмен между ними;

  • осуществлять иные полномочия, определенные этим законом.

У Киевского городского головы должны быть минимум три заместителя:

  • заместитель по вопросам финансов;

  • заместитель – главный архитектор;

  • заместитель – управделами магистрата.

Зампред по вопросам финансов исполняет свои обязанности в структуре магистрата:

  • обеспечивает реализацию бюджетной, финансовой и экономической политики Киева;

  • направляет деятельность и координирует взаимосвязи структурных подразделений магистрата (по вопросам бюджетирования, финансов, экономики, бухгалтерского и налогового учета) (ст.26).

Зампред – управделами магистрата координирует и направляет деятельность магистрата и его должностных лиц.

Зампред – главный архитектор возглавляет отдельное структурное подразделение в составе магистрата и 

  • отвечает за разработку городской политики в сфере градостроительства и архитектуры; 

  • обеспечивает разработку и рецензирование градостроительной документации, пространственных секторальных (отраслевых) концепций, а также правил застройки города;

  • выступает организатором архитектурных, градостроительных, художественных конкурсов, в том числе концепций, касающихся  транспортных решений;

  • обеспечивает развитие и администрирование городского градостроительного кадастра, отслеживает соответствие застройки города правилам застройки;

  • согласовывает градостроительную документацию в соответствии с правилами застройки города;

  • согласовывает проектные решения объектов строительства в исторических ареалах, площадей, парков скверов, бульваров, набережных (кроме проектов, определенных по результатам конкурсов).

Главного архитектора назначает мэр Киева – по результатам конкурса. Положение о конкурсе утверждает Киевсовет.

У градоначальника могут быть и другие зампреды, курирующие иные сферы в рамках полномочий.

Киевсовет и его “коллегиум”

Киевсовет является представительским органом столичной территориальной общины. Его составляют 80 депутатов, которые, как и мэр, принимают решения в соответствии с уже упоминавшимся законом “О местном самоуправлении”, и так же с учетом особенностей, предусмотренных этим законом. 

Помимо рядовых депутатов, в Киевсовете есть секретарь, а также коллегия.

Коллегия Киевсовета – совещательный орган, формирующий повестку дня заседаний пленарных заседаний горсовета. В ее состав входят мэр, председатель районного совета (или его первый заместитель), секретарь Киевсовета, главы постоянных комиссий, уполномоченные представители депутатских фракций и групп Киевсовета. Положение о деятельности коллегии принимает Киевсовет, а ее решения учитываются при формировании повестки дня.

Пленарные заседания Киевсовета созываются в соответствии с действующим законом “О местном самоуправлении” и проходят в помещении, определенном в регламенте. 

Правом созыва внеочередных заседаний Киевсовета наделяется треть депутатов Киевсовета в случае, если городской голова в течение 10 календарных дней не сделал этого по требованию трети депутатов. Если же он, а также секретарь не явились на такое внеочередное заседание, депутаты имеют право сами избрать председательствующего из числа присутствующих – он будет вести заседание и подпишет его протокол и принятые решения совета.

Законопроект устанавливает, что кроме депутатов и чиновников на пленарных заседаниях могут присутствовать и другие лица (хотя прямо не сказано, что пленарные заседания проходят в открытом для доступа общественности режиме): “обеспечивается право каждого присутствовать на пленарных заседаниях Киевского городского совета, кроме случаев, предусмотренных законодательством”.

Регламент Киевсовета принимают депутаты простым большинством. Этот документ определяет: 

  • порядок принятия решений Киевсовета;

  • способ формирования календарного плана сессии, повестку дня пленарного заседания и порядка проведения пленарных заседаний Киевсовета;

  • порядок и правила (основы) создания депутатских групп и фракций Киевсовета;

  • организацию работы комиссий Киевсовета;

  • требования по оформлению проектов актов Киевсовета и сопроводительных документов и проч.

Исключительным правом вносить на рассмотрение сессии проект городского бюджета наделяется столичный мэр, а все другие проекты решений на рассмотрение сессии Киевсовета могут вносить его депутаты, градоначальник и его заместители (если им делегировано такое право градоначальником), а также райсоветы.

Решения по проектам, принятые Киевсоветом, подписываются городским головой. Они вступают в силу с дня их официального обнародования (если органом или должностным лицом не установлен позднейший срок введения действие этих актов).

При этом, в течение пяти дней с момента принятия решение Киевсовета может быть остановлено городским головой и внесено на повторное рассмотрение с обоснованием замечаний к нему. Совет будет обязан это сделать в двухнедельный срок. Если в итоге замечания градоначальника будут отклонены и подтверждено предыдущее решение двумя третями депутатов, оно оно вступает в силу. А если в установленный срок мэр не подписывает решение Киевсовета, это вместо него делает секретарь совета, а решение официально обнародуется секретариатом Киевсовета.

Депутаты Киевсовета принимают участие в работе совета на постоянной основе и являются должностным лицом органа местного самоуправления. Каждый депутат:

  • должен работать в одной из постоянных комиссий Киевсовета;

  • может иметь помощников-консультантов (их статус определяется отдельно специальным положением Киевсовета);

  • досрочно лишается Киевсоветом полномочий, если за полгода пропустил более половины пленарных заседаний.

Райсоветы и их администрации

Законопроект восстанавливает районные советы в качестве представительских органов территориальных общин соответствующих районов города (напомним, их будет 10). Каждый райсовет состоит из 20 депутатов.

Исполнительным органом райсовета является районная администрация, возглавляемая председателем (его назначает райсовет по итогам открытого конкурса, объявленного в первую неделю работы райсовета и прошедшего за шестьдесят дней). Если за десять дней после оглашения результатов конкурса ни один из кандидатов не будет назначен руководителем райадминистрации, исполняющего его обязанности должен назначить городской голова.

С руководителем райадминистрации заключается контракт сроком на два года. Возглавляемая им администрация ежегодно отчитывается перед райсоветом. Но положение о райадминистрации (включая примерный перечень ее структурных подразделений) утверждает не райсовет, а горсовет. Сами райадминистрации действуют также не сами по себе, а во взаимодействии с магистратом, обеспечивая с ним “постоянную коммуникацию и информационный обмен”.

КГГА и ее председатель

Третий раздел законопроекта описывает особенности осуществления исполнительной власти в столице, коей является КГГА). Ее полномочия таковы:

  • обеспечивать действие Конституции и законов, актов президента, Кабмина и других органов исполнительной власти;

  • обеспечивать законность и правопорядок, соблюдения прав и свобод граждан в пределах Киева;

  • отчитываться о выполнении соответствующих бюджетов и программ;

  • координировать деятельность территориальных органов центральных органов исполнительной власти;

  • обеспечивать взаимодействие органов исполнительной власти с органами местного самоуправления;

  • надзирать за соблюдением Конституции и законов органами местного самоуправления;

  • направлять и организовывать деятельность территориальных органов центральных органов исполнительной власти и обеспечивать их взаимодействие с органами местного самоуправления в условиях военного или чрезвычайного положения, а также чрезвычайной экологической ситуации.

Председатель КГГА имеет право:

  • присутствовать и выступать на заседаниях органов местного самоуправления;

  • обращаться в компетентные органы, учреждения и организаций всех форм собственности за необходимой информацией для осуществления своих полномочий и получать ее;

  • рассматривать обращения (заявления, жалобы и т.д.) по мотивам несоответствия актов органов местного самоуправления Конституции или законам;

  • обращаться в органы местного самоуправления с предписаниями об отмене решений органов самоуправления или о приведении этих решений в соответствие с Конституцией и законами;

  • обращаться в суд с исками, заявлениями и жалобами, а также с запросами о предоставлении информации о судебных делах по обжалованию актов органов местного самоуправления, которые рассматриваются этими судами;

  • приостанавливать решения органов местного самоуправления путем внесения протеста в связи с их несоответствием Конституции и/или законам  с последующим их обжалованием в суде (кроме актов индивидуального действия);

  • представлять КГГА в отношениях с другими госорганами и органами местного самоуправления;

  • в пределах утвержденного финансирования выступать распорядителем средств горгосадминистрации, используя их только по целевому назначению;

  • назначать на должности и освобождать от должностей своих заместителей, а также руководителей структурных подразделений КГГА;

  • создавать консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы, службы и комиссии, члены которых будут выполнять на общественных началах свои функции и обязанности (определяет эти задачи и функции, равно как и персональный состав созданных им совещательных и консультативных органов тоже председатель КГГА);

  • принимать другие меры, необходимые для выполнения возложенных на КГГА задач.

Исполняя свои обязанности, председатель КГГА издает приказы, распоряжения и протесты.

В законопроекте отдельно прописано, что председатель КГГА может проверять акты местных органов самоуправления Киева на предмет их соответствия Конституции и действующему законодательству, и если обнаружит признаки несоответствия первых вторым – издает предписание или протест.

Предписание – письменное требование привести решения местного самоуправления в соответствие с Конституцией или законами, и является обязательным к рассмотрению тем органом местной власти, которому предписание направлено. Предписание должно содержать четкие сроки рассмотрения (не менее 20 рабочих дней), а про его результаты сообщается не позднее 10 дней по их истечении.

Протест председателя КГГА обладает большей силой влияния на решения местной власти – он останавливает действие акта органа местного самоуправления (кроме индивидуальных актов) на основе несоответствия такого акта Конституции или законам со ссылкой на те или иные конкретные нормы, которые нарушил или нарушает решение местной власти.

Оговаривается, что протест останавливает действие указанных актов не ранее, чем он официально обнародован. А председатель КГГА не позднее, чем на следующий после опротестования день, должен обратиться в суд с иском об отмене акта. 

Сам опротестованный акт возобновляет свое действие на пятый рабочий день с даты остановки его действия председателем КГГА (кроме случаев, когда акт опротестовал суд).

Повторное опротестование одного и того же решения местной власти председателю КГГА запрещено.

Стратегическое планирование, градостроительство и кадастры

Четвертый раздел законопроекта посвящен стратегическому планированию в Киеве, стратегическим документам, касающимся развития города, а также его информационным системам. 

Стратегическое планирование описывается в целом как баланс между удовлетворением современных потребностей киевской общины и защитой интересов ее будущих поколений, включая потребность в безопасной и здоровой окружающей среде. В частности, речь идет о таких направлениях планирования:

  • создание и реализация жилищной программы для обеспечения горожан жильем;

  • развитие социальной инфраструктуры города;

  • создание и содержание общественных пространств;

  • модернизация сетей инфраструктуры и повышение их энергоэффективности;

  • улучшение мобильности, развитие пешеходной, велосипедной инфраструктуры и системы общественного транспорта;

  • сохранение и охрана культурного наследия города;

  • сохранение и развитие объектов природно-заповедного фонда;

  • активная политика инноваций и образования.

Стратегическое планирование должно быть гибким, учитывать изменения социально-экономических условий в городе, а для этого предусмотрен постоянный мониторинг жизнедеятельности Киева, согласование планов с стратегическими документами, учет финансовых возможностей реализовывать те или иные запланированные проекты.

Обязательными признаются общественные обсуждения и слушания в процессе принятия стратегических документов развития и градостроительной документации.

Стратегическими названы такие документы: 

  • стратегия устойчивого развития Киева;

  • концепция интегрированного развития районов; 

  • секторальные (отраслевые) концепции в определенной сфере городской жизни;

  • градостроительная документация Киева (Генеральный план, зонинг (зонирование), детальные планы территорий (ДПТ);

  • правила застройки города Киева;

  • программы экономического и социального развития города Киева и районов в городе Киеве.

Особенности разработки или изменений в эти документы утверждает Киевсовет. Но ДПТ, как и законопроекте №2143, утверждают райсоветы. Это, как уже отмечала КиевVласть, с высокой степенью вероятности может привести к усилению хаоса в градостроительстве.

Особое место в законопроекте отведено градостроительному кадастру Киева – городской геоинформационной системе сохранения и использования геопространственных данных о городской территории. Этот кадастр должен быть публичным документом, кроме случаев, когда доступ к содержащейся в нем информации ограничен законом. Администрирует цифровую базу кадастра магистрат, а положение о нем утверждает Киевсовет.

Предусмотрены также несколько несколько городских информационных систем в составе кадастра:

  • “Транспортная модель города Киева” для хранения и моделирования транспортных потоков;

  • “Зеленый кадастр города Киева” с данными обо всей древесной растительности города и ее состоянии;

  • единая цифровая топографическая основа города Киева – постоянно обновляющийся ресурс, содержащий результаты топографо-геодезических изысканий и контрольно-геодезических съемок (эта система является основой для разработки градостроительной документации, проектов землеустройства и всей проектной документации объектов строительства). 

Городской сервис и контроль: ратуши, электронная канцелярия и “всевидящее око” магистрата

Пятый раздел законопроекта говорит о городе как сервисе, и в нем идет речь о районных ратушах.

В каждом районе Киева по решению райсовета может создаваться ратуша – место, в котором сосредоточены органы районного самоуправления и их подразделения. По задумке, ратуша должна стать также центром предоставления в электронной или другой форме социальных и административных услуг жителям района.

Ратуша также мыслится авторами проекта закона как место, где не реже одного раза в неделю ведут личные приемы депутаты райсовета.

Также в Киеве должна быть создана общегородская электронная канцелярия – электронная система учета публичной информации и актов местной власти и ее исполнительных органов, а также коммунальных предприятий, учреждений и организаций. Это предлагается сделать ради открытости местной власти и упрощения общения с ней жителей города. Обеспечивать всем необходимым электронную канцелярию должен магистрат за счет городского бюджета.

Шестой раздел законопроекта посвящен контролю, аудиту и мониторингу в городе. Совместный контроль местной власти и общественности, по задумке, должен обеспечить “нулевую толерантность” к незаконным застройкам, а также отслеживать целесообразность и направления трат городского бюджета.

Для этого Киевсовет имеет право создавать контрольно-ревизионные комиссии (КРК) для текущих проверок по вопросам, имеющим общественное значение. В состав КРК будут входить депутаты горсовета, которые смогут привлекать к ее работе экспертов со стороны (с правом совещательного голоса).

Предметом аудита могут быть вопросы, касающиеся:

  • поступлений в городской бюджет налогов и сборов и других доходов;

  • осуществления расходов городского бюджета магистратом и районными администрациями;

  • управления объектами коммунальной собственности в части, касающейся обеспечения отчисления (уплаты) в городской бюджет средств, полученных территориальной общиной как владельцем таких объектов;

  • осуществления государственных закупок местной городской властью;

  • иных операций, связанных с поступлением средств в горбюджет и их использованием;

  • показателей эффективности деятельности должностных лиц исполнительных органов Киевсовета.

Результаты внешнего аудита подлежат ежегодному опубликованию на сайте Киевсовета (к первому июня текущего года). На основании заключения внешней аудиторской проверки КРК готовит отчет перед Киевсоветом.

В свою очередь, Киевский магистрат обязан осуществлять как текущий, так и ежегодный контроль за использованием переданной в использование городской собственности – соблюдаются ли условия договоров и  градостроительные нормы.

При этом в текущем режиме контроль осуществляется в случае поступления в магистрат информации о возможных нарушениях указанных условий и норм, а ежегодный проводится в обязательном порядке.

В случае обнаружения нарушений условий использования городской собственности магистрат выносит нарушителям предупреждение, а если они их не устранят – магистрат через суд разрывает соответствующие договора.

Кроме этого, Киевский магистрат обязан каждый год проводить инвентаризацию зеленых зон (древесной растительности), чтобы выяснить – соответствует ли информация в Зеленом кадастре об их состоянии реальному положению дел. Во избежание путаницы и разночтений, Киевсовет по представлению магистрата утверждает Положение о порядке оценки состояния и методике определения стоимости зеленых насаждений. Если выявлено по итогам ежегодной проверки, что нанесен ущерб зеленым зонам – его возмещает в бюджет балансодержатель насаждений.

Выборы в Киевсовет

Законопроект предполагает дополнить закон “О местных выборах” разделом, устанавливающим основные положения местных выборов в столице. Они таковы:

  1. Выборы Киевского городского головы проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства в едином одномандатном избирательном округе, границы которого совпадают с территорией Киева. Их победителем будет считаться кандидат, набравший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не наберет более половины голосов избирателей, в двухнедельный срок проводится второй тур выборов с участием двух кандидатов, набравших больше всего голосов в первом туре. 

  2. Выборы депутатов Киевсовета проводятся по пропорциональной избирательной системе в многомандатных избирательных округах. Выборы проходят по открытым избирательным спискам городских организаций политических партий так, чтобы избиратель имел право определять приоритетность позиции кандидата в списке партии, за которую он голосует.

  3. Выборы депутатов районных советов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства в многомандатных избирательных округах, на которые делится территория того или иного района; организация и порядок проведения местных выборов в Киеве определяется действующим законодательством, регулирующим вопросы проведения местных выборов, с учетом особенностей, изложенных в этом законе.

Особенности проведения выборов в Киевсовет таковы, что право на участие в распределении депутатских мандатов получают кандидаты-“списочники” тех партий, списки которых поддержали не менее 5% избирателей.

Законопроект не допускает к выборам в Киевсовет самовыдвиженцев. Хотя городская организация политической партии может выдвигать кандидатами как своих членов, так и беспартийных.

Городские организации партий имеют свободу составить избирательный список в количестве от 8 до 80 кандидатов, но должны распределить кандидатов из общегородского рейтингового списка по округам – от 1 до 8 кандидатов на один городской избирательный округ.

В день голосования избиратель будет голосовать и за список партии, и за конкретного кандидата на своем округе. Соответственно, в бюллетене для голосования будет содержаться две строчки:

  • “Поддерживаю избирательный список городской организации политической партии за порядковым №”;

  • “Поддерживаю кандидата в депутаты Киевского городского совета от этой городской организации политической партии за порядковым №”.

В конце каждого предложения будет по два трафарета для вписывания цифр, из которых состоит порядковый номер партии в официальном перечне субъектов избирательного процесса, и порядковый номер кандидата в депутаты в утвержденном городской организацией этой же партии избирательном списке в конкретном округе.

То есть нельзя будет поддержать одну партию и одновременно кандидата-выдвиженца от другой партии. Если избиратель не заполнит трафарет выбора конкретного кандидата или впишет туда цифры несуществующего порядкового номера в списке, будет считаться, что избиратель поддерживает весь список партии, но не голосует за конкретного кандидата из списка. 

При подсчете голосов Киевская городская избирательная комиссия сначала определит перечень партий, набравших 5% и более. 

Количество голосов избирателей, необходимых для получения одного депутатского мандата в многомандатном избирательном округе (т.е. избирательная квота), исчисляется путем деления суммарного количества голосов избирателей, поданных за все городские организации партий, получивших пять и более процентов голосов избирателей, на число, равному общему составу Киевсовета (80).

Далее комиссия будет устанавливать избранных депутатов по такому алгоритму:

  • количество мандатов в Киевсовет, которое получила городская организация партии, вычисляется путем деления суммарного количества голосов избирателей, поданных за городские организации партий, получивших пять и более процентов голосов избирателей, на избирательную квоту (см. выше);

  • количество мандатов, которые получают городские организации партии, прошедшие в Киевсовет, на одном многомандатном округе, вычисляется путем деления суммарного количества голосов избирателей, поданных за городскую организацию партии на данном округе, на избирательную квоту;

  • для определения кандидатов на многомандатном округе, которые получат депутатский мандат, проводится рейтингование в соответствии с полученными ими процентами голосов (согласно второй строчке избирательного бюллетеня);

  • процент голосов, который получил кандидат в  многомандатном округе, вычисляется путем деления количества голосов, набранных каждым кандидатом, на количество голосов избирателей, проголосовавших на округе, и дальнейшего умножения результата на 100.

Если кандидаты в многомандатном избирательном округе от одной городской организации партии получают одинаковый результат, то преимущество получает тот кандидат, который в первоначальном списке партии занимал более высокую позицию.

А голоса избирателей, которые не обеспечили партии конкретный депутатский мандат на многомандатных округах, переходят в общегородскую копилку партии. Эти голоса распределяются в порядке размещения депутатов в общегородском списке, объявленном при подаче документов в столичный избирком.

Выборы в райсоветы

Право выдвижения кандидатов в депутаты районного совета принадлежит избирателям, и реализуется ими через местные организации партий или путем самовыдвижения. 

В пределах района формируется десять многомандатных округов. Местные организации партий могут выдвигать только одного кандидата в пределах одного округа.

На каждом многомандатном округе, из которых составляется соответствующий район города, депутатами избираются два кандидата, получившие наибольшее количество голосов.

Законная сила

В заключительных и переходных положениях законопроекта сказано, что закон “О городе Киеве – столице Украины” вступает в силу на следующий день после его официального обнародования.

В то же время, введение в действие некоторых частей закона откладываются до дня, следующего за днем после дня принесения присяги Киевским городским головой и депутатами Киевсовета, избранных на ближайших местных выборах. Речь идет о статьях и разделах закона, касающихся:

  • новшеств административно-территориального устройства и связанных с ними бюджетных процессов (имеется в виду создание десяти районов столицы);

  • изменения структуры и полномочий городской власти (изменение полномочий городского председателя, создание магистрата, райсоветов и райадминистраций со всеми вытекающими последствиями) и КГГА;

  • стратегического планирования, КРК и ведения кадастров.

До тех пор в части властных полномочий городской власти и исполнительной государственной власти продолжают действовать не противоречащие новому закону нормы действующего на сегодняшний день закона “О столице Украины – городе-герое Киеве”. 

Кроме того, законопроект устанавливает, что в случае внеочередных выборов в Киевсовет его новоизбранные депутаты получат статус должностных лиц органа местного самоуправления только с 1 января 2021 года.

Коллектив авторов и законопроекты-конкуренты

Самым видным соавтором законопроекта является Александр Ткаченко, бывший гендиректор телеканала “1+1” Игоря Коломойского. Ткаченко не первый месяц прочат то как кандидата в мэры Киева от “Слуги народа”, то как реального претендента на пост главы КГГА

На весомость законопроекта указывает соавторство главы фракции “Слуга народа” Давида Арахамии, первого замглавы фракции Александра Корниенко и главы комитета ВР по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования Михаила Радуцкого (несколько лет назад работал заместителем главы КГГА Виталия Кличко).

Среди соавторов законопроекта присутствует киевская мажоритарщица Анна Бондарь (округ №220, Подол) и Вадим Струневич, которых киевские архитекторы перед внеочередными выборами ВР прямым текстом отнесли к “группе коррупционеров – истребителей Киева”. 

Эта “группа”, по мнению архитекторов, курируется нынешним секретарем комитета ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Дмитрия Исаенко, а также скандальным киевским застройщиком Андреем Ваврышем – товарищем главы Офиса президента Андрея Богдана и соавтора законопроекта Александра Ткаченко. 

По косвенным признакам к “группе Ваврыша” также причисляют еще одного соавтора законопроекта – Дмитрия Гурина (округ №218, часть Оболони и часть Святошино). 

Под “законопроектом Ткаченко” также подписались киевские мажоритарщики: Максим Перебийнис (округ №212, Дарница); Сергей Швец (округ №214, Днепровский район); Богдан Яременко (округ №215, часть Дарницкого и Днепровского районов); Леся Забуранная (округ №216, Дарница, ДВРЗ, Харьковский массив); Марьяна Безуглая (округ №217, Оболонь); Анна Пуртова (округ №221, Печерский район и часть Соломенского района); Роман Грищук (округ №222, часть Соломенского района); Людмила Буймистер (округ №223, Шевченковский район).

Среди соавторов законопроекта о столице есть два мажоритарщика от Киевской области:

  • Олег Дунда (округ №91, Фастов, Макаровский, Фастовский районы, часть Киево-Святошинского района Киевщины) – глава подкомитета по вопросам строительства и проектирования комитета ВР по вопросам организации госвласти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства, бывший директор компании-застройщика ООО “А.В.С.”;

  • Александр Дубинский (округ №94, Васильков и Обухов, и соответствующие районы Киевщины), зампред комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, журналист и блогер. 

Также соавторами законопроекта являются:

  • Артем Ковалев, глава подкомитета по вопросам речного транспорта комитета ВР по вопросам транспорта и инфраструктуры, бывший гендиректор УНИАН;

  • Гео Лерос, замглавы комитета ВР по вопросам гуманитарной и информационной политики, глава подкомитета по вопросам культурной политики.

Широкой общественности Гео Лерос известен как инициатор и организатор движения муралов. Ранее в роли советника Юрия Стеця курировал муралы в Министерстве информационной политики,а также в роли советника Виталия Кличко курировал муралы в Киеве.

с 24 июня с.г. – советник президента Владимира Зеленского. В день своего назначения Гео Лерос написал в Facebook, что первым делом хочет инициировать ежемесячный “обед с президентом”- серию встреч с людьми, которые формируют культурный имидж страны на мировой арене (режиссерами, архитекторами, художниками, кинооператорами, украинскими дизайнерами, музыкантами, креативщиками, организаторами фестивалей, людьми, которые борются за сохранение культурного наследия, включая здания эпохи модернизма и мозаики).

Альтернативный закон о столице от “Слуги народа”: две общины для киевлянина, ратуши и магистрат, амбассадор Киева и префектура КГГА

Глава Офиса президента Андрей Богдан (слева) и советник президента Гео Лерос (справа), фото: Facebook Андрея Богдана

Отметим, что среди соавторов альтернативного законопроекта “Слуги народа” о столице нет трех киевских мажоритарщиков:  Александра Юрченко (округ №211, Голосеево), Артема Дубнова (округ №213, Троещина) и Николая Тищенко (округ №219, Святошино).

Александр Юрченко и Николай Тищенко выступают соавторами первого законопроекта “Слуги народа” №2143 “О внесении изменений в Закон Украины “О столице – городе-герое Киеве”. Этот законопроект уже прошел профильный комитет и может быть рассмотрен в первом чтении на ближайшем пленарном заседании ВР. 

Подробнее: Новый закон о Киеве: восстановленные райсоветы и досрочные выборы мэра и горсовета

На соавтора первого законопроекта “Слуги народа”, вышеупомянутого Дмитрия Исаенко, обращает внимание в своей петиции на сайте президента один из учредителей общественной организации “Община Андреевского спуска” Виталий Билецкий.

 “… Исаенко Д.В, который имеет прямое отношение к многолетней афере на Почтовой площади. Именно по его письму был изменен авторский надзор и началось строительство ТРЦ в подземном пространстве без отвода земельного участка, строительство двух заведений общественного питания, которые введены в эксплуатацию неизвестным путем и перепроданы. Вместе с тем вся остальная территория Почтовой площади сегодня не введена в эксплуатацию законно и представляет собой аварийно опасную конструкцию…, что вместе с угрозой обвала транспортной эстакады грозит безопасному пребыванию людей в поездах метрополитена во время поездки на перегоне от “Почтовой площади” до “Майдана Незалежности”, – написано в просьбе к Владимиру Зеленскому наложить вето на любой законопроект о столице, в работе над которым не участвовала община Киева и в котором не учтены мнения киевлян.

Читайте: В ГПУ пропали материалы уголовного производства по стройке ТЦ под Почтовой площадью – активистка

Кроме альтернативного “законопроекта Ткаченко” и основного законопроекта “Слуги народа” в ВР зарегистрированы еще два альтернативных законопроекта:

  • №2143-2 (фракция “Голос”). Среди соавторов – Олег Макаров из команды Сергея Гусовского, бывший глава постоянной комиссии Киевсовета по вопросам по вопросам регламента и депутатской этики). Этот законопроект KV подробно разберет в следующей статье;

  • №2143-1 (группа депутатов из разных фракций, групп и внефракционных). Этот законопроект можно назвать “законопроектом Кличко”. Среди соавторовСергей Алексеев (“Европейская солидарность”), давний соратник Виталия Кличко по “УДАРу”.

Подобнее: Закон о столице от Кличко: ликвидация КГГА, единая община Киева и реанимация райсоветов

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Автор:
Алексей Игнатьев, Антон Подлуцкий
Рекомендуємо до перегляду
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
Справи насущні: скільки та на що у жовтні 2024-го витрачав Київ
09:00 У жовтні столичні розпорядники бюджетних коштів назамовляли робіт, товарів та послуг на 4,91 млрд гривень, що майже на півтора мільярди більше цього показника…
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
Депутатські ротації: 31 депутат покинув районні ради Київщини у 2024 році
09:00 На районному рівні в Київській області за рік відбулися значні політичні зміни, які відбилися на складі рад та політичному ландшафті регіону. У 2024…
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
“Рибне місце”: прокуратура намагається забрати в оточення Івахіва-Пилипишина 7,8 га столичного лісу
09:00 Наразі в судах вирішується доля 7,8 га лісу в заказнику “Дарничанка” – біля колишнього хутору Рибного в Дніпровському районі Києва. Столична прокуратура вимагає…
Banner
QlU7mDx4